(Из книги Дмитрия Логинова "Протоапостол"
Сивилла Ерифрея (Иерофилая, или Эритрейская, или Герофила). Иллюстрация из "Книги о сивиллах, колика быша и кими имены, и о предречении их" Николая Спафария (1673)
Для Гермы было естественно принять Старицу за СИВИЛЛУ. Ведь первые христиане как понимали пришествие Христа? Как исполнение ветхозаветных пророчеств? Да, и ветхозаветных тоже. НО ЛИШЬ НАРЯДУ СО МНОГИМИ, МНОГИМИ ДРУГИМИ БОЛЕЕ ДРЕВНИМИ И БОЛЕЕ ТОЧНЫМИ.
Это лишь последнюю пару веков устроено заинтересованными кругами так, что почти для всего христианского указывается исток (или псевдо-исток) ветхозаветный и никакой более. Христиане же первых веков такой однобокостью восприятия собственных корней не страдали вовсе.
Тогда ведь еще не придумали библейский канон, объединяющий под одной обложкой заветы Новый и Ветхий. Канон Библии 144 года от Р.Х. не включал ни одной из ветхозаветных книг. Зато содержал «Антитезы» — книгу Маркиона, показывающую 36 антитез, то есть непримиримых противоречий Нового завета завету Ветхому.
Да, ветхозаветные пророчества о Христе есть, и древнейшее из них — предсказание «языческого» волхва Валаама, до сих пор проклинаемого иудеями. Прочие ветхозаветные представляют, как правило, отсылки к этому Валаамову пророчеству или аллюзии на него и притом невнятные. Большей древностью и большей точностью отличаются пророчества о пришествии Богочеловека, содержащиеся в священных текстах индуистских, авестийских, шумерских, скифских (первоисточники приведены в книге УПОВАНИЕ «ЯЗЫЧНИКОВ»).
Первопророчицей о Христе, согласно преданию нашей Традиции, была книга Веста. Она пришла на Русь из Арктиды вместе с Арием Гиперборейским. Ею была принесена «в край русский» (говоря словами Велесовой книги) благая весть о грядущем воплощении Даждьбога. Культ Весты был храним остяками (называвшимися иногда — вестяки). Он распространился до южного Урала, а оттуда проник в Средиземноморье. Одной из средиземноморских его ветвей сделался институт весталок, перенятый у Трои Римом, другой — институт СИВИЛЛ. (Одно из величальных имен Ария Гиперборейского: Сив — библейское Сиф — сивиллы есть, таким образом, последовательницы учения Ария Гиперборейского.)
К нему-то и обращали взоры большинство первохристиан, желая осмыслить этот поразительный факт: пришествие на землю во плоти — Бога.
Что приходило прежде всего на ум христианам ранним как основание из веков прошлых для укрепления веры в Евангелие, которое они проповедовали? Книги Сивилл! пророчества о Христе в оных!
А большинство христиан современников наших или не знают об этом приоритете у христиан первых или, что называется, и знать не желают. Однако беседа Гермы и ангела в «Пастыре» о таком с очевидностью всей свидетельствует.
Да ведь и тем более было естественно Герме видеть СИВИЛЛУ в Старице, что сивилла именем Герофила (слово Старица по-гречески звучит: Геронта) изображалась держащей меч обоюдоострый, символизирующий «меч уст», с чем явно перекликается Апокалипсис (Откр 1:16).
Персидская же сивилла за тринадцать веков до Р.Х. предрекала воплощение Богочеловека (она же за тысячелетие предсказала в подробностях жизнь Александра Македонского). Ее почитал св. мученик Иустин Философ (второй век по Р.Х.), негодовавший на закон иудейский: «по действию злых демонов определена [законом иудейским] смертная казнь тем, кто станет читать книги Сивиллы, чтобы страхом отвратить читающих людей от научения доброму, и удержать их в рабстве [закону иудейскому] ” (Иустин Философ, Апология христианства Первая, 155 год).
Сивилла же Киммерийская предрекла рождество Богородицы и приход волхвов: «Мы все почитать Ее [Богородицу] будем. [Вижу]: Царя великого на руках Она держит и праведные трое царей приносят ему дары».
Страдания Христа предсказала сивилла Самосская. Хоть и молчала о них — от скорби о предстоящем поругании людьми Бога.[1] Не слышали слов из уст ее, но видели поток слез из глаз этой сивиллы острова Сам и видели ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ, который она носила на голове, и то, что единственным облачением служила ей БАГРЯНИЦА… и — чистый свиток она держала всегда в руке, предрекая рожденье завета Нового. Сивилла Самосская ведала, что Сам Бог принесет себя в жертву за грехи мира и дарует людям Новый завет — она знала это за более чем тысячелетие до Р.Х.
О фракийском острове Сам (Самос), кстати: именно на нем и был зарожден институт сивилл.[2] Именем Сивилла нарек свою дочь Дардан, праотец троянцев, о коем античный поэт с говорящим именем Арктин упоминает в начале своей знаменитой поэмы «Разрушение Илиона (Трои)». Дардан был первый насельник острова Сам и первый хранитель той самой «тайны самофракийцев», о коей проникновенно напишет епископ Остиумский в позднеантичном трактате «О воскресении — против иудеев».
Имя Дардан имеет русские корни — Дар Дан — и построено по такому же принципу, что и старорусские имена Ждан, Зван…
Дар, дан который был Богом богов прародителю основателей Трои, являл собою, согласно поэме Арктина, легендарный Палладий — скульптурное изображение Лады, которое пало с неба.
Имя же Сивилла, ставшее нарицательным, означает, согласно Варрону (первый век до Р.Х.): Божья Воля. Только из Варронова толкования непросто понять, почему. А ведь существовало древнерусское женское имя Всевола (сохранилось только мужское Всеволод), которое означало всецелую преданность вышней воле. Исследователь Алена Селиванова полагает: Сивилла есть видоизмененное (латинизированное) Всевола.
Всецелая преданность вышней воле — саморастворение в ней — это именно и позволяло сивиллам пророчествовать.
Пришествие Христа предсказано было также сивиллою Эритрейской. Она внезапно произнесла гекзаметром (которому никогда не училась) пророчество, начинавшееся словами: «Се бо гряде с неба Царь и от века до веку ста Его царствие». Эритрейская сивилла предсказала не только рождение Христа и неправедный суд над ним, но также и Его ВТОРОЕ пришествие «под звук трубы Судной»!
Сивиллы продолжали пророчествовать еще и во времена, близкие Пришествию первому. Тибуртинская сивилла, именем Альбунея, в год первый до Р.Х. предостерегла императора Октавиана Августа, возжелавшего сделаться живым богом: «Тебе не стать богом»! «Но почему же?», удивился Октавиан. «Потому что истинный Бог уже через год родится», ответила Альбунея. И, вынув из своих волос гребень,[3] подняла его к небесам. И произошло чудо: небо разверзлось — император увидел Богоматерь с Младенцем Христом на руках, причем исходил от них невиданный на земле свет, который потом был прозван — после преображения Христа на горе Фавор — светом фаворским…
[1] сравним у иеромонаха Романа: «В Твоей любви спасенье чаю, Молясь, прошу только о том, Чтоб жизнь минутою молчанья Прошла перед Твоим Крестом».
[2] На картине Баккьякка (16 век) Сивилла изображена в скифском (он же фригийский/фракийский) колпаке.
[3] как тут не вспомнить гиперборейский гребень, что найден был Гумилевым и принесен в дар царице русской?
(Фото из сети интернет)