Найти тему
99 подписчиков

Христа предрекли сивиллы

(Из книги Дмитрия Логинова "Протоапостол"

https://www.litres.ru/dmitriy-loginov-8552/protoapostol-blagovestvovanie-germy-o-kom-svershilos/chitat-onlayn/

(Из книги Дмитрия Логинова "Протоапостол" https://www.litres.

Сивилла Ерифрея (Иерофилая, или Эритрейская, или Герофила). Иллюстрация из "Книги о сивиллах, колика быша и кими имены, и о предречении их" Николая Спафария (1673)

Для Гер­мы бы­ло ес­тес­твен­но при­нять Ста­рицу за СИ­ВИЛ­ЛУ. Ведь пер­вые хрис­ти­ане как по­нима­ли при­шес­твие Хрис­та? Как ис­полне­ние вет­хо­завет­ных про­рочеств? Да, и вет­хо­завет­ных то­же. НО ЛИШЬ НА­РЯДУ СО МНО­ГИМИ, МНО­ГИМИ ДРУ­ГИМИ БО­ЛЕЕ ДРЕВ­НИ­МИ И БО­ЛЕЕ ТОЧ­НЫ­МИ.

Это лишь пос­леднюю па­ру ве­ков ус­тро­ено за­ин­те­ресо­ван­ны­ми кру­гами так, что поч­ти для все­го хрис­ти­ан­ско­го ука­зыва­ет­ся ис­ток (или псев­до-ис­ток) вет­хо­завет­ный и ни­какой бо­лее. Хрис­ти­ане же пер­вых ве­ков та­кой од­но­бокостью вос­при­ятия собс­твен­ных кор­ней не стра­дали вов­се.

Тог­да ведь еще не при­дума­ли биб­лей­ский ка­нон, объ­еди­ня­ющий под од­ной об­ложкой за­веты Но­вый и Вет­хий. Ка­нон Биб­лии 144 го­да от Р.Х. не вклю­чал ни од­ной из вет­хо­завет­ных книг. За­то со­дер­жал «Ан­ти­тезы» — кни­гу Мар­ки­она, по­казы­ва­ющую 36 ан­ти­тез, то есть неп­ри­мири­мых про­тиво­речий Но­вого за­вета за­вету Вет­хо­му.

Да, вет­хо­завет­ные про­рочес­тва о Хрис­те есть, и древ­ней­шее из них — пред­ска­зание «язы­чес­ко­го» вол­хва Ва­ла­ама, до сих пор прок­ли­на­емо­го и­уде­ями. Про­чие вет­хо­завет­ные пред­став­ля­ют, как пра­вило, от­сылки к это­му Ва­ла­амо­ву про­рочес­тву или ал­лю­зии на не­го и при­том нев­нятные. Боль­шей древ­ностью и боль­шей точ­ностью от­ли­ча­ют­ся про­рочес­тва о при­шес­твии Бо­гоче­лове­ка, со­дер­жа­щи­еся в свя­щен­ных тек­стах ин­ду­ист­ских, авес­тий­ских, шу­мер­ских, скиф­ских (пер­во­ис­точни­ки при­веде­ны в кни­ге УПО­ВАНИЕ «ЯЗЫЧ­НИ­КОВ»).

Пер­вопро­рочи­цей о Хрис­те, сог­ласно пре­данию на­шей Тра­диции, бы­ла кни­га Вес­та. Она приш­ла на Русь из Ар­кти­ды вмес­те с Ари­ем Ги­пер­бо­рей­ским. Ею бы­ла при­несе­на «в край рус­ский» (го­воря сло­вами Ве­лесо­вой кни­ги) бла­гая весть о гря­дущем воп­ло­щении Даждь­бо­га. Культ Вес­ты был хра­ним ос­тя­ками (на­зывав­ши­мися иног­да — вес­тя­ки). Он рас­простра­нил­ся до юж­но­го Ура­ла, а от­ту­да про­ник в Сре­дизем­но­морье. Од­ной из сре­дизем­но­мор­ских его вет­вей сде­лал­ся ин­сти­тут вес­та­лок, пе­реня­тый у Трои Ри­мом, дру­гой — ин­сти­тут СИ­ВИЛЛ. (Од­но из ве­личаль­ных имен Ария Ги­пер­бо­рей­ско­го: Сив — биб­лей­ское Сиф — си­вил­лы есть, та­ким об­ра­зом, пос­ле­дова­тель­ни­цы уче­ния Ария Ги­пер­бо­рей­ско­го.)

К не­му-то и об­ра­щали взо­ры боль­шинс­тво пер­вохрис­ти­ан, же­лая ос­мыслить этот по­рази­тель­ный факт: при­шес­твие на зем­лю во пло­ти — Бо­га.

Что при­ходи­ло преж­де все­го на ум хрис­ти­анам ран­ним как ос­но­вание из ве­ков прош­лых для ук­репле­ния ве­ры в Еван­ге­лие, ко­торое они про­пове­дова­ли? Кни­ги Си­вилл! про­рочес­тва о Хрис­те в оных!

А боль­шинс­тво хрис­ти­ан сов­ре­мен­ни­ков на­ших или не зна­ют об этом при­ори­тете у хрис­ти­ан пер­вых или, что на­зыва­ет­ся, и знать не же­ла­ют. Од­на­ко бе­седа Гер­мы и ан­ге­ла в «Пас­ты­ре» о та­ком с оче­вид­ностью всей сви­детель­ству­ет.

Да ведь и тем бо­лее бы­ло ес­тес­твен­но Гер­ме ви­деть СИ­ВИЛ­ЛУ в Ста­рице, что си­вил­ла име­нем Ге­рофи­ла (сло­во Ста­рица по-гре­чес­ки зву­чит: Ге­рон­та) изоб­ра­жалась дер­жа­щей меч обо­юдо­ос­трый, сим­во­лизи­ру­ющий «меч уст», с чем яв­но пе­рек­ли­ка­ет­ся Апо­калип­сис (Откр 1:16).

Пер­сид­ская же си­вил­ла за три­над­цать ве­ков до Р.Х. пред­ре­кала воп­ло­щение Бо­гоче­лове­ка (она же за ты­сяче­летие пред­ска­зала в под­робнос­тях жизнь Алек­сан­дра Ма­кедон­ско­го). Ее по­читал св. му­ченик И­ус­тин Фи­лософ (вто­рой век по Р.Х.), не­годо­вав­ший на за­кон и­удей­ский: «по дей­ствию злых де­монов оп­ре­деле­на [за­коном и­удей­ским] смер­тная казнь тем, кто ста­нет чи­тать кни­ги Си­вил­лы, что­бы стра­хом от­вра­тить чи­та­ющих лю­дей от на­уче­ния доб­ро­му, и удер­жать их в рабс­тве [за­кону и­удей­ско­му] ” (И­ус­тин Фи­лософ, Апо­логия хрис­ти­анс­тва Пер­вая, 155 год).

Си­вил­ла же Ким­ме­рий­ская пред­рекла рож­дес­тво Бо­горо­дицы и при­ход вол­хвов: «Мы все по­читать Ее [Бо­горо­дицу] бу­дем. [Ви­жу]: Ца­ря ве­лико­го на ру­ках Она дер­жит и пра­вед­ные трое ца­рей при­носят ему да­ры».

Стра­дания Хрис­та пред­ска­зала си­вил­ла Са­мос­ская. Хоть и мол­ча­ла о них — от скор­би о пред­сто­ящем по­руга­нии людь­ми Бо­га.[1] Не слы­шали слов из уст ее, но ви­дели по­ток слез из глаз этой си­вил­лы ос­тро­ва Сам и ви­дели ТЕР­НО­ВЫЙ ВЕ­НЕЦ, ко­торый она но­сила на го­лове, и то, что единс­твен­ным об­ла­чени­ем слу­жила ей БАГ­РЯ­НИЦА… и — чис­тый сви­ток она дер­жа­ла всег­да в ру­ке, пред­ре­кая рож­денье за­вета Но­вого. Си­вил­ла Са­мос­ская ве­дала, что Сам Бог при­несет се­бя в жер­тву за гре­хи ми­ра и да­ру­ет лю­дям Но­вый за­вет — она зна­ла это за бо­лее чем ты­сяче­летие до Р.Х.

О фра­кий­ском ос­тро­ве Сам (Са­мос), кста­ти: имен­но на нем и был за­рож­ден ин­сти­тут си­вилл.[2] Име­нем Си­вил­ла на­рек свою дочь Дар­дан, пра­отец тро­ян­цев, о ко­ем ан­тичный по­эт с го­воря­щим име­нем Ар­ктин упо­мина­ет в на­чале сво­ей зна­мени­той по­эмы «Раз­ру­шение Или­она (Трои)». Дар­дан был пер­вый на­сель­ник ос­тро­ва Сам и пер­вый хра­нитель той са­мой «тай­ны са­моф­ра­кий­цев», о ко­ей про­ник­но­вен­но на­пишет епис­коп Ос­ти­ум­ский в поз­дне­ан­тичном трак­та­те «О вос­кре­сении — про­тив и­уде­ев».

Имя Дар­дан име­ет рус­ские кор­ни — Дар Дан — и пос­тро­ено по та­кому же прин­ци­пу, что и ста­рорус­ские име­на Ждан, Зван…

Дар, дан ко­торый был Бо­гом бо­гов пра­роди­телю ос­но­вате­лей Трои, яв­лял со­бою, сог­ласно по­эме Ар­кти­на, ле­ген­дарный Пал­ла­дий — скуль­птур­ное изоб­ра­жение Ла­ды, ко­торое па­ло с не­ба.

Имя же Си­вил­ла, став­шее на­рица­тель­ным, оз­на­ча­ет, сог­ласно Вар­ро­ну (пер­вый век до Р.Х.): Божья Во­ля. Толь­ко из Вар­ро­нова тол­ко­вания неп­росто по­нять, по­чему. А ведь су­щес­тво­вало древ­не­рус­ское жен­ское имя Все­вола (сох­ра­нилось толь­ко муж­ское Все­волод), ко­торое оз­на­чало все­целую пре­дан­ность выш­ней во­ле. Ис­сле­дова­тель Але­на Се­лива­нова по­лага­ет: Си­вил­ла есть ви­до­из­ме­нен­ное (ла­тини­зиро­ван­ное) Все­вола.

Все­целая пре­дан­ность выш­ней во­ле — са­морас­тво­рение в ней — это имен­но и поз­во­ляло си­вил­лам про­рочес­тво­вать.

При­шес­твие Хрис­та пред­ска­зано бы­ло так­же си­вил­лою Эрит­рей­ской. Она вне­зап­но про­из­несла гек­за­мет­ром (ко­торо­му ни­ког­да не учи­лась) про­рочес­тво, на­чинав­ше­еся сло­вами: «Се бо гря­де с не­ба Царь и от ве­ка до ве­ку ста Его царс­твие». Эрит­рей­ская си­вил­ла пред­ска­зала не толь­ко рож­де­ние Хрис­та и неп­ра­вед­ный суд над ним, но так­же и Его ВТО­РОЕ при­шес­твие «под звук тру­бы Суд­ной»!

Си­вил­лы про­дол­жа­ли про­рочес­тво­вать еще и во вре­мена, близ­кие При­шес­твию пер­во­му. Ти­бур­тин­ская си­вил­ла, име­нем Аль­бу­нея, в год пер­вый до Р.Х. пре­дос­те­рег­ла им­пе­рато­ра Ок­та­ви­ана Ав­густа, воз­же­лав­ше­го сде­лать­ся жи­вым бо­гом: «Те­бе не стать бо­гом»! «Но по­чему же?», уди­вил­ся Ок­та­ви­ан. «По­тому что ис­тинный Бог уже че­рез год ро­дит­ся», от­ве­тила Аль­бу­нея. И, вы­нув из сво­их во­лос гре­бень,[3] под­ня­ла его к не­бесам. И про­изош­ло чу­до: не­бо раз­вер­злось — им­пе­ратор уви­дел Бо­гома­терь с Мла­ден­цем Хрис­том на ру­ках, при­чем ис­хо­дил от них не­видан­ный на зем­ле свет, ко­торый по­том был проз­ван — пос­ле пре­об­ра­жения Хрис­та на го­ре Фа­вор — све­том фа­вор­ским…

[1] срав­ним у и­еро­мона­ха Ро­мана: «В Тво­ей люб­ви спа­сенье чаю, Мо­лясь, про­шу толь­ко о том, Чтоб жизнь ми­нутою мол­чанья Прош­ла пе­ред Тво­им Крес­том».

[2] На кар­ти­не Баккь­як­ка (16 век) Си­вил­ла изоб­ра­жена в скиф­ском (он же фри­гий­ский/фра­кий­ский) кол­па­ке.

[3] как тут не вспом­нить ги­пер­бо­рей­ский гре­бень, что най­ден был Гу­миле­вым и при­несен в дар ца­рице рус­ской?

(Фото из сети интернет)