Гало-эффект (эффект ореола; halo effect, от англ. halo — ореол, сияние и лат. effectus — действие, результат) — когнитивное искажение, результат воздействия общего впечатления о чём-либо (явлении, человеке, вещи) на восприятие его частных особенностей.
Термин был введен Эдвардом Торндайком. Упрощенный пример эффекта ореола - когда человек замечает, что человек на фотографии привлекателен, ухожен и должным образом одет, он предполагает, используя ментальную эвристику, что человек на фотографии - хороший человек, основанный на правилах их собственной социальной концепции.
В отношениях между людьми есть масса примеров эффекта ореола. Вы и сами могли заметить, что впечатление о коллеге, соседях или новом знакомстве было продиктовано первичным общением с ними. И нередко со временем вы понимали, что первое впечатление было ошибочным.
Мошенники обводят своих жертв вокруг пальца, используя положительный эффект ореола. Максимально расположив к себе других, в определенный момент они извлекают выгоду для себя в ущерб обманутым людям.
Еще несколько примеров эффекта ореола в различных сферах жизни:
✅ при приеме на работу, выбирая среди соискателей с одинаковыми профессиональными навыками, работодатель отдаст предпочтение более привлекательному внешне кандидату;
✅ общаясь с симпатичным собеседником, мы воспринимаем его более позитивно, неосознанно для себя считаем его более умным, чем он может быть на самом деле;
✅ на первом свидании нам понравился человек, впоследствии будет непросто разглядеть его негативные стороны;
✅ покупая бытовую технику, мы скорее приобретем изделие знакомого нам производителя, чем того, кто встречается нам впервые;
✅ люди склонны больше доверять крупным, известным банкам, чем небольшим банковским организациям, пусть даже они и предлагают более выгодные условия кредитования или процентные ставки по депозитам;
✅ человеку, который изначально произвел впечатление отличного руководителя с организаторскими способностями, охотнее прощаются все ошибки и проступки, у него больше шансов их исправить и остаться на своей должности;
✅ знаменитые личности нередко ведут себя вызывающе: оскорбляют окружающих, позволяют себе пьяные выходки на людях — то есть то, что активно осуждается в отношении простых людей, не знаменитостей. В обществе нахальное поведение «звезды» воспринимается со снисхождением: мол, творческая личность — что с нее взять.
Отрицательный эффект ореола может сыграть злую шутку: людям с непривлекательной внешностью приходится прикладывать немало сил, чтобы завоевать расположение и доверие окружающих. Интересные личности бывают лишены общения из-за неправильно сложившегося мнения.
Со знаменитостями также случается, что негативный эффект ореола, сложившийся из-за одной ошибки, разрушает карьеру. Актера, сыгравшего роль в фильме, провалившем прокат, перестают приглашать на другие роли. Другому актеру, который, наоборот, слишком хорошо сыграл свою роль, больше не предлагают принять участие в проектах — он так и остается актером одной роли.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭФФЕКТА ОРЕОЛА В ПСИХОЛОГИИ
Не имеют значения интеллектуальные способности, возраст, половая принадлежность — практически все люди подвержены эффекту ореола. Человеческому мозгу свойственно навешивать на всё и вся ярлыки.
Причины, способствующие возникновению эффекта ореола:
Нехватка времени — из-за спешки, недостатка времени ближе познакомиться с человеком, мы вынуждены опираться на первое мнение. В лучшем случае можем проанализировать несколько известных об этой личности фактов и на их основании составить о нем впечатление.
Информационный перегруз — физически невозможно полноценно сконцентрироваться на изучении одной личности, если человек окружен большим количеством знакомых и много контактирует с людьми.
Мышление стереотипами — шаблоны личностей, которые могли быть нам навязаны окружающими, не позволяют реально проанализировать индивидуума. «Худой — значит, злой», «толстый — значит, добродушный», «двоечник Дима не добьется успеха», «красавица Катя удачно выйдет замуж». Сколько этих стереотипов на деле не оправдывались. Красавица Катя ударилась в науку и с головой погрузилась в карьеру. Двоечник Дима увлекся музыкой и стал известным музыкантом, получающим внушительные гонорары за свое творчество.
Незначительность личности — при первом знакомстве человека сразу оценивают на «полезность» и «не полезность». Общение с сыном профессора может быть выгодно, потому что через его папу можно заполучить тепленькое местечко. А вот общение с каким-нибудь Колей, чьи родители ничем не примечательны, не интересно, потому что не несет никакой выгоды. Хотя этот Коля — отзывчивый и преданный человек.
Неординарность личности (привлекательная внешность, какой-то необычный навык, талант). Когда кого-либо оценивают через одну яркую особенность, остальные воспринимаются как незначительные. Художник, талантливо изображающий природу, восторженно воспринимается публикой, несмотря на склочный характер. Девушка привлекает парней красивыми волосами, точеной фигуркой и миловидным лицом, хотя на деле она может быть жадной и двуличной.
Главной причиной, почему так трудно избавляться от «ярлыков», является консервативность человеческого мышления. Людям легче следовать уже готовым стереотипам, чем анализировать, углубляться в изучение других людей и явлений.
Психологической основой эффекта ореола является человеческая особенность мыслить аналогиями. Что нередко приводит к заблуждениям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе жизни стереотипы, диктуемые обществом и возникающие в процессе жизни, создают основу для восприятия окружающего мира. Шаблоны помогают личности чувствовать себя комфортно, потому что не выходят за пределы общества, в которой она живет.
Эффект ореола не только ускоряет обработку массивов информации, постоянно поступающих в мозг, но и позволяет адаптироваться в обществе. Однако слишком часто он оказывает «медвежью услугу», создавая ошибочное восприятие окружающих людей, позволяя манипулировать сознанием и поведением. Иногда стоит более осознанно подходить к оценкам, и периодически освежать свое мнение о людях и явлениях. Такой подход позволит сделать массу открытий в жизни и сделает вас более развитой и неординарной личностью.
Так же есть и обратная сторона. Негативная форма эффекта ореола, называемая эффектом рога, эффектом дьявола или обратным эффектом ореола, позволяет нежелательной черте или аспекту
человека или продукта оказывать негативное глобальное влияние. Психологи называют это "слепым пятном предвзятости": "Люди считают, что (негативные) черты взаимосвязаны". из-за негативного первого впечатления. The Guardian написала об эффекте дьявола в отношении Уго Чавеса: "Некоторые лидеры могут стать настолько демонизированными, что невозможно сбалансированно оценивать их достижения и неудачи". Для тех, кого видят в негативном свете, все, что они делают, является негативным.на примерах, в то время как положительные вещи, которые они делают, не видны или подвергаются сомнению.