ГЛАВА 76 ( Из серии "Хроники старого меломана ")
LED ZEPPELIN
Ничего более значительного ,чем второй альбом "Led Zeppelin ",в октябре 1969-ого года не случилось: по сравнению с ним открытие пекинского метро или избрание Вилли Брандта канцлером Германии представлялись более чем рядовым событием."Led Zeppelin -2" и открывающая его почти 6-минутная "Whole Lotta Love" отправили слушающую публику в глубокий нокаут ,никто не подозревал ,что рок может быть таким тяжёлым ,жёстким, грозным и агрессивным!.Казалось "битловские" "Helter Scelter" и "I Want You(She's So Heavy)" предельно точно обрисовали контуры "тяжести"в роке ,но "Led Zeppelin " жирным крестом перечеркнул все находки предшественников и стал новой точкой отсчёта в истории рока.Самое же поразительное заключалось в том ,что к тому моменту "Led Zeppelin " существовали менее года, но уже успели выпустить фантастически успешный первый альбом- вряд-ли кто-нибудь предполагал,что, отправившись в турне по его раскрутке, группа найдет время совершить революцию.
"ДВА ШАГА В БРЕДУ"
Первый диск "Led Zeppelin " вышел 12-ого января 1969-ого ,и уже на следующий день гитарист Джимми Пейдж начал писать материал для новой пластинки .В это время "Led Zeppelin "совершали первое турне по США (с декабря 1968-ого по февраль 1969-ого ) ,но все же между концертами музыканты сумели отрепетировать часть новых вещей.Как ехидно заметил басист Джон Пол Джонс,"мы не только бросали телевизоры из окон отеля и пьянствовали с развратными девченками , нашлось время и для глупостей вроде второго диска".С января по август 1969-ого "цеппелины" разрывались между Европой и США, совершив в этот период четыре полномасштабных европейских и три американских турне! "Если вы сегодня спросите ,как при таком графике мы ухитрились написать и записать второй диск,- говорит Джимми Пейдж ,-я не дам внятного ответа: все происходило в бреду и тумане". На самом деле все происходило так : выкроив два-три часа между концертами "цеппелины" приезжали в студию- в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Лондоне, Париже ,Ванкувере или на острове Мэн, всего было задействовано восемь студий,- которую накануне арендовал менеджер Питер Грант, и за это время черновик трёх -четырех вещей ,"Джимми рожал новые аккорды как безумная свиноматка поросят- вспоминает Джон Пол Джонс,-как правило ,это происходило на концертах во время импровизаций на тему "Dazed And Confused".Мы запоминали аккорды и наши ритмические рисунки и повторяли их в студии".
- Текст песни мог быть написан в парижском отеле,-вспоминает Роберт Плант ,-ритм-секцию мы записывали в Лондоне, накладывали на нее вокал в Нь-Йорке, гармонику в Ванкувере, а потом все сводили в Лос-Анджелесе, и все делалось за 18-20 часов- дурдом!".Убойная "Whole Lotta Love" структурно строилась на песне Вилли Диксона "You Need Love", 1962-ого года, для которой Пейдж написал два новых риффа.И хотя следов Диксона в ней не найти, его имя значится среди авторов.Забегая вперёд, надо сказать, что выпущенный в США сингл "Whole Lotta Love"(в Англии синглы "цеппелинов" не выходили) c ноября 1969-ого года по апрель 1970-ого собрал миллионный тираж. По словам сводившего диск звукооператора Эдди Крамера (к тому моменту он уже сделал себе имя ,как продюсер альбомов Хендрикса), "психоделические эффекты в "Whole Lotta Love" сконструированы с помощью перегруженного усилителя ,делителя голоса и микрофона, через которые последовательно пропустили гитару Джимми. Мы хотели добиться эффекта разваливающегося на части дирижабля ,у нас получилось: публика и критики поняли всё именно так!"
Перебивками жёстких и резких композиций стали "What ls And What Should Never Be" и "Ramble On", в которых Пейдж играл на акустической гитаре ,элемент поп-рока явственно проступает в "Thank You". "Металлический компонент " достиг своего пика в инструментальной "Moby Dick" ,где барабанное соло впервые в истории рока (в концертном варианте ) иногда длилось до получаса ,оставив,таким образом ,далеко позади предыдущего рекордсмена "Iron Butterfly",в"In -A-Gadda-Da-Vida" которых ударные звучали чуть более 15-и минут.Пронзительные гитарные соло в "The Lemon Song" и "Heartbreaker", где Пейдж задействует весь свой арсенал, включая виртуозные флажолеты, тейпинг и первые в роке проходы арпеджио, до сих пор пытаются копировать начинающие гитаристы. Но, как и в случае Хендрикса, не получается.Почему? "Джон Пол Джонс обвивает мои соло своим басом, создавая для меня единственно возможный , так сказать, туннель,через который я могу выйти из мрака импровизации на свет заданной гармонии-говорит Пейдж,- это очень сложный прием, потому,что бас-гитара всегда идёт в обгон соло , а кто знает ,куда меня занесёт фантазия? В том-то и суть волшебства Джонси ,что он всегда знал это раньше ,чем я сам!".
"Led Zeppelin -2" вышел 22-ого октября 1969-ого (объем предварительных заявок на диск составлял 400 тысяч) и выбил с 1-ого места хит-парада США "битловский" "Abbey Road"! К апрелю 1970-ого года американский тираж превышал три миллиона, в Англии диск достиг вершины хит-парада в феврале ; в британском хит-параде "Led Zeppelin -2" оставался 138 недель подряд. К 1999-ому году американский тираж диска превышал 12 миллионов ,на сегодняшний день альбом разошелся в мире почти 20 миллионов экземпляров и числится в Топ 10 самых тиражируемых альбомов в истории.
"Led Zeppelin -2" входит во все мыслимые рейтинги "величайших и влиятельнейших дисков".но главное его достижение все же не в поразительных цифрах: впервые в истории популярной музыки четыре музыканта-виртуоза писали и играли музыку не как сумму великолепных компонентов , а работали на одну общую идею. До них были "Cream" и "Blue Cheer", это тоже были супер-группы, но они поражали ,скорее ,мастерством каждого участника ,музыка шла вторым планом. Подвиг "цеппелинов" заключается в том, что великие музыканты избежали соблазна устроить игру в перетягивание одеяла ,вот почему результат выглядит внушительнее и весомее слагаемых из которых образуется сумма.
(по материалам журнала "Ровесник ")