Левитан - гений, создавший особое ощущение пейзажа на картине, именуемый: "пейзажа настроения". Облик и состояние природы одухотворяются и становятся носителями состояния человеческой души. Истинное единение человека может быть с природой, а людьми. Именно природа - отражение настроения и чувств человека. Вот и нет людей на пейзажах Левитана.
Вернее почти нет. Из сотен (ориентировочно, Левитан написал около 900 пейзажей) написанных пейзажей, «Осенний день. Сокольники» — особенная работа Левитана. Дело в том, что центр композиции – фигура девушки. Но я забегаю вперед. Сперва необходимо описать, что предшествовало написанию этой работы. Только так возможно понять, насколько важной оказалась эта картина в жизни художника.
Исаак Левитан родился в бедной еврейской семье. И если сегодня происхождение имеет не ключевой момент, так как богатая или бедная семья - это не признак происхождения... В середине 19 века дело обстояло иначе. Евреи были ограничены в своих правах, и мало кто из представителей этой нации мог рассчитывать на хорошие условия жизни. Отец Исаака был раввином, но в Москве перебивался лишь случайными заработками, но не стал препятствовать выбору сыну, когда тот объявил о желании поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Он стал любимым учеником Алексея Саврасова, общепризнанного мастера пейзажа. Левитан впитал слова учителя Саврасова и воплотил их в "пейзажах настроения": "Ты должен научиться писать так, чтобы жаворонка на холсте было не видно, а пение его - слышалось".
И, несмотря на общее признание таланта с самых первых лет учебы, Левитан не получил должного диплома. Паустовскиский писал: "Неприязнь к Саврасову преподаватели переносили на его любимого ученика - Левитана. Кроме того, талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было делом коренных русских художников. " Саврасов требовал серебряную медаль для своего любимого ученика и диплом классного художника.
Однако это решение не устроило руководство училища. В итоге по окончании училища звания художника Левитан не получил. Ему был выдан диплом учителя чистописания. Многих не устраивало, что еврей будет писать русскую природу. Кто знает, как сложилась бы судьба художника, даже не получившего нормального диплома, если Павел Третьяков не купил "Осенний день. Сокольники".
Этот пейзаж стал переломным в судьбе Левитана. Третьяков был в восторге от пейзажа никому неизвестного еврейского художника. Он заплатил за картину 100 рублей - огромные по тем временам деньги. Да и дело не в деньгах. Ведь если Третьяков покупал работу художника, это, по сути, означало всеобщее признание. А ведь Левитану тогда всего-то 19 лет и картина была выставлена на ученической выставке!
Впоследствии Третьяков написал Ивану Крамскому: : «В настоящее время в Московском училище есть несколько талантливых учеников:.. по пейзажу - Светославский, Эллерт, Левитан». Определенно, было особое чутье на талант у Третьякова. И заметьте, насколько независимо он мыслил. Никаких тебе упоминаний о происхождении и тому подобного. Я убежден, что в искусстве нет национальности, оно доступно каждому человеку на земле.
Но есть в этом пейзаже очень важный нюанс. Фигура девушки написана не рукой Левитана. А ведь именно эта незнакомка - центр композиции! Она одиноко идёт под дождём и ветром, олицетворяя собой осеннее настроение. На самом деле фигура написала не Левитаном, а его другом - Николаем Чеховым. Это не однофамилиц писателя Антона Павловича Чехова! Это его родной брат. Николай Чехов, как и Левитан, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С Левитаном они были друзьями, А впоследствии Левитан стал дружить и с Антоном Чеховым и у них была особенная, очень крепкая дружба.
Вероятно, с Николаем Чеховым дружба была бы так же крепка, более того – продуктивна. Всё-таки дополнение к Осеннему дню в Сокольниках оказалось очень выигрышным. Вот только Николай Чехов очень рано ушел из жизни, всего-то в 31 год... Последние годы жизни он пьянствовал и вел разгульный образ жизни. Антон Чехов неоднократно критиковал образ жизни брата и его отношение к своему таланту: «гибнет хороший, сильный русский талант, гибнет ни за грош».
За 39 лет жизни Левитан создал около 900 пейзажей. В его пейзажи необходимо всматриваться, и тогда они погружают в то настроение, которым дышит природа. А на картинах Левитана природа дышит, будто бы прямо на наших глазах качаются деревья, плывут облака и слышно течение реки. Его пейзажи не имеют ничего лишнего, они лаконичны и одновременно глубокие, погружающие в себя. Есть в это нечто общее с произведениями Антона Павловича Чехова.
Пейзаж «Осенний день. Сокольники» уникальная работа, которая стала редким исключением из правил для Левитана. Картину можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.