Все мы вышли из воды и туда же и уйдём. На этом, собственно, на философской части новейшего фильма «Аватар: Путь воды» можно ставить крест. Остальные попытки Джеймса Кэмерона насытить сиквел мыслями и идеями напомнили трепыхание бабочки в паучьей сети. Нового Тургенева из легендарного режиссёра и сценариста не вышло, проблему отцов и детей он так и не разрешил. До глубин (и в прямом и в переносном смысле) не добрался, обрекая хвостатых туземцев барахтаться на мелководье. И, похоже, в конце концов окончательно запутался в собственноручно сотворённой вселенной. Это если вкратце – для выброса накопившихся эмоций. Вам же, дорогие читатели, предлагаю более обстоятельную экскурсию по Пандоре. Спойлеров будет масса, так что осторожно!
К огромной массе фанатов исходного «Аватара» я себя не отношу, хотя и признаю, что для своего времени творение Кэмерона имело разрывной эффект. Центральная линия повествования – вторжение экспедиционных сил капиталистической державы (страны, империи, сообщества объединённых планет – как угодно называйте) с целью отъёма ресурсов и сопротивление местных племён – была до безобразия проста, но воспринималась на ура. Однако к синелицым худым каланчам никакой симпатии я не испытал уже чисто визуально. Ничего милого и кошачьего в поведении дикарей На’ви тоже не заметил – в меру кровожадны, циничны, хорошие охотники и воины. Другие и не смогли бы поставить на место бравого полковника Майклза Куоритча. Но вот с первых же кадров фильма нам показывают рай обетованный – счастливую жизнь племени, прогнавшего «небесных людей» с Пандоры.
Перебежчик Джейк Салли неплохо устроился, сохранил статус вождя и вместе с хвостатой супругой воспитывает своих и приёмных деток, среди которых есть и сын полковника. Куоритч младший, что интересно, щеголяет по инопланетным джунглям не в теле аватара, а в своём собственном – земном. В одной набедренной повязке и маске для дыхания – вылитый Маугли или Тарзан! Как мог человеческий детёныш выжить даже не в волчьей или обезьяньей, но всё-таки земной, стае – уму непостижимо и похоже на бред. При первом же насморке или пустяковой для На’ви царапине мальчонка бы воссоединился с собственным отцом – полагаю, нет нужды разжёвывать, что наша иммунная система не рассчитана на инопланетные микроорганизмы.
Счастье семейки Салли длилось по человеческим меркам довольно долго. Дети успели вырасти и получить азы туземного образования – то есть научились удить рыбу, стрелять из луков и даже кататься верхом на «птеродактилях». Всё изменила новая волна вторжения – и вот здесь Кэмерон настоящий молодец. Даже хорошенько получившие по зубам капиталистические корпорации не успокоится и так просто не отступят, ведь на кону основа и цель их существования – прибыль.
К сожалению, здесь режиссёр засовывает в раскрытый рот (а как не раскрыть, картинка, как говорит моя маленькая дочь, улёт?!) зрителя первую порцию невнятной каши. Вроде как людей с Пандоры изгнали давно, и за десять с лишним лет с момента первого вторжения все людские строения туземцы должны были растащить на бусы, а в касках мёртвых морпехов – готовить похлёбку. Но нет, буквально через пару кадров после высадки землян нам показывают укреплённую базу – целый город. И пытаются объяснить: дескать, это наши роботы-термиты постарались, они здание за шесть дней возвести могут! Одно здание. За шесть дней. А тут целый город. Да дети Джейка Салли своих детей наплодить бы успели, пока нечто подобное появилось бы на Пандоре.
Ну ладно город-крепость, но ведь на планете незнамо откуда внезапно появились железные дороги! И поезда, ведущие по ним оружие и снаряжение. Куда везут? На главную базу? Хорошо. А откуда? Где на Пандоре другие базы, где, наконец, заводы по производству этого самого оружия? Экспедиционный корпус, высаживающийся на враждебную планету, просто обязан везти всё имущество на все случаи жизни – гранатомёты, винтовки, боевых роботов – с собой. Он на чужой земле и не может позвонить в штаб и заказать пару «вертушек» или десяток «кулаков». И то, что поезд везёт какое-то оружие – полнейшая глупость. Эта сцена нужна была для того, чтобы показать, как ловкие и быстрые туземцы расправляются с сопровождением. Прямо слышишь победные вопли команчей – не Пандора, а Дикий Запад какой-то!
Ну хорошо, На’ви ограбили поезд и вооружились до зубов армейским оружием, а дальше что? Почему в фильме это никак не сыграло, почему из кустов в некий «решающий час» не выскочили синие дикари с пулемётами и не начали косить оккупантов их же оружием? Сцена с ограблением просто повисла в воздухе.
А если туземцам не нужны земные «пукалки», они все такие ловкие и смертоносные и играючи расправляются с элитными земными войсками, то тогда вообще из-за чего весь сыр-бор? Почему Джейк Салли вынужден бежать и прятать семью на каких-то островах, вместо того, чтобы на пинках вынести людей с Пандоры? В общем, логику в новом фильме искать бесполезно – только голова заболит.
На смену любимому многими персонажу первого «Аватара» – полковнику Майлзу пришла, если верить Валентине Толкуновой, настоящая баба ягодка. Немолодая уже, но, безусловно, сильная и независимая женщина не проявляет особых талантов на поле боя (это я к тому, чтобы не ждали эпичных сражений, им вам всё равно не будет), зато носит экзоскелет и постоянно прихлёбывает из здоровенной кружки. Только попугая на плече не хватает, с ним получился бы настоящий космический волк!
Совсем без полковника нас не оставят. Его разум (хотя к новой картине это слово применять опасно) уцелел и был помещён в синее тело. Тело очнулось, надавало по щам таким же аватарам и умчалось в джунгли – устраивать диверсии и творить всяческие непотребства. Полковник в теле дикаря как-то сразу поглупел, неоднократно попусту рисковал, подставлял боевых товарищей и ставил под угрозу всю операцию, цель которой – уничтожение Джейка Салли.
В ходе одной из таких вылазок полковник встретил Маугли, тотчас признал в нём своего сына и воспылал отцовскими чувствами. Допустим, при пересадке разума что-то пошло не так и вояка-кремень и впрямь стал сентиментальным. Но Маугли с какого перепуга стал помогать полковнику? Его же воспитывали туземцы, они сформировали его личность, он никакой не человек. Для него отец – Салли, а не Майклз. И ладно бы полковник предстал перед мальчонкой в земном обличье, обнажил копчик и показал отсутствие хвоста – дескать, мы с тобой одной крови, ты и я. И паренёк, с пелёнок чувствовавший себя изгоем и чужаком в приютившем его племени, вдруг начал добровольно помогать захватчиком. Но ничего этого в кино нет, а есть тупое метание парня от «папки к папке». Будущий офисный работник!
Но давайте поглядим, где же нашла прибежище семья перебежчика? Оказывается, Пандора – это не только волшебные дремучие леса. Это ещё и золотистые пляжи бескрайних островов, омываемых бескрайними океанами. Острова населены родичами лесных На’ви – аборигенами с зеленоватой кожей и руками-ластами.
Эх, не заглянул вперёд товарищ Кэмерон, когда снимал первый «Аватар»! Это жители лесов, по уму, должны были иметь зелёный окрас, чтобы сливаться с местностью. А в синий цвет надо красить как раз островитян. Ну да ладно, в целом туземный быт «водяных» показан неплохо, приятно глазу – точно попал в деревушку, живущую за счёт туризма. Временами очень не хватало бегущей навстречу Памелы Андерсон в красном купальнике, и чтобы всё колыхалось, колыхалось, колыхалось... Стоп, о чём это я?!
Островитяне, как и положено настоящим аборигенам, имеют духовную связь с кашалотами (ну вы помните, что у каждого На’ви должна быть зверушка, белочка там или котик, с кем можно было бы переплестись косами). Киты Пандоры сплошь пацифисты: даже если китобои будут на глазах всего стада убивать самок с детёнышами, самцы проплывут мимо. Всплакнут, конечно, но будут руководствоваться соображениями, что насилие порождает насилие. Резонно было бы предположить, что и их духовные родичи – островитяне – тоже всячески избегают конфликтов. Но нет, они и подраться не дураки, и острогами машут, и зверские физиономии корчат! Очередной логический прокол.
И цели, цели вторжения! Зачем экспедиционный корпус людей вновь вторгся на Пандору? Сначала нам говорили, что Земля вроде как погибает и человечеству нужна новая обитаемая планета. Ага, Пандора, воздухом которой люди без специальных приспособлений дышать не могут! И чтобы сделать её пригодной для обитания, нужно не провести терраформирование, а... истребить всех рабов, то есть аборигенов. И устроить космический Вьетнам. Да, конечно, так оно и делается, мы верим. А не проще было бы построить заводы, которые бы постепенно меняли атмосферу? И местная живность, непривычная к земному воздуху, сама бы преспокойно загнулась.
Про колонизацию Пандоры создатели фильма как сказали, так и забыли, и уже во второй половине «киношедевра» зрителей убеждают, что вся заваруха была устроена ради «китового жира» – некой омолаживающей субстанции, добываемой из внутренностей тотемных животных островитян. Так если это вещество такое ценное, а пробирка с жиром стоит сотни миллионов долларов, может, китов лучше не истреблять? А, к примеру, разводить? Или добывать субстанцию безболезненным способом и отпускать китов – пусть и дальше нагуливают жирок? Кто будет убивать курицу, несущую золотые яйца? Ну разве что Джеймс Кэмерон.
Антон АГЕЕВ.
#книгочей
#аватар
#фантастика
#обзор фильма
#джеймс кэмерон
#инопланетяне
#туземцы
#океан
#вторжение
#боевые роботы