Найти тему

Как печатали лубочную продукцию?

В прошлый раз мы писали о том, что такое лубок и как он приобрел популярность среди народа. Но как его печатали?

Изначально картинки производили на липовых досках. По одной из версий, именно от липы, называемой в старину лубом, и появилось слово «лубок». Их изготавливали в несколько этапов: сначала художник-самоучка наносил рисунок на дощечку, затем вырезал его и после покрывал материал краской. Углубления при печати оставались белыми, а под прессом на бумагу переходили лишь прокрашенные выступающие участки. Таким образом первые картинки выходили черно-белыми и невзрачными.

Но уже в XVII веке появились печатные мастерские. Петр I основал в Москве гравировальную палату, где работали лучшие художники, которые обучались в Европе. На смену деревянным доскам пришли медные пластины: по такому же принципу на металл наносили рисунок, процарапывали специальными инструментами, покрывали краской и делали оттиски. Но и это вскоре устарело. Художники считали этот вид искусства примитивным, и среди знатных людей было неприлично увлекаться лубочными картинками и уж тем более вешать их у себя дома.

Лубок М. Русановой. Взято из открытых источников.
Лубок М. Русановой. Взято из открытых источников.

Ну, а в народе популярность только росла. Отпечатанные заготовки отвозили в подмосковные деревни, где их за небольшую плату вручную раскрашивали женщины и дети. Часто работу выполняли небрежно и на скорую руку, так как тираж большой, и чтобы все тщательно разукрасить потребуется много (очень много) времени. Да и ни к чему это было, аккуратность здесь не главное, а главное, чтобы было ярко, смешно и жизненно. И.Д. Сытин усовершенствовал эту технологию и вскоре начал печатать уже цветные картинки.

В нашем музее-квартире вы сможете увидеть лубочную продукцию XIX века, выпущенную издательством Сытина, и даже раскрасить ее самостоятельно. Мы ждем вас по адресу: г. Москва, ул. Тверская 12/2, 2 этаж.