На небольшой площади у Петербургских ворот Кронштадта есть несколько интересных зданий, по которым довольно сложно определить их первоначальное предназначение. Да и нынешнюю функцию этих сооружений, выполненных в стиле классицизм, угадать практически невозможно. Сегодня речь пойдет о бывшем лютеранском храме, который волею судеб превратился в насосную станцию городского водопровода. При этом расположенная рядом водокачка, построенная в той же стилистике, стала музеем. Об этих и других метаморфозах, приключившихся с домами на современной Ленинградской улице, - сейчас расскажу.
Кронштадт с момента своего основания всегда был многонациональным и, как следствие, многоконфессиональным городом. Большинство иностранцев, которые жили и работали на острове Котлин, были протестантами. Само собой, им нужен собственный храм для проведения богослужений и таинств. Первая лютеранская церковь на территории морских ворот Петербурга появилась еще в начале XVIII века. Деревянную кирху освятили в честь праведной Елизаветы. Выбор именно этой святой, надо сказать, не был случайным. Во-первых, ее почитали в обеих конфессиях (и православные, и протестанты), а во-вторых, это имя носила дочь Петра I, будущая императрица Елизавета Петровна.
В середине XVIII века лютеранская община, прикупившая несколько участков в восточной части Кронштадта, затеяла строительство нового деревянного храма взамен сильно обветшавшей старой кирхи в центре города-порта. Церковь вновь освятили в честь святой Елизаветы. Новая деревянная кирха простояла более 80 лет, однако в один не очень прекрасный мартовский день 1833 года по неизвестным причинам сгорела дотла. Тогда у местной общины встал вопрос о строительстве нового лютеранского храма, но уже каменного. Правда, денег у немецкого прихода на возведение кирхи не было, и община решила обратиться непосредственно к императору Николаю I. Щедрый государь выделил на строительство храма и покупку органа крупную сумму денег, причем даже большую, чем рассчитывал получить приход.
Проект кирхи составил российский архитектор немецкого происхождения, мастер классицизма Эдуард Анерт. А уже по его чертежам инженер К.К. Бёль (Бейль) выстроил каменную церковь. Работы в общей сложности заняли около двух лет. Стоит отметить, что Николай I не только дал денег на сооружение храма, но и принимал активное участие в его дальнейшей судьбе. Например, в 1837 году он трижды посещал кирху, а в один из приездов даже привез с собой королевских особ из Пруссии. Помимо, собственно, уже построенного храма императора волновал процесс возведения на противоположной стороне площади водонапорной башни. Именно государь задумал превратить эту территорию у Петербургских ворот в единый городской ансамбль, выполненный в общей стилистике. Видимо, поэтому при первом взгляде на эти две постройки сегодня трудно определить, какая из них раньше была кирхой, а какая выполняла функцию водокачки. Обе построены в стиле позднего классицизма - с характерными портиками, колоннами и прочими атрибутами этого архитектурного течения.
Но вернемся к лютеранскому храму. К середине XIX века Елизаветинская церковь уже была не в состоянии вместить всех желающих. Во многом это было связано со строительным бумом, который произошел в Кронштадте в этот период. Сюда с северо-западных окраин страны стекались в большом количестве строителей, львиная доля которых была латышами. В результате в 1868 году рядом с храмом святой Елизаветы была построена деревянная церковь Святителя Николая в готическом стиле для выделившегося в самостоятельный эстонско-шведско-финского прихода. Век ее был недолог. После прихода к власти большевиков храм сначала закрыли, а через несколько лет и вовсе снесли.
Судьба Елизаветинской кирхи оказалось менее трагичной: красивое здание с колоннами демонтировать не стали, а приспособили под клуб металлистов и работников порта. Правда, в таком качестве здание просуществовало недолго: в 30-х годах прошлого столетия с него сбросили купол, а помещения начали использовать под склад.
Во время Великой Отечественной войны в здании исторической водонапорной башни разместилось Управление снабжения и насосы из него перенесли в кирху святой Елизаветы, да так и оставили на десятилетия. Сегодня здание, являющееся объектом культурного наследия федерального значения, по-прежнему используется для нужд водопровода и находится в ведение городского «Водоканала».
В начале 2010-х годов после того, как в Петербурге была прописана процедура возвращения верующим религиозных зданий, в городское правительство буквально сразу же обратилась Евангелическая лютеранская церковь Ингрии с просьбой вернуть общине Елизаветинский храм, а заодно дом пастора, который тоже некогда принадлежал лютеранам.
Дальше все было, как это обычно бывает у нас. «Водоканал» заявил, что не против вернуть кирху верующим, но и насосы убирать отказался, попросив либо построить новую станцию для своего водопроводного оборудования, либо назначить ответственного из членов прихода, желательно пастора, который бы следил за одновременным функционированием церкви и станции. В итоге хорошенько поразмыслив, община ограничилась возвращением дома священника, где и проходят собрания прихода. Так что с действующей церковью-водокачкой в Кронштадте не срослось.
Что касается исторической водонапорной башни, построенной под чутким руководством императора Николая I, то свой современный вид она получила во второй половине XIX века и с тех пор не перестраивалась. С 2006 года в здании располагается один из двух филиалов Музея истории Кронштадта, рядом с которым в том же году была установлена скульптура «Кронштадтский водовоз».
Вокруг музея обустроен небольшой сквер со скамейками, фонарями, солнечными часами, есть также информационные таблички, рассказывающие о деревьях, растущих на этой территории. К водокачке примыкает довольно внушительный по размеру флигель, который заканчивается неведомой мне конструкцией, украшенной скульптурой дельфина. Информации об этом мне найти не удалось. Может быть, читатели знают, что там делает дельфин?
На площадке рядом с бывшей водонапорной башней вот уже несколько лет располагается выставка с очень своеобразными экспонатами. Арт-объекты были созданы в рамках Кронштадтского международного экологического фестиваля искусств «КронФест», который проводится в городе с 2008 года. Здесь представлены экспонаты, сделанные из различного хлама. Десять лет назад мы уже осматривали эту выставку, соединившую искусство и экологию. Тогда мне больше всего понравился «мусорный Мусоргский». Сейчас Модеста Петровича уже нет, но есть множество арт-объектов, призванных обратить внимание людей на проблемы окружающей среды.
Бывшая лютеранская кирха святой Елизаветы в Кронштадте находится по адресу: Ленинградская улица, 1Н. Историческая водонапорная башня, в которой сейчас располагается музей истории Кронштадта, находится по адресу: Ленинградская улица, 2.
Спасибо за внимание!
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал , чтобы не пропустить новые публикации)
Читайте также: