108 подписчиков

В сфере идеологии компромиссов нет и быть не может

В интервью Антона Ефимова для ИА PrimaMedia с доктором исторических наук, военным экспертом, главным научным сотрудником Института США и Канады РАН Владимиром Батюком.

— Хотел уточнить, вы сказали "первая" холодная война. Сейчас, по вашему мнению, происходит "вторая" холодная война?

— Безусловно.

— Началась она в 2014-м или в 2022-м?

— Я думаю, началась она не в 22-м году. Явно до того. Ну тут можно также спорить, как и о том, когда началась первая холодная война. В 1945-м сразу после Второй мировой войны или во время первого берлинского кризиса в 1948-м. Но это не суть важно.

Важно то, что вторая холодная война идёт, и опять-таки локомотивом этой холодной войны, движущей силой является именно идеологической противостояние.

Если говорить просто о каких-то политических противоречиях между США и тем же Китаем или США и Россией, то это всё решаемо, на самом деле. Методами классической дипломатии, разделом сфер влияния, определением каких-то буферных зон, каких-то кондоминиумов, в лучших случаях. Это всё решаемо. Инструментарий имеется, есть достаточно квалифицированные специалисты, чтобы всё это решить. Но вот когда дело доходит до идеологической конфронтации, вот тут-то ситуация становится крайне сложной и опасной. В сфере идеологии компромиссов нет и быть не может.

— Это то, что между Китаем и США происходит?

— Да, это то, что между Китаем и Соединёнными штатами Америки. Китай в своей внешней политике больше не руководствуется марксизмом, ленинизмом и пролетарским интернационализмом и так далее. Сейчас Китай строит социализм с китайской спецификой, и Китай интересуется исключительно Китаем и больше ничем. Он не собирается распространять свои идеи во всём мире, кому-то навязывать свой образ жизни. И все обвинения на этот счёт в адрес Китая — это просто образчик лицемерия. Именно этим занимаются американцы. Но США не руководствуются своими национальными интересами при проведении внешней политики. Они руководствуются идеалами. Своими ценностями, которые они должны нести всему остальному миру. Они так считают. И это действительно очень серьёзная проблема и в американо-китайских, и в российской-американских отношениях. Если бы не вот этот идеологический конфликт, нам было бы куда проще договориться по всем вопросам, представляющим взаимный интерес.