ПРАВА ПАССАЖИРА при задержке рейса

Юрист Смирнов Юрий Владимирович
Юрист Смирнов Юрий Владимирович

С учетом прошедших сильнейших снегопадов в Москве и Санкт-Петербурге, да и в других городах России, из-за которых было отменено огромное количество авиарейсов и сорванных путешествий актуально будет знать о правах пассажира при отмене или задержке рейса.

При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

  1. При ожидании отправления более 2-х часов: два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов, обеспечение прохладительными напитками;
  2. При ожидании рейса более 4-х часов: обеспечение горячим питанием, далее каждые 6 часов днем и 8 часов ночью.
  3. При ожидании рейса более 6 часов ночью и 8 часов днем предоставление гостиницы; (в ред. Приказа Минтранса России от 30.04.2014 N 114) Организация доставки транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно.
  4. Организация хранения багажа и предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет. Данные услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

*Время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в авиабилете.

Пассажиры в ситуации задержки рейса зачастую начинают требовать от сотрудников аэропорта воду, чай, комфортные условия. Однако все это должна обеспечить авиакомпания, поскольку заключен договор между пассажиром и авиакомпанией на перевозку пассажира. Любые проблемы в пути должны сообщаться в авиакомпанию, которая проводит расследование и выплачивает компенсацию пассажиру в зависимости от ситуации.

При задержке рейса пассажир имеет следующие права

(п. 2 ст. 108 ВК РФ; п. 227 Федеральных авиационных правил; п. 2 ст. 13, ст. 15 Закона от 07.02.1992 N 2300-1):

  1. право на отказ от полета. Такой отказ от перевозки считается вынужденным, и в данной ситуации перевозчик обязан вернуть стоимость авиабилета даже в том случае, если билет являлся невозвратным;
  2. право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда. Так, пассажир вправе обратиться к перевозчику (авиакомпании) с претензией о возмещении убытков, которые он понес в связи с задержкой рейса (если, например, сорвались заранее оплаченные экскурсии, пассажир опоздал на поезд и т.д.).
  3. Задержка рейса может стать основанием для выставления требований о взыскании убытков, компенсации морального вреда, если есть имеет место вина перевозчика (см. определение Алтайского краевого суда от 10.06.2014 № 33-4781/2014). Основанием для снятия ответственности могут быть аномальные погодные условия, но не техническая неисправность (см. определение Верховного суда Республики Татарстан от 14.05.2015 № 33-6809/2015). Тем не менее, суды могут и отказать в иске, мотивируя тем, что просрочка доставки пассажиров в пункт назначения является следствием соблюдения перевозчиком условий безопасности полета воздушного судна
  4. право на взыскание штрафа с перевозчика за просрочку доставки пассажира в пункт назначения. Такой штраф устанавливается в размере 25% установленного МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% стоимости авиабилета, если перевозчик не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности самолета, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 120 ВК РФ).

Ответственность перевозчика

В соответствии со ст. 795 ГК РФ за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Если вы не опоздали в аэропорт и ваш рейс задержали, то авиакомпания обязана в соответствии со ст. 28 п.5 Закона о защите прав потребителей выплатить пассажиру 3% от стоимости авиабилета за каждый час ожидания в качестве компенсации за опоздание, а также 25% МРОТ за каждый час ожидания в качестве штрафа (но не более 50% стоимости билета).

Исключения: форс-мажорные обстоятельства (например, плохая погода), устранение неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, и иные обстоятельства, не зависящие от перевозчика.

Для того чтобы взыскать с перевозчика штраф, ему предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя (ст. 124 ВК РФ). Иски можно предъявлять в суд по месту нахождения перевозчика или по месту своего жительства или пребывания, то есть потребитель самостоятельно определяет оптимальные условия для защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав, выбирая суд для обращения с иском.

К претензии в адрес перевозчика пассажиру необходимо приложить копии документов, подтверждающие понесенные убытки. Претензия предъявляется перевозчику в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения. При внутренних воздушных перевозках такая претензия предъявляется в течение шести месяцев со дня задержки рейса (п. 4 ст. 124, пп. 4 п. 1 ст. 126 ВК РФ)

Подписывайтесь на мой телеграмм канал

С учетом прошедших сильнейших снегопадов в Москве и Санкт-Петербурге, да и в других городах России, из-за которых было отменено огромное количество авиарейсов и сорванных путешествий актуально будет-2