43,3K подписчиков

«Остров мертвых» под Калининградом: что скрывает богатейший некрополь древних эстиев

7,4K прочитали

Археолог Константин Скворцов показывает наконечник рога для питья: он покрыт позолотой, а на позолоте - изображение рыбы среди пузырьков воды. Рядом - маленькая изящная подвеска в виде головы воина в рогатом шлеме. Солнечный луч падает на лицо воина, и его глаза вспыхивают ослепительным блеском.

- Настоящие драгоценности, - говорит Скворцов, - предметы, достойные того, чтобы украсить коллекции Лувра и Эрмитажа. Ничего подобного там нет...

Повезло, однако, ни Лувру, ни Эрмитажу, а Государственному историческому музею в Москве: самые ценные раритеты, обнаруженные археологами в древнем некрополе Алейка 7 в паре десятков километров от Калининграда стали ядром экспозиции, посвященной эстиям - загадочному народу, обитавшему когда-то очень давно на юго-восточном побережье Балтийского моря.

Наконечник рога, бронза, позолота.
Наконечник рога, бронза, позолота.

Элитные могилы

Ничего бы не случилось, если бы не промышленное строительство. На севере Самбийского полуострова в Калининградской области решили строить газопровод. И пригласили археологов - для проведения спасательных раскопок. Кое-какая информация о том, что в долине небольшой речушки Алейки можно найти что-то интересное, была. Еще в XIX веке немецкие археологи догадывались о существовании древних прусских захоронений и даже кое-что находили. Скарвальд называлось это место, Священный лес. Но то, что было обнаружено сотрудниками Самбийской археологической экспедиции Института археологии РАН в 2016-2017 годы, превзошло самые смелые ожидания. Под землей обнаружился без преувеличения огромный некрополь эпохи Великого переселения народов. Около 800 захоронений, самые ранние датируются концом IV века, самые поздние - началом VII. При этом полтора десятка погребений принадлежали воинской элите - вождям, своего рода лидерам кланов, а также их первейшим дружинникам. И в этих богатых могилах среди погребального инвентаря обнаружились поистине редчайшие артефакты, причем некоторым из них аналогов попросту нет.

Деталь конского украшения с гранатами.
Деталь конского украшения с гранатами.

- Скажем, седла, - приводит пример Константин Скворцов*. - На сегодняшний день мы - единственная экспедиция, которая находила седла с 70-80-процентной сохранностью! При этом все седла очень богатые - луки с внешней стороны украшены серебряными листами, покрытыми очень искусным орнаментом - как правило, геометрическим и зооморфным.

Некрополь находится в том месте, где речка Алейка в древности разделялась на два рукава, образуя своего рода остров. Его так и назвали - «остров мертвых». Видимо, древние эстии, предки пруссов, которые обитали в этих местах в эпоху Великого переселения народов и зарабатывали на торговле янтарем, использовали это пространство между двумя рукавами в качестве кладбища.

Детали оковки рога.
Детали оковки рога.

Клондайк для черных копателей

Надо думать, что в Средние века «остров мертвых» пользовался не самой хорошей репутацией. Демоны, вампиры, вурдалаки... Мрачное местечко предпочитали обходить стороной. Но не все. Жители деревушки Яугенен, появившейся здесь в XIII веке, то есть в те времена, когда в Пруссию пришел Тевтонский орден, считали, что нечего и некого там бояться. Мало того, со временем обитатели Яугенена и вовсе протоптали туда дорожку. «Остров мертвых, говорите? Нет, остров богатых мертвых!» - уточняли наиболее ушлые и практичные селяне. Вначале погребальные камни, которыми были перекрыты древние захоронения, пошли на строительство домов, а затем было обнаружено, что в некоторых могилах находится нечто очень интересное и, что важнее, ценное - изделия из бронзы, серебра и даже золота. Остров мертвых превратился в остров благополучия.

Элемент оковки седла из серебряной фольги.
Элемент оковки седла из серебряной фольги.

По словам археологов, во время раскопок было обнаружено множество следов средневековых «черных копателей». Например, керамические сосуды с остатками пищи - старатели брали их с собой в «полевую экспедицию». Кстати, еще в 2005 году в окрестностях Алейки отрядом археологов под руководством Олега Радюша были найдены остатки печи орденского времени - в ней, как предполагается, драгоценные раритеты эстиев шли на переплавку.

- Нам попалось очень много разрушенных погребений, причем разрушены они были еще в Средние века, - рассказывает Константин Скворцов. - Были найдены остатки печи, а рядом с ней - инструменты для обработки металла, формы для литья, слитки, даже обрубки римских фибул. То есть на протяжении четырех-пяти столетий местное население использовало древние могильники для добычи цветных металлов. Для них это был настоящий клондайк. И судя по богатству некрополя эстиев, за неделю житель деревни Яугенен мог добыть столько, сколько он зарабатывал за несколько лет.

В итоге, признается археолог, было разграблено до 70-80 процентов погребений. А те богатые и нетронутые могилы, которые были обнаружены в 2016 и 2017 годах , сохранились либо из-за эрозии земли, которая их перекрыла мощным слоем, либо потому что средневековые «черные археологи» про них попросту забыли.

Устье и наконечник рога для питья.
Устье и наконечник рога для питья.

В загробный мир - на коне!

А теперь о главном - о сохранившихся погребениях и о том, что в них было найдено.

Все погребения однотипные, представляют собой деревянные камеры высотой до метра. Сверху перекрыты камнями.

- Что было в погребении воина? От одного до двух однолезвийных мечей, один из них с рукоятью, украшенной серебряной жестью и в богато украшенных ножнах, - продолжает Скворцов. - От одного до четырех копий. Сосуды с едой и питьем. Нож, который умерший должен быть использовать для еды в загробном мире. Орнаментированные рога для питья. Серебряные или бронзовые браслеты и фибулы. И обязательно - захоронение лошади.

Это, кстати, один из маркеров некрополей эстиев, а впоследствии пруссов - конские захоронения. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, как появилась эта погребальная традиция: то ли западные балты ее у кого-то переняли (возможно, у германцев или восточных народов), то ли она является автохонной, то есть появившейся именно на берегах Балтики без какого-либо влияния извне. Ясно одно - знать хоронили вместе с лошадьми, которые, видимо, должны были обеспечить своему бывшему владельцу быстрый и комфортный путь в загробный мир.

Детали конской упряжи и рог для питья.
Детали конской упряжи и рог для питья.

При этом конь мог быть не один. Тут, видимо, все зависело от влиятельности и богатства усопшего.

- В одном из погребений обнаружилось сразу четыре коня, причем все они имели очень богатые украшения, - рассказывает археолог. - На оголовье одного из коней были четверики, украшенные гранатами, золотом, серебряные накладки с изображением Одина с его верными воронами Хугином и Мунином. Причем все это сделано в высочайшей технике - серебряное литье, золочение, использование черни. Самые ближайшие аналогии - найденные предметы в ареале гепидов, это Венгрия, а также в ареале лангобардов, это Северная Италия. То есть мы предполагаем, что часть этих предметов лангобардские.

Слева - наконечник ремня, справа - деталь удил в виде головы Одина.
Слева - наконечник ремня, справа - деталь удил в виде головы Одина.

Впрочем, обнаружились вещи, которым и вовсе нет аналогов.

- У другого же коня удила радикально отличаются - у них псалии (стержни, к которым крепятся ремни для поводьев и крепления для оголовья. - Авт.) из гофрированных золоченых трубок... А паводки выполнены в виде парных голов бога Одина и двух более крупных поводков в виде священных воинов Одина - эйнхериев. Подобных псалий больше нет нигде, они абсолютно уникальны!

Можно предположить, что эти украшения имеют скандинавское происхождение. Да и вообще - это самое роскошное захоронение, вероятно, принадлежит скандинаву. Дело в том, что эстии в захоронениях располагали лошадей головами на юг. В этой же могиле, где вождя провожали в последний путь сразу четыре скакуна, лошади были размещены головами на север - в сторону родины Одина и Тора. И этот очевидный «скандинавский след» кроме прочего отсылает к одной очень красивой истории, которую пересказывает в «Прусской хронике» немецкий автор, монах-доминиканец Симон Грюнау. Он пишет, что в конце VI века в земли эстиев прибыл по морю народ - скандиане. Их якобы изгнали с острова Готланд и отправили искать новую родину. Возглавляли чужеземцев два брата - Видевут и Брутен. Братьям удалось покорить эстиев, после чего они поделили власть между собой: Видевут стал верховным правителем, а Брутен - верховным жрецом. Вместе со скандианами утвердились на земле эстиев и новые боги...

Кто такие эстии?

Впрочем, это просто легенда. Большинство погребений, как считают ученые, все-таки принадлежат не скандинавам, не германцам, а западным балтам - эстиям.

- На раннем этапе все эти погребения относятся, если использовать научную терминологию, к носителям самбийского-натангийской культурной группы западно-балтского круга, - поясняет Константин Скворцов. - Но многие ученые называют этих людей эстиями.

Элементы костюма и украшения.
Элементы костюма и украшения.

Этот народ упоминается древнеримским историком Тацитом в трактате «Германия». В VI веке об эстиях - торговцах янтарем - пишет Кассиодор, приближенный короля остготов Теодориха Великого. Готский хронист Иордан упоминает эстиев в качестве данников Германариха - могущественного повелителя огромной державы IV века, раскинувшейся по степям Северного Причерноморья. И на этом все. В письменных источниках больше ни слова. Немного прояснить картину позволяют как раз данные археологии.

- По наличию большого количества оружия в погребениях в римские времена можно сказать, что эстии были довольно воинственными, - продолжает Скворцов. - Но вообще они больше занимались торговлей, например, с представителями германской культуры - пшеворской, проживавшими на территории нынешней Польши (чаще всего с этой археологической культурой связывают племена лугиев и вандалов. - Авт.). Однако наибольшие контакты, как считается, у эстиев были с населением Эльблонгской возвышенности (расположена недалеко от устья Вислы на севере Польши. - Авт.). Там проживали представители другой культуры - вельбарской. Возможно, гепиды. Туда стекался весь янтарь, все рабы с янтарного побережья. Затем вверх по Висле янтарь шел до Вроцлава и дальше поворачивал к Адриатике, к славному городу Аквилее, где находился самый большой рынок янтаря.

Очевидно, что обширная торговля янтарем с соседями-германцами, а через них - с Римской империей приносила эстиям немалые прибыли. Во всяком случае захоронения воинской элиты этого племени поражают своим богатством. При этом украшения, которые носили эстии, имеют, как правило, импортное происхождение - на юго-восточное побережье Балтики они попадали из других регионов. Что-то поступало из Италии от лангобардов, что-то из Венгрии от гепидов, другие вещи, вероятно, изготовлены где-то в Скандинавии, возможно, в Швеции. А рисунок с птицами на одном из позолоченных рогов для питья весьма и весьма похож на изображения, которые были обнаружены в знаменитом захоронении Саттон-Ху в Британии, где, как считается, покоятся останки короля Восточной Англии Редвальда. Вот такая широкая география.

* - при подготовке статьи использованы материалы эфира на радио «Комсомольская правда - Калининград»

Фото из архива Константина Скворцова, Александра Катеруши, Института археологии РАН, klops.ru и kp.ru.

Алексей Денисенков

Подписывайте на канал История и истории!