Мистический фронт Южинского переулка

626 прочитали

Мы многого не знаем и не понимаем. И дело не в том, что нам следует об этом сокрушаться. Просто всякий раз следует напоминать себе, что до нас тут уже кто-то был. Кто-то дышал, видел, думал, мыслил тут о том, о чём нам даже ещё и не снилось.

О Южинском салоне сегодня складывают легенды. Потому что те немногие, кто ищут ответы на сложные и неоднозначные вопросы нашей недавней истории, кто пытается исследовать истинные причины нашей сегодняшней действительности каким-то седьмым или девятым чувством улавливают тонкие вибрации незримых импульсов, которые сотрясают фундаментальные основы нашего реального бытия.

Очень многим хотелось бы, чтобы ничего этого не было, чтобы все было тихо и банально выхолощено примитивной бытовухой и скукой повседневности. Но всё дело в том, что мы с вами «стоим на плечах гигантов», и именно благодаря этому мы имеем то, что имеем. Кто же они, эти скромные и неприметные апостолы бесконечности?

Апостолы Южинского: В. Степанов, Л. Пятницкая, Е. Головин, Ю. Мамлеев. Фото 60-х гг ХХ века.
Апостолы Южинского: В. Степанов, Л. Пятницкая, Е. Головин, Ю. Мамлеев. Фото 60-х гг ХХ века.

О трёх разрядах людей

Существует два условно-основных типа — или разряда — людей.

Большая часть отказывается верить, что в мире существуют некие неизвестные силы, эдакая закулиса, которая реально управляет мировыми процессами, назначает и снимает правительства, инициирует войны, запускает эпидемии, стремится к мировому господству. Это такие обыватели, которые уверены, что жизнь такова, каковой они ее считают: все просто и без лишних заморочек. Меряют жизнь по себе.

Второй тип людей — это те, кто, напротив, убежден, что в мире есть “тайные силы”, которые ведут между собой — или совместно против всех остальных — борьбу за власть. Многие из вас, вероятно, слышали, например, про 300 семей, которые “управляют миром”. Однако, я думаю, среди собравшихся тут людей, а также среди всех ваших знакомых едва ли найдутся люди, которые хотя бы раз видели этих “вершителей судеб мира” вживую.

Т.е. вопрос о том, есть ли реально такие люди на нашей планете, по воле которых что-то происходит в глобальном масштабе — это в значительной степени вопрос мировоззренческий. Чтобы выбрать позицию в этом споре нам требуется вера в то, что это так или в то, что это НЕ так. И тут каждый выбирает по себе, в меру своей “испорченности”.

Но существует еще и третий тип или разряд людей, крайне малочисленный.

Это те, кто реально держит в своих руках бразды правления. Все эти Морганы, Варбурги, Борухи, Форды, Виндзоры, Габсбурги и прочие Ротшильды и Рокфеллеры. Как вы понимаете, этих людей нельзя отнести ни к одной из двух выше перечисленных категорий. Потому что для них них вопрос веры в конспирологию не стоит. Они сами и есть те люди, которые оказывают влияние на весь мир своими решениями и действиями.

К чему я говорю об этом сегодня?

Дело в том, что Южинский круг, по поводу которого мы тут с вами собрались, относится как раз к третьему разряду. Конечно, люди, его составляющие, не имеют непосредственного отношения к политической власти. Я расскажу вам сегодня о людях, чьих имен-то вы возможно никогда и не слышали. И я допускаю, что вам будет трудно согласиться с моим выводом о том, что именно эти люди во многом определили сущностное содержание нашей современной эпохи. Благодаря их усилиям мы сегодня имеем хотя бы смутные общие представления о том, какой настоящая духовность может и должна быть.

Библиотечный предбанник Южинского

В те годы — а речь идёт главным образом про десятилетие с конца пятидесятых и до конца шестидесятых — хотя история, разумеется, на этом не заканчивается — вся страна была погружена в послевоенный хаос, с одной стороны, и начала уже ощущать свободное дуновение хрущёвской оттепели, с другой.

Всё, что 30-40 лет до того было под строгим запретом, в эти годы было как бы распечатано, появился доступ к “знаниям”, или, как сейчас модно говорить, к “информации”. Я имею в виду Ленинскую библиотеку прежде всего. Потому что корни Южинского растут именно оттуда. В середине-конце 50-х был открыт доступ к архивам, с которыми до того могли работать только специалисты по спецдопуску.

И вот в читальные залы хлынул народ. Кто были эти люди?

Очень многих не устраивала идеологическая нагрузка совдепа. Люди жаждали альтернативных знаний, но не просто информации о каких-то там традициях или изысканиях. Некоторые люди решались на свой страх и риск заниматься самой настоящей внутренней духовной работой. Вроде бы внешне все было ровно — при совдепе можно было жить практически без денег, а если ты вёл себя лояльно, то заработать на водку и пельмени не составляло особенного труда. И тем не менее находились люди с другими потребностями. Люди иного склада ума и души.

Очень многих реально интересовала философия и метафизика. Такого понятия как “эзотерика” тогда ещё даже не существовало. Было понятие “мистика”, под которое попадал широкий спектр авторов от Сведенборга и Бёме до Блаватской и Штайнера. Конечно, многие источники были доступны только на языке оригинала, а языки эти тогда знали немногие, но так или иначе постепенно весь этот материал начал осваиваться энтузиастами по собственному почину.

В библиотечной курилке эти люди собирались в перерывах между чтением книг, делились информацией о прочитанном, горячо спорили, излагали своё отношение к материалу. Знакомились.

Время тогда было романтическое. Оголтелого прагматизма, который сковывает наши души сегодня, тогда не было. При совдепе народ был открытый и в чем-то наивный, не смотря даже на то, что всего 10 лет назад окончилась война, которая жёстко коснулась практически каждого лично.

И вот в эту среде обнаружил себя Юрий Мамлеев. В конце 50-х он уже закончил Лесотехнический институт, работал преподавателем математики в вечерней школе и писал короткие рассказы. Он понимал, однако, что судьба его несовместима с советским строем, с советской ментальностью. И он понимал, что нужно двигаться в каком-то своём собственном направлении. Так он и начал посещать Ленинку.

А жил он оттуда неподалёку — на Южинском (ныне Палашевском) переулке, всего минутах в 15-20 пешком от Ленинки. После жарких дебатов в курилке, он стал иногда приглашать некоторых своих собеседников к себе в гости. По дороге закупались напитки и закуски, например, в Елисеевском, ну и дальше — “гуляй рванина от рубля и выше”!

Одним из первых “южинцев” стал бродячий философ Лев Петрович Барашков. История сохранила и донесла до нас имя этого человека, хотя мы практически ничего не знаем о нём и о его мировоззрении, его философских воззрениях. Мы знаем, однако, что это был один из ярких представителей самородной интеллигенции того времени. Он и ему подобные “не от мира сего” персонажи жили в совершенно ином внутреннем мире, нежели тот, который яростно навязывала им коммунистическая система.

Южинские ужасы

Довольно быстро Южинский круг стал шириться. Одни приводили других. Начинались беседы, обсуждения, ночные бдения, алкогольные возлияния.

Вот, что рассказывает об этом в одном из своих интервью недавно почивший журналист Игорь Дудинский:

Ну а там, где соединяются оголтелая мистика, алкогольный экстаз и всякие сексуальные комплексы (люди-то собирались не от мира сего, да еще творческие, получившие неограниченную возможность для самореализации), там непременно возникает атмосфера мракобесия, декаданса, загробных культов и вообще всего «нездорового», этакого хлыстовства. Через квартиру на Южинском прошли сотни людей, там возникло что-то типа тайного братства – со своими драмами и интригами. Если рассказывать частности и подробности, перечислять имена, рассказывать, кто какое место занимал в южинской иерархии, то не хватит никаких сил, ни времени. Непременно утонешь в нюансах и тонкостях. Что характерно, практически все так называемые «легенды» о Южинском, хотя в своей основе и соответствуют действительности, все равно сильно не дотягивают до уровня той параллельной реальности, в которой бредили и грезили обитатели мамлеевского «заныра». Потому что происходившее там многократно превосходило любые человеческие способности к выдумыванию, домысливанию и фантазированию.

https://philologist.livejournal.com/9215339.html

Т.е. это реально было очень интенсивное, высоко-энергетическое мероприятие. Страсти кипели нешуточные. И хотя вроде бы всё как бы крутилось вокруг философии и мистики, но это было настолько всё откровенно, и настолько по-серьёзному глубоко, что описать это практически невозможно. Скажем только, что в наши дни ничего похожего нигде уже не встретишь. И я полагаю, в наши дни такое уж и просто невозможно.

Я не беру тут, конечно, в расчёт сатанинские мессы с поеданием младенцев, о которых до нас долетают новости с “той стороны”. Потому что все эти оргии по сути уже вырождение, это бездонная яма, в которой души исчезают навеки.

На Южинском было бурление иного рода. Это был неистовый поиск. Попытка освободиться от оков материализма и позволить себе нечто небывалое. Люди рвались в небеса, хотя порой, бывало, и падали в бездну. Но не благодаря, а вопреки, скажем так. Вся атмосфера этого мероприятия была проникнута богоискательством. Как бы парадоксально это ни казалось. И все это было насквозь пропитано духом русскости, ощущением собственной причастности к чему-то очень мощному, высокому, великому. Для большинства южинцев такие русские авторы как Достоевский, Блок, Есенин были светочами, безусловными авторитетами. Их почитали практически за пророков.

Немного исторического контекста

Чтобы образнее представить себе контекст всего этого дела, стоит сказать пару слов о самом месте.

В Южинском — ныне Палашевском — переулке в районе поворота ближе к Тверской (тогда ул. Горького), стоял двухэтажный деревянный барак. Сейчас на этом месте стоит большая башня, построенная в начале 70-х. Вход в этот барак был один, посередине, и там было 4 квартиры, две на первом этаже и две на втором. Направо и налево. Квартиры были коммунальные. В каждой был длинный коридор, в который выходили двери комнат. Общий туалет и общая кухня. Ванных комнат там не было предусмотрено.

Коммуналка Мамлея находилась на втором этаже слева в квартире номер 3. Чтобы к нему попасть, нужно было позвонить в звонок у входной двери. Но поскольку жильцов там было много, то к каждому было свое количество звонков. И на двери там висел список, в котором Мамлеев был последним, и к нему нужно было звонить 8 раз.

Дальше до конца по коридору и направо, и там было две крошечных смежных комнатки. Окна их выходили в торец дома, как раз на Южинский переулок.

Стоит добавить, что в этом доме Мамлеев жил с рождения. И его все тут знали с пелёнок. Вероятно поэтому, в целом, отношение к нему было лояльное и даже благожелательное, хотя соседи, конечно, совсем не понимали что там у них происходит и зачем это все нужно.

И вот, представьте себе, четверг. Вечер близится. И к Мамлею идёт толпа всех этих “бродячих философов” с горящими глазами, с бутылочками — у кого деньги есть. А бутылочка тогда стоила недорого. А пиво было совсем дешёвое и ларек с пивом располагался прямо в Южинском, от дома в двух минутах. И вот, каждый, кто приходит, звонит 8 раз в дверь квартиры, в которой живут еще как минимум 5 семей… И все пришедшие проходят в эти вот две комнатушки и там начинаются посиделки. И там могло за вечер собраться и 20 человек, и даже больше. Как они там все умещались, нам сейчас не понять. Иной раз люди размещались, например, на шкафу. Звукоизоляции, разумеется, тогда вообще еще не знали. И по сути весь дом принимал в некотором роде невольное участие в этих мероприятиях.

На эту тему есть небольшое эссе Лорика — Ларисы Пятницкой — которое было опубликовано в качестве предисловия к главному философскому труду Юрия Витальевича Мамлеева “Судьба бытия”. Оно, конечно, очень нежное и светлое, написано в комплиментарном духе Лорика, но тем не менее в нём звучит ряд важных акцентов. Я хочу привести его тут полностью.

Южинский дух в романах Мамлеева

Тут надо заметить, что роман Мамлеева “Шатуны” был написан им в 1966 и 1968 годах. И вот то ощущение мрачка, которое возникает по прочтении этого произведения, оно в некотором роде передает общее состояние Южинского тех лет. Главные герои Шатунов списаны с личностей, о которых речь шла в эссэ. Анна Барская, например — это сама Лариса Пятницкая. В былые годы она даже любила представляться: “я - Лорик, Анна Барская”.

Разумеется персонажи эти во многом синтетические. В них много добавлено творческой фантазии автора. Но они очень близки к своим прототипам. А вот что касается тем, которые эти персонажи обсуждают в романе, так это всё почти буквальные пересказы. Разумеется, они тоже упакованы в канву сюжета и сдобрены изрядной порцией авторского иррационального, но так или иначе они списаны с реальной жизни.

Вообще, для понимания атмосферы Южинского роман “Шатуны” подходит идеально. Там очень много бытовых деталей, которые красноречиво иллюстрируют контекст. Все эти вечные бараки, электрички, грязь, встречи в пивных, посиделки на кладбищах, именно так это всё было. Внешне. Внутренне это был, конечно, духовный порыв, можно сказать — метафизический экстаз. Я считаю, что роман Шатуны посвящен теме метафизической свободы. И об этом мы как-нибудь, если будет у вас интерес, поговорим отдельно, инша-алла.

А сейчас я хочу вспомнить еще один роман Мамлеева — “Московский гамбит”. Эта работа практически буквально передаёт ситуацию Южинского, которая начала складываться к концу 60-х годов. И сюжет “Гамбита” возвращает нас к моему лирическому вступлению по поводу конспирологии и всего, что с этим связано.

Алхимический контекст

То, что происходило на Южинстком, вполне уместно назвать Алхимическим Магистерием. Не знаю, насколько собравшимся тут близка и понятна тема Алхимии, но обойти её стороной совсем мы не можем, потому что Южинский - это, безусловно, Алхимия.

С учётом всего символизма, который был выработан веками в контексте данной науки — а это именно Наука, а также это Искусство — с большой буквы! — и с огромной степенью упрощения можно утверждать, что Алхимия — это Наука (или Искусство) преображения, трансмутации, трансфигурации реальности в целом и человеческой природы в частности.

Выше я говорил, что человечество можно разделить на две, а, как выяснилось, на три части. Так вот первые, которые не верят ни в какие тайные силы и всю реальность понимают в меру собственной глупости, в алхимической терминологии называются профаны. Наверное, вам приходилось слышать такое слово. Это простецы, которые не видят ничего дальше своего носа.

Те, которые понимают, что не всё так просто, и что за гранью доступного нам видимого мира лежит ещё много всего, что мы не только не можем увидеть или понять, но что в принципе не поддаётся даже классификации, эта вторая группа называется суфлёры. От французского глагола souffler — дышать, дуть. Они так называются потому, что догадываясь о существовании алхимического огня они самим фактом своей осведомлённости как бы помогают его поддерживать, они его “раздувают”. Это такие “помощники”.

А третий род людей, собственно Алхимики, называются Адепты. Это те, кто реально владеет Искусством. Те, кто обрёл Философский Камень и умеет его применять. Это практики, прежде всего. Они заняты Работой (с большой, опят же, буквы).

Между Адептами и всей той кликой дельцов, которые претендуют на планетарную власть, пролегает непреодолимая пропасть. И разница между ними состоит в следующем: Адепты имеют санкцию Высших Сил на то, чтобы преображать реальность, менять само качество реальности. А вся так называемые “мировая элита” — они суть пародия. У них нет санкции Высших Сил не только на трансмутацию, но даже и на банальную политическую власть. Понимаете, какое дело. Они эту власть захватили сначала обманом, потом силой, но она им не принадлежит по праву, сколько бы они ни утверждали обратного. Надеюсь, это понятно.

Но вернемся к Адептам. Поименованные выше в эссе Лорика личности как раз и являются такими Адептами. Прежде всего, это сам Лорик, Лариса Георгиевна Пятницкая. Разумеется, это Адмирал, Эжен, Евгений Всеволодович Головин. Это, безусловно, Владимир Григорьевич Степанов, также известный как Мастер Джи, ну и, конечно, сам Главный — Мамлей, Юрий Витальевич Мамлеев. С этими четырем Адептами — я не побоюсь этого слова — я был знаком лично и весьма близко. Я видел их Работу. И хотя я не могу раскрывать все тайные аспекты этой Работы, хотя бы потому, что я их и не ведаю, я могу вам с уверенностью подтвердить, что сии личности были заняты именно этим. Практическим преображением реальности.

В своём эссе Лорик упоминает также Алексея Смирнова. С ним я никогда лично знаком не был, однако, известно, что в какой-то момент, ещё в годы расцвета Южинского, он отошёл от этого круга по каким-то своим личным соображениям. Он был художник, философ, занимался реставрацией, в том числе росписью храмов. Вероятно это и сыграло в его судьбе поворотную роль. Впрочем, об этом я судить не берусь. В последствии он много писал, и есть целый ряд написанных им эссе очень любопытного свойства и содержания.

Алексей Смирнов в годы Южинского.
Алексей Смирнов в годы Южинского.

Тайна "Московского гамбита"

Я тут хочу вернуться к роману “Московский гамбит” и немного напомнить вам основные детали сюжета. Кто читал, помнят, что там сначала описана ситуация такого “разброда и шатания”. Каждый прет в свою тему. Многие с претензией и даже с надрывом, кто-то с упорством, иные — с тайными умыслами. И потом появляется Трепетов. Оказывается, что он каким-то немыслимым образом оказался подключен к тайной мистической Традиции. И он начинает в среде всей тамошней “туссовки” искать себе попутчиков. Или хотя бы, для начала, учеников.

И вот оказывается, что у всех кишка тонка. Кто-то там какой-то йогой занимается, какие-то трактаты читает восточные, что-то там из себя пытается изобразить, но по факту все они пустые. Они на поверку оказываются не способны к реальной Работе. И даже ближайшие приятели Трепетова в какой-то момент разбегаются, потому что они не выдерживают напряжения, градуса. Большинство из них по сути своей профаны, которые нахватались, как тогда говорили “пенок с унитаза”, но в реальности не имеют соответствующего внутреннего содержания.

Но между тем есть ряд персонажей, которых отличает глубокая внутренняя самобытность. Это, конечно, Муромцев, Катя Корнилова ну и еще несколько человек. Они по сути близки Трепетову, но при этом они идут собственным путём. Их цели и задачи совпадают, и это — поиск бессмертия. Вообще, я бы сказал, что если роман “Шатуны” посвящён поиску Абстрактной Свободы, то “Московский гамбит” — это роман о поиске Бессмертия.

В итоге Трепетов не найдя себе соратников отправляется “в Бездну” один, и только девушка Нина решается его поддержать, хотя и чувствует, что не понимает его, не разделяет его целей и намерений. Она как тогда говорили “торчит по мнению”, т.е. она чувствует силу и несокрушимость Саши Трепетова, и ей кажется, что она даже его любит. И ради своей любви к нему он готова жертвовать собой, готова даже отправиться за ним в его Бездну. Впрочем, жертва эта не вполне принята самим Трепетовым.

Всем, кто данный роман не читал, и кого тема Южинского реально интересует, я настоятельно рекомендую его изучить. Это, еще раз повторюсь, практически документальное повествование. Персонажи, диалоги, события буквально списаны с реальности. Действие романа занимает всего один год, хотя по сути оно охватывает период примерно лет в 12-15. Весь южинский период.

В качестве небольшого отступления я хочу заметить, что роман этот Юрий Мамлеев писал в эмиграции, в США. С его стороны это была такая сублимация, переосмысление, попытка систематизировать опыт примерно этих 15 лет жизни в России до отъезда за рубеж. И когда он показывал этот роман на Западе издателям, критикам, друзьям, ему там сказали, что это какой-то сюр и фантастика, потому что “таких людей не бывает, их просто не может быть”. Т.е. для Запада вся эта ситуация совершенно запредельна, немыслима, неприемлема. Но об этом мы поговорим отдельно, если будет такое желание обсудить этот роман в рамках отдельной встречи.

Так вот. На заднем плане всех этих событий возникает образ Человека Востока. Это тот самый мистический Адепт, который посвятил Сашу Трепетова в реальную Алхимию, в Бездну. Собственно говоря, именно он и ставит перед Трепетовым задачу найти себе соратников. И не просто найти случайных людей, а проверить их в деле, проверить “на вшивость”.

Олдмэн и мистические корни Южинского

У этого Человека Востока есть реальный прототип. На Южинском он был известен как Олдмэн. Под таким псевдонимом он появляется на страницах “Воспоминаний” Малеева.

Владимир Степанов, с которого в целом и списан Трепетов, познакомился с Олдмэном в той же самой Ленинке. Этот Олдмэн — я не стану называть его реального имени, поскольку это ничего не меняет — был наследником мощнейшей мистической традиции, которая появилась и проросла в России ещё до революции, пережила государственный переворот 1917 года, и продолжала действовать уже при советской власти. Однако к концу 30-х годов многие её представители, особенно Старшие Товарищи, сделались объектами преследования со стороны ГПУ НКВД, многих арестовали и осудили на большие сроки за антисоветскую деятельность.

Хотя ничего особо антисоветсвкого в их работе не было. Скорее наоборот. Многие работали на госсулжбе, приносили пользу обществу. И — что особенно важно — они не были русофобами, напротив, они были патриотами, любили Россию и желали ей процветания. Агрессия против них со стороны власти была вызвана именно стремлением зачистить поле реальной духовности, выхолостить метафизические островки реального практического опыта работы с запредельным. Это, я бы сказал, была битва магов. Более слабые, но обличённые властью, одержали тогда временную победу над более мощным орденом, за что, впрочем, в последствии и поплатились. Ибо Вечность не знает поражений.

Часть из этих людей бесследно сгинули в лагерях и на пересылках, но кое-кто выжил и в конце 50-х годов они освободились по хрущёвской амнистии.

Эти люди вернулись и восстановили свой орден, а это бы именно тайный орден, и продолжили свою Работу. Степанова в Ленинке они вычислили следующим образом. Он туда регулярно ходил и заказывал там разные книги. Но выбор его был для обычного человека не совсем ординарным. Его интересовала вполне определённая литература. А, надо заметить, что он неплохо владел уже тогда английским языком и в том числе заказывал себе кое-какие тексты на языке оригинала. Этот факт привлёк внимание Старших Товарищей. И очень скоро Владимир Григорьевич Степанов прошел “проверку боем” и был посвящен в тайны Ордена.

Вот как он сам об этом рассказывает в одном из своих интервью:

Так вот, этих людей, которые были продолжателями русской эзотерической Традиции тех далеких времен привлекло во мне следующее: и я и они заказывали в Публичной библиотеке одну и ту же литературу, - причем, очень редкую. Это было весьма странным совпадением, причем не единичным, потому что продолжалось так достаточно долго. Мы с ними продвигались по одним и тем же материалам и авторам почти в одном ритме. Проявилась некая идентичность почерка… И вот, однажды я захожу в библиотеку: у меня было заказано около двадцати книг тогда и, вдруг мне говорят, что их нету. Почему? Никто ведь не имеет права пользоваться книгами, которые я уже заказал… Библиотекарь говорит, что какой-то джентельмен очень вежливо извиняясь попросил посмотреть эти книги, пока меня нет. Хотя это нарушение библиотечных правил, но, поскольку он был человеком серьезным и пожилым, ему пошли навстречу. Я сначала вознегодовал, но потом решил, что если у какого-то человека такие же как и у меня, причем очень редкие, интересы, то с ним стоит встретиться и поговорить. Так и произошла наша встреча с одним из этих людей. А до этого они уже около года за мной следили, проверяли по своим каналам, через своих учеников…

http://sannyasa.narod.ru/chronicles/vol2/stepanov.htm

Я говорю об этом общими словами, потому что в мою компетенцию не входит раскрытие всех карт, явок и паролей. Но я хочу подчеркнуть, что то, о чём я сейчас говорю, это реальная школа, которая является носителем высочайшего посвящения и имеет самые реальные санкции Высших Сил. В некотором роде это такой союз эгрегоров, который управляет и направляет разные более узкие эзотерические течения и направления. Это очень высокий уровень. Ни с какими масонами теперешними (да и тогдашними) это невозможно сравнить.

Таким вот образом на Южинский просочилась — а лучше сказать, прорвалась — реальная мистика. И Все ключевые персоналии Южинского так или иначе сделались соучастниками этой посвятительной волны. Я бы не хотел тут вдаваться в подробности, кто кого как и во что посвящал, да я этого и не знаю. Но я знаю точно, что это очень высокий градус посвящения.

Несколько слов об Адептах Южинского

Об этом мне рассказывал прежде всего сам Степанов, с которым я провел много времени в личном общении. От него я знаю, что он занимался созданием и своего рода инспектированием различных эзотерических школ и кружков по всей России. Выше я цитировал уже статью о нём из издания “Хроники российской саньясы” каковая была издана где-то в конце 90-х — начале 2000-х. Там он рассказывает, как это всё происходило.

В.С.: А вот тут-то оно и пошло. Книги - это была зацепка. А практика была очень простая, если смотреть с одной стороны, хотя, на самом деле, совсем не простая. Вот мы сидим, например, беседуем, и вдруг берется карта СССР и бросается камешек. Он где-то останавливается и тогда мне говорят: - «А вот поезжайте Владимир Егорович в этот городок и создайте там эзотерический центр». Все вроде бы просто. Но ведь надо было это как-то осуществлять. Сделать это реальностью. Как я буду это осуществлять, - где возьму средства, время, возможности, - это было мое дело. А ведь место могло выпасть любое: хоть Мурманск, хоть Хабаровск, хоть Средняя Азия…
В: Ну и что вы делали?
В.С.: А куда деваться то? Ты ведь уже назвался, ты ведь - добрый молодец! Идешь и строишь…
http://sannyasa.narod.ru/chronicles/vol2/stepanov.htm

Но это было уже потом, “после” Южинского. А посему, вернёмся сейчас к основной теме нашей встречи.

Владимир Степанов, Мастер Джи. 70-е гг. ХХ века.
Владимир Степанов, Мастер Джи. 70-е гг. ХХ века.

Лично мне посчастливилось быть тесно связанным с Лориком, Ларисой Георгиевной Пятницкой.

Вот, что пишет о Лорике в своих “Воспоминаниях” сам Мамлеев:

…Несомненно, центральное или одно из центральных мест в Южинском кружке занимала Лариса Пятницкая. Она была и вдохновительницей, и аккумулятором всех тех идей, включая эзотерические, который, как шаровая молния, проходили по Южинскому. Впоследствии, уже в 90-е годы она написала изумительное произведение об адептах и посетителях Южинского, прежде всего о Евгении Головине…
“Воспоминания”, (ИГ "Традиция", М.: 2017. Стр. 62).

Имя Лорика современным поколениям известно очень мало, хотя в 70-х — 90-х годах она вела мощнейшую работу. Прежде всего она — Мать Культурной Революции 1974 года (это её собственное выражение). Если кто-то из вас слышал про “Бульдозерную” выставку 1974 года — это как раз об этом. Московский горком графиков — может быть кто-то слышал такое — это во многом ее рук дело. Выставка в павильоне Пчеловодство на ВДНХ в 1975 году. И т.д. Этому посвящён альбом Лорика, “Праздники моей революции”, на который ссылается выше Мамлеев.

Лорик вообще впоследствии занималась художниками. Через неё прошли сотни художников, которым она помогла встать на ноги и в буквальном смысле выписала путёвку в жизнь. Она называла их “мамасики”. По её определению мамасик — это существо промежуточное, это уже не совсем человек, но еще не вполне ангел. Он имеет очень тонкую романтическую натуру и перед агрессивным миром практически беззащитен. Зато если ему создать условия, он начинает творить и порой творит гениальные шедевры. И вот таких мамасиков она находила — да они, по сути, сами на неё сыпались отовсюду — сообщала им заряд бодрости, ставила их на творческие рельсы и запускала в жизнь. Таких людей сотни! Причём многие из них даже и не понимают, что реально сделала для них Лорик. Хотя, конечно, кое-кто понимает.

Лорика никогда не беспокоила публичность. Она делала своё дело спокойно и уверенно, без лишнего пафоса. От неё не осталось объёмных книг, мемуаров, только ряд альбомов, изданных небольшим тиражом. Вот, в частности, альбом, посвященный Евгению Головину, который я сегодня принес с собой.

Лорик, Лариса Пятницкая в день собственной свадьбы с Владимиром Пятницким, Москва, лето 1974 г.
Лорик, Лариса Пятницкая в день собственной свадьбы с Владимиром Пятницким, Москва, лето 1974 г.

Думаю, самым известным в этом списке внутреннего круга Южинского является имя Евгения Головина. Многие из вас наверняка слышали его песни, читали книги, переводы. Этот человек копнул Алхимию очень глубоко. Я полагаю, на Земле сегодня нет ни одного человека, который бы так же хорошо и уверенно разбирался в этой теме. Он изучил пожалуй всё, что можно было изучить по данному вопросу. Ещё в юности он самостоятельно овладел несколькими языками, прежде всего немецким и французским, и благодаря этому он сумел копнуть так глубоко целый пласт сложнейших и серьёзнейших тем, как никто в нашей стране, а и, вероятно, во всем мире, не копал.

Плюс, он обладал незаурядными способностями в плане реальной практики. Его харизма была насыщена мощнейшим алхимическим огнём, в котором некоторые искатели, скажем прямо, сгорали до тла “как слепые махаоны”. Но это было красиво! Это было изысканно. Это было очень романтично и возвышено. Адмирал терпеть не мог банальность и скуку, посредственность. Всё это в его присутствии было просто немыслимо, недопустимо.

Образ Головина крайне неоднозначен. Спектр его интересов включал в себя некоторые очень тёмные, оккультные сферы реальности, которые для профанов и даже суфлёров могут показаться чем-то диким, страшным и запретным. Тот опыт, который он вынес из работы в этих сферах, сделал его “другим” человеком. Он был похож на нас с вами только внешне. Его внутренняя суть проявлялась повсеместно и порой весьма жёстко и неоднозначно. Скажем так, все эти современные сатанисты — они даже не подозревают о тех глубинах, которые Женечка реально исследовал. Я тут вынужден подбирать слова, потому что прямо о подобных вещах говорить просто нет возможности. Но я надеюсь, вы улавливаете общее направление.

Не удивительно, что Головин был совершенно асоциален. Еще в начале 60-х он “пропил свой паспорт” и, фактически, всю жизнь вплоть до конца 90-х годов прожил без этой красной книжецы. Его презрение к совдепу не имело точек конформизма. Да и не только к совдепу. Очень невысоко он ценил физический аспект бытия. Его связь с запредельным была настолько прочной, и в этих сферах он чувствовал себя настолько уверенно, что ему было совершенно искренне скучно и неинтересно в этом мире партийных лозунгов и пятилетних планов.

Адмирал, Евгений Головин в гостях у Лорика на Библиотечной. Конец 70-х гг. ХХ века.
Адмирал, Евгений Головин в гостях у Лорика на Библиотечной. Конец 70-х гг. ХХ века.

Ну и, конечно, Мамлеев.

Мамлеева все они называли Главным. Он был своего рода рупором всего этого круга. О нём можно сказать, что он был “само-посвящённым” с самого начала. В своих воспоминаниях он несколько раз рассказывал, что в свои 20 с небольшим лет пережил сильное внутреннее потрясение, которое изменило все его мировоззрение. Оно было связано с осознанием той философской доктрины, которую впоследствии он изложил в своей работе “Судьба бытия”. Прежде всего это доктрина Высшего Я, которая поначалу называлась даже “Религия Я”, но потом она стала называться “Утризм Я” или просто “Метафизика Я”. Этой работе мы тоже можем посвятить целую встречу, но для этого её нужно будет хотя бы прочитать.

Именно по причине своего глубинного постижения Метафизики Я в конечном итоге он и сделался центром процесса, который мы сегодня называем Южинским.

Главный, Мамлеев в вольтеровском кресле у себя на Южинском. Конец 60-х гг. ХХ века.
Главный, Мамлеев в вольтеровском кресле у себя на Южинском. Конец 60-х гг. ХХ века.

Скажем так, они все неслучайно нашли друг друга. И в какой-то момент их “единство состоялось”. А после — каждый пошел своим путём. Все они были заняты, я бы сказал, своими участками общей Работы. Конечно, впоследствии они общались, виделись, следили за деятельностью друг друга, но уже как бы на расстояниии. Друг друга они называли всегда нежно, Женечка, Лорок, Юрочка, дядя Вова…

Лорик говорила мне и не только мне, что они вчетвером — это четыре апостола Южинского.

Степанов — Апостол Смерти,
Лорик — Апостол Любви,
Мамлей — Апостол Безумия и
Головин — Апостол Тайны.

От себя я бы добавил, что если кому-то из вас известна алхимическая терминология, всякие там нигредо-альбедо-рубедо, мистический огонь и т.д., то вот тут как раз речь именно об этом.

Орбита Южинского

Тут нужно заметить, что несомненно, Южинский круг значительно был шире и масштабнее, чем эти несколько персоналий. Я бы даже сказал, что он далеко выходил за рамки собственно этого барака в Южинском переулке. Можно смело утверждать, что это было явление эпохальное. Это было событие сверхгосударственного, наднационального масштаба, потому что оно было связано с духовным возрождением России. Это было именно духовное возрождение. Причём оно шло как бы исподволь, в глубине, силами самих людей, в чьих душах не удалось всеми силами партаппарата заглушить живую тягу к запредельному.

Я позволю себе перечислить ещё ряд лиц, которые имели к этому непосредственное отношение. Прежде всего нужно вспомнить Владимира Ковенацкого, именно благодаря ему на Южинском появились Головин и Степанов.

Это многочисленные представители так называемой творческой интеллигенции, среди которых известные сегодня художники Александр Харитонов, Василий Ситников, Борис Свешников, Лев Кропивницкий, Борис Козлов, Владимир Яковлев, Владимир Пятницкий и др. Поэты Леонид Губанов, Эдуард Лимонов, Александр Проханов (в те годы он был именно поэтом), Генрих Сапгир и Игорь Холин и вообще вся так называемая Лианозовская группа во главе с Оскаром Рабиным и его супругой Валей Кропивницкой.

Бывали на Южинском и настоящие диссиденты. В частности Илья Бокштейн, который получил реальный срок за антисоветчину, потому что принципиально не захотел отказаться от собственных взглядов. Впоследствии он эмигрировал в Израиль, где принял Православие. Еще тут бы известный в ту пору поэт Вадим Делоне, также получивший изрядный “заряд бодрости” от Системы . Заходил сюда даже и Владимир Буковский, которого впоследствии обменяли на Луиса Корволана. По этому поводу Игорь Холин даже написал такой стих:

Поменяли хулигана
На Луиса Корволана.
Где бы взять такую бл..дь,
Чтобы Брежнева сменять…

Но тут важно подчеркнуть, что всё это Южинское движение в основной массе своей было далеко от политики. Да, советский строй всем был ненавистен, но не по экономическим или каким-то еще причинам. Неприятие и отторжение были связаны именно с атмосферой вопиющей, воинствующей бездуховности, насаждением атеизма, безальтернативностью материалистической идеологии марксизма. И таких людей в реальности было довольно много. Они не хотели, не могли мириться и принимать правила системы, вписываться в её тесные рамки, они были с ней несогласны. Отсюда и появилось название, которое сегодня в целом закрепилось - “неконформисты”. Позднее из этой среды кое-кто перешел к политической борьбе, как, например, Лорик Пятницкая или Оскар Рабин. И это уже опять-таки другая история. Единственно, что нужно однозначно подчеркнуть — тут никогда не было русофобии. Все эти люди любили и высоко чтили Россию, русскую культуру, никогда не отделяли свою судьбу от судьбы своей Родины.

Отдельное слово нужно сказать о Валентине Провоторове. Это был, пожалуй, один из наиболее закрытых и таинственных участников Южинского, фактически, он поддерживал тесный контакт с одним только Мамлеевым, хотя опосредованно влиял на всех остальных. Личность это была незаурядная и во многом он был противоположен тем же Головину или Степанову. Внешне он вёл жизнь совершенно нормального человека. У него была жена, ребёнок. Он ходил на службу и занимал какую-то серьёзную должность. И между тем это был глубочайший мистик. Выше уже звучали его стихи, которые поражают своей какой-то немыслимой запредельностью. Небольшой сборник его стихотворений, “Часослов мандарина”, опубликован сборнике "Unio Mistica".

Он также писал картины, которые фактически являются реальными пейзажами каких-то астральных миров. Мне посчастливилось в начале 2000-х посетить выставку его работ. Насколько я знаю, с тех пор ничего подобного никто не устраивал. Влияние Провоторова на Мамлеева невозможно переоценить. Лорик утверждала, что он был альтер-это Мамлея. Он делился с ним реальными историями из потустороннего, о которых кроме как с Юрочкой ему больше и не с кем было поговорить. Это был очень плодотворный творческий союз, который Мамлеев очень ценил и к которому до самых последних дней относился очень трепетно.

Южинский после Южинского

В 1968 году барак на Южинском снесли, и все встречи стали происходить вообще в других местах. В частности, появился Гейдар Джемаль, тогда еще молодой парень, со своей молодою супругой Леночкой Джемаль. Они проживали в большой трехкомнатной квартирке в Гагаринском переулке (в р-не м. Кропоткинская), и туда со временем переместился штаб Южинского, внутренний круг. В конце 60-х — начале 70-х появился Дудинский, самый “молодой” из всех участников внутреннего круга. К началу 70-х этот круг уже представлял собою некий мощный монолит, и примерно года до 1974 таким и оставался. Но затем постепенно судьба распорядилась всеми ими по-своему. Каждый пошёл своей дорогой, а Мамлеев и вовсе покинул пределы СССР.

Степанов, Дудинский, Головин, Джемаль. Конец 70-х гг; ХХ века.
Степанов, Дудинский, Головин, Джемаль. Конец 70-х гг; ХХ века.

И теперь я хочу сделать вывод, о котором я говорил в самом начале.

Я убеждён, и все, кто знал этих людей лично, особенно, конечно, костяк Южинского, его Апостолов, я полагаю, могли бы это подтвердить, (хотя в реальности очень мало тех, кто знал их всех четверых) — что наша среда обитания, наша Россия, в которой мы сегодня живем, сформирована направленными усилиями этих конкретных людей. Я разумеется, не имею в виду политику, экономику, и всякую социальную лабуду.

Я говорю о духовной сфере.

Эти люди — они являлись своего рода якорями, магнитами Высших Сил в нашей земной реальности. Через них к нам сюда проникали тончайшие и мощнейшие вибрации из потустороннего.

Разумеется, они в этой Работе не единственные такие проводники.

Очень много “светильников” дала нам Православная традиция. Именно по этой причине и по сей день Христианство остаётся для нас не просто значимым “культурным феноменом”, но живой духовной реальностью. И всё же Православие — это лишь один из лучей, им вся метафизика не ограничивается.

Южинский круг является для всей нашей планеты проводником иного рода сил и влияний. Он связан с высочайшими космическими силами и иерархиями. Южинцы своим примером показали, что Работа возможна не только в религиозном формате. Они были яркими примерами настоящей Свободы духа, которая исключала любые рамки и ограничения. Прежде всего внутренние. Они в прямом смысле могли позволить себе всё, но при этом они выбрали скромную жизнь и ушли в вечность практически не оставив никаких зримых следов. Очень скоро те, кто был знаком с ними лично, также уйдут вслед за ними, и эти величайшие представители Непадшего Человечества сделаются совсем уж достоянием истории, превратятся в легенду ушедшей эпохи. В лучшем случае ими будут заниматься какие-нибудь “исследователи”, которые неведомым мистическим образом смогут уловить тонкое влияние этого Луча. А может быть имена их и вовсе забудутся, как забылись имена многих и многих поистине духовных светочей, которые были путеводными звёздами для своего времени, для своих поколений.

Я хочу добавить, что ничего похожего на сегодняшний день больше нет. Никого равного по силе духа я просто не наблюдаю ни на нашем пространстве, ни тем более за рубежом. Я, конечно, не бог весть какой знаток, но всё-таки я стараюсь мониторить ситуацию, и если бы где-то попался мне хоть кто-то, я бы об этом мог вам доложить. Но, увы, ПОКА не попался.

И у меня есть для этого объяснение.

Дело в том, что мы стоим на пороге новой эры. Она уже наступила, но мы с вами еще в неё не вошли. Нам мешает наша устаревшая картина мира. Нам нужно её срочно менять, и я знаю как. Эта тема как раз и является моей частью Работы, результатом моего метафизического поиска. Этому посвящена моя книга, “ВРЕМЯ. Пространство. Космос. Введение в гелиоцентрику”, презентация которой состоится этом уютном пространстве 8 января 2023 года.

Я приглашаю вас всех, приходите. Еще будет анонс соцсетях “Листвы” и в моих соцсетях тоже. Подписывайтесь, оставайтесь на связи. И вот еще что.

Будьте бдительны. Не уподобляйтесь профанам, которые свою глупость считают единственным критерием реальности. Будьте мудрее. Ищите связи с Высшими Силами и тогда они откроются вам и посетят вас.

Толцыте, и отверзется вам.

---

Тимофей Решетов
декабрь 2022 г.