Найти тему

Росписи из Юрьевца, города Тарковского и братьев Весниных

Город Юрьевец (ныне - Ивановская обл., ранее в разные годы находился в составе Казанской, Нижегородской, Костромской губерний) известен музеем Андрея Тарковского, который провел в нем свое детство, а также музеем архитекторов братьев Весниных, родившихся здесь, на Волге. Однако в древности Юрьевец славился своими храмами - он стоял на торговых путях, был богат - в XVII веке в нем шло бурное строительство, был заложен каменный кремль. На Базарной площади города стояла одна из красивейших церквей города в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, возведенная в 1694–1701 годах попечением купца Фомы Климентьевича Ситникова и украшенная яркими изразцами.

Благовещенская церковь в Юрьевце-Повольском Ивановской области. Фото с сайта old-churches.ru
Благовещенская церковь в Юрьевце-Повольском Ивановской области. Фото с сайта old-churches.ru

Восточная стена храма в первой трети XVIII века была расписана - неизвестные художники изобразили на ней высокий многоярусный иконостас. В 1920-е годы его закрасили, поскольку постройку приспособили под хлебозавод, а в связи с планами по строительству Горьковского водохранилища бывшая церковь в 1950-е годы была определена к сносу. Для ее обмеров и изучения была направлена экспедиция. В ходе осмотра на восточной стене на уровне чердака фотограф В.В. Робинов обнаружил закрашенную древнюю стенопись. Благодаря самоотверженному труду художника-реставратора С.С. Чуракова, перед разбором церкви удалось снять с предалтарной стены фрагменты штукатурки с живописью (всего - около 50 м²) с образами праздников и святых. Дело по спасению росписей осложнялось двадцатиградусными морозами.

Сергей Сергеевич Чураков, известный художник-реставратор и исследователь древнерусского искусства, с 1957 года - сотрудник Музея имени Андрея Рублева
Сергей Сергеевич Чураков, известный художник-реставратор и исследователь древнерусского искусства, с 1957 года - сотрудник Музея имени Андрея Рублева

С.С. Чураков применил собственный оригинальный метод экстренного снятия настенной живописи и консервирования изображения — очень простой и, как оказалось впоследствии, весьма эффективный. На поверхность стенописей накладывали марлю, смазанную мучным клеем, затем проделывали небольшие борозды в грунте. Штукатурку специальными ножами осторожно отслаивали и заливали под нее воду. Замерзая, вода помогала отделять фрагменты фрески от кирпичной кладки. Их упаковывали в специальные кассеты для перевозки. Снятие фресок, транспортировка, а затем их монтаж в Музее имени Андрея Рублева продолжались более двух лет.

Об иконостасе и художнике-реставраторе Сергее Сергеевиче Чуракове рассказывает в передаче телеканала СОЮЗ хранитель фонда монументальной живописи Музея имени Андрея Рублева Татьяна Алексеевна Жукова.

Фресковый иконостас состоял из праздничного ряда, апостольского деисуса, пророческого, праотеческого рядов и самого верхнего яруса с медальонами, в которых по сторонам от образа Спаса Нерукотворного были изображены великомученики Пантелеймон, Никита и архидиакон Стефан.

Этот памятник свидетельствует о непрерывности традиции создания стенописных алтарных преград, существовавшей во второй половине XVII - начале XVIII века в Ростове Великом и Ярославле. Художественные особенности росписи Благовещенской церкви Юрьевца Повольского позволяют предположить ее создание ярославскими мастерами.

Иконостас. Первая треть XVIII века. Известковая штукатурка, темпера. Из Благовещенской церкви в Юрьевце-Повольском Ивановской области. Постоянная экспозиция Музея имени Андрея Рублева, Москва
Иконостас. Первая треть XVIII века. Известковая штукатурка, темпера. Из Благовещенской церкви в Юрьевце-Повольском Ивановской области. Постоянная экспозиция Музея имени Андрея Рублева, Москва

Росписи из Благовещенской церкви Юрьевца экспонируются в постоянной экспозиции Музея имени Андрея Рублева (4 этаж) - подобный фресковый иконостас нельзя увидеть в зале ни одного другого музея . Здесь же представлен великолепный изразцовый фриз, украшавший фасад храма.

Фрагмент фриза рельефного полихромного. 1700 год. Глина, глазурь, обжиг. 63 х 171 х 11,7 см. Из Благовещенской церкви в городе Юрьевце Ивановской области. Постоянная экспозиция Музея имени Андрея Рублева, Москва
Фрагмент фриза рельефного полихромного. 1700 год. Глина, глазурь, обжиг. 63 х 171 х 11,7 см. Из Благовещенской церкви в городе Юрьевце Ивановской области. Постоянная экспозиция Музея имени Андрея Рублева, Москва

___

Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!