Waffen-SS
Эпиграф
«Вчера ходил по улицам и смотрел на лица: редкое неотравленное алкоголем, никотином и сифилисом лицо».
Лев Толстой, дневник. Москва, весна 1895 года
«Невозможно судить о характере патогенного материала, пока не внесёшь полную ясность в собственные воззрения на психологию».
Й. Брейер, З. Фрейд. «Исследования истерии», весна 1895 года
О чём речь? В 1895 году появилась знаменитая книга Зигмунда Фрейда и Йозефа Брейера «Исследования истерии», где впервые была предпринята попытка теоретического осмысления реальных причин психических заболеваний (J. Breuer, S. Freud. Studien uber Hysterie). До этого времени таковыми считались наследственная дегенерация и «неполноценность психических функций», которая приводит к сужению поля сознания, распаду Я и неспособности к обычным волевым действиям (П. Жане).
После Фрейда к таким причинам стали всерьёз относить вытесненные из сознания травматические переживания, способные при определённых обстоятельствах вызывать тревогу, депрессию, фобию, навязчивые мысли, угрюмость, скорбь, сожаление, обиду, неприязнь к людям и даже соматические нарушения.
Эти «невротические факторы», как утверждал Фрейд, часто связаны с неудовлетворённой сексуальностью и длительным сексуальным воздержанием. Они порождают запретные фантазии и мучительные состояния (аффекты), которые можно устранить только аналитическим путём. С помощью эмоционального абреагирования, инсайта, катарсиса, восстановления ассоциативных цепочек, настойчивости и упорству врача, который должен уметь вовлечь в аналитическую работу самого пациента.
Condition secondaire (фр.) означает комплекс бессознательных представлений, мысленное возвращение в прошлое. Это наша вторая реальность, мир мнемонических символов, мифов, симптомов, которые представляют собой первоначально не отреагированные психические образования, ответственные за нравственные страдания, стыд, вину, стеснение, искажение реальности, провалы в памяти, душевную боль и ядро будущих стойких к лечению и долго длящихся патологий. Йозеф Брейер назвал их «бесами», которые тревожат душу человека, а бесы, как известно из религиозных учений, это пособники Дьявола.
Для чего я выбрал такой эпиграф? Да только для того, чтобы показать, как любой великий, здоровый, умный и трудолюбивый народ с помощью искажения реальности и использования ложных психических представлений можно за каких-нибудь 100 – 200 лет превратить в послушное стадо, развратить его мозг, тело, душу и, как следствие, необратимо испортить генофонд. Просто потому, что он перестаёт правильно формировать понятия, мыслить категориями и понимать себя и своё место в мире.
Как так, спросите вы? Куда при этом деваются достижения эволюции, природные защитные механизмы, работа мозга, нервной системы, инстинктов и общественных институтов?
А всё дело в том, что мозг, тело, рефлексы и гормоны — это одна реальность, та, которую с успехом изучает наука, опирающаяся на физику, биологию и математику. А то время и пространство, в котором живёт человек, с его желаниями, надеждами, любовью, и попытками защитить себя от несправедливости, голода, холода, тяжёлой работы и бесперспективных мечтаний, — это совсем другая реальность. Фрейд назвал её психической реальностью, но от этого менее реальной, чем первая, по большей части физическая и математическая, она не стала. Фрейдовский психоанализ прямо и откровенно признал, что такая реальность есть, и мы в ней живём, хотим мы этого или нет, осознанно или неосознанно, ощущаем мы это или предпочитаем об этом не думать.
Конечно, так называемая объективная реальность в обычной жизни оказывается сильнее, ведь она опирается на законы материального мира, логику, приборы, научные методики, доказательства, эксперименты, сложные расчёты, в том числе с применением вычислительной техники, превосходящей любые человеческие возможности. Её поддерживают государства, с их академиями наук, авторитетными учёными, врачами, фармацевтами, бизнесменами, экономистами, финансистами, философами и идеологами. Опираясь на науку, люди уже путешествуют в космическом пространстве, создают фантастические, неведомые самой природе, материалы, лекарства и даже некоторых живых существ.
Пока не наступает так называемое «время перемен». Когда обычный и привычный мир начинает рушится, всё созданное человеком становится лишним, искусственным, опасным и даже способным уничтожить самого человека и всё, что его окружает.
И только тогда люди вспоминают о духе, душе, традиционных моральных и культурных ценностях, идеях, идеалах и традициях, которые были завещаны нам поколениями предков, но безжалостно забытых и вытесненных из нашего материалистического, прагматического и корыстного сознания. И неизбежно вступает в свои права эта самая «психическая реальность». В которой, оказывается, есть не только вера, но и отчаяние, не только любовь, но и ненависть, не только инстинкт жизни, но и влечение смерти. А в послании коринфянам (4:38) сказано ещё более ёмко: «Сатана Дьявол бог этой системы вещей, он правит миром и всеми правительствами, и людьми…»
И вот тут человечество, не успев осознать, что с ним происходит на самом деле, погружается в хаос, болезни, катастрофы и, наконец, войны. Не битвы за территории, рынки, традиции и концепции, как нас пытаются убедить идеологи, а самые настоящие войны, смысл которых заключается в том, чтобы найти врага, где бы он ни прятался, и уничтожить его. Желательно навсегда, не оставив ему и его потомству земли, орудий и средств существования.
Поэтому, говоря о тенденциализме (теории онтологических тенденций) и экзистенциальной психотерапии, нам никак нельзя обойти такую тему, как война. Войны продолжают терзать ни в чём не повинные народы, льётся кровь, убивают самых сильных и храбрых мужчин, молодых, талантливых, с точки зрения генетики - лучших представителей человечества. Почему? А потому, что нет всеобъемлющей теории личности. Никто не знает, откуда именно берётся ненависть, агрессия, беззаконие, желание силой решить любую проблему. С чего это вдруг так называемые цивилизованные люди вдруг начинают считать других людей недоумками, примитивными существами, которых можно легко обмануть, экономически ограбить, подчинить своей воле, навязать им нужный образ мыслей?
А что говорит старый добрый психоанализ? По признанию самого Фрейда (в его знаменитой переписке с Эйнштейном в сентябре 1932 года), причины войн лежат далеко за пределами научного мировоззрения и связаны с мифологией и эволюцией биологических видов, от которых произошли люди.
А почему психоанализ так и не выработал своё научное мировоззрение? Свою полноценную теорию личности? Кто в этом виноват? А виноваты в этом те, кто разрабатывал и продолжает разрабатывать понятийный аппарат этой дисциплины, опираясь на метафоры, сравнения, мистику и магию слов, например, такого выражения, как «лечение души с помощью души». А что это означает? Из чего может состоять душа? Сам Фрейд, как известно, считал, что главное в душе это некие «божественные сущности», которые по-немецки можно условно обозначить словом Triebe (стремления, отростки). А как его перевести на другие языки? От чего идут эти отростки, от «древа жизни» или «древа познания»? Англоговорящие учёные переводят это слово как «инстинкты», другие предпочитают «влечения», «импульсы», «пульсации», «наклонности», «бессознательные мотивации» и так далее. А к чему относятся тогда сознательные чувства, эмоции, стремления, желания, мотивации?
В письме Эйнштейну, который прекрасно владел немецким языком, Фрейд, например, использовал такие немецкие слова и выражения (привожу их вместе с их современными русскими эквивалентами):
Ein Trieb zum hassen und Vernichtung – «побуждение к ненависти и уничтожению»;
Zwei Dinge: der Zwang der Gewalt und die Gefühlsbindungen (Identifikation) – «две вещи: принуждение к насилию и привязанность к чувствам (идентификация)»;
Die Motivenrose – «роза мотивов»;
Destruktion Strebungen – «стремления к разрушению»;
Selbsterhaltugstrieb – «стремление к самосохранению»;
Liebestrieb – «любовный импульс»;
Triebregung die an und für sich bereits ans Eros und Destruktion zusammenge setzt sein muss – «стимуляция, которая сама по себе уже должна быть связана с Эросом и разрушением»;
Agressionstrieb oder Destruktionstrieb – «привод» агрессии или привод разрушения».
Вы чувствуете разницу между немецким, английским, русским и другими языками? Где тут знакомые всем нам понятия инстинктов жизни и смерти, Эроса и Танатоса? Рискну предположить, что читатели трудов Фрейда на английском так ничего и не поняли из того, что Фрейд пытался донести до них и всего мира. Уж лучше бы переводчики с немецкого на английский использовали такие слова, как attraction, drive, appeal, trend. А не «инстинкты». Ведь инстинкт смерти не существует и не может существовать в природе, ибо любой инстинкт это способ сохранить жизнь. А в английском переводе получается нечто вроде: «Существуют два вида инстинктов: сохранять и объединять либо разрушать и убивать». Вот англосаксы и делают вывод о том, что в идеальном (то есть, психическом, или, как говорил Фрейд «идеогенном», «защитном») человеческом Я всегда присутствует наслаждение от убийства (lust of destruction, death instinct, destructive instinct).
В теории онтологических тенденций эта проблема исчезла сама собой. В результате наша терапия, который по-немецки звучит Weltanschauung Therapie, а по-русски лечение мировоззрения, это не «психический анализ», как его назвал Фрейд в «Исследованиях истерии», и не психологический анализ, как считал его соавтор Брейер, а анализ человеческой души.
…………………
Единственный совет, который смог дать Фрейд для пацифистов это объединить людей и наделить их объединения силой, чтобы противостоять «аппетиту к власти», «богачам и отдельным нациям» (жалко, не написал, каким именно).
Но увы, таких идей у человечества нет, любые вооружённые силы защищают не общие для всех людей интересы, а некие общенациональные идеалы, которые работают «на их разъединение и на войну». Поэтому «лишить человека агрессивных наклонностей практически неосуществимо». И ещё у Фрейда была одна интересная фраза: «большевикам это удаётся, благодаря разжиганию ненависти против всех, кто не с ними». А как же тогда быть с так называемым коллективным Западом, элиты которого ненавидят уже не только большевиков, но и Россию, и русский народ в целом, а часто и собственные народы?
Но не только об этом догадывался Фрейд. Он прекрасно знал, что нужно сделать, чтобы образумить человечество, и понимал, что Эйнштейн тоже об этом знает. И выразил свою мысль всего лишь в нескольких словах. Каких? Давайте внимательно перечитаем тексты указанной выше переписки Фрейда и Эйнштейна, известные во всём мире под немецким названием Warum Krieg?Почему война? Например, вдумаемся в следующую цитату из письма Фрейда Эйнштейну в переводе с немецкого на английский и, чтобы понять её ещё лучше, на русский.
- That men are divided into leaders and the led is but another manifestation of their inborn and irremediable inequality. The second class constitutes the vast majority; they need a high command to make decisions for them, to which decisions they usually bow without demur. In this context we would point out that men should be at greater pains than heretofore to form a superior class of independent thinkers, unamenable to intimidation and fervent in the quest for truth, whose function it would be to guide the masses dependent on their lead. There is no need to point out how little the rule of politicians and the Church's ban on liberty of thought encourage such a new creation.
- То, что люди делятся на лидеров и ведомых, является всего лишь еще одним проявлением их врожденного и непоправимого неравенства. Второй класс составляет подавляющее большинство; им нужно высшее командование, чтобы принимать за них решения, которым они обычно подчиняются без возражений. В этом контексте мы хотели бы отметить, что люди должны прилагать больше усилий, чем прежде, для формирования высшего класса независимых мыслителей, не поддающихся запугиванию и пылких в поисках истины, чья функция заключалась бы в том, чтобы направлять массы, зависящие от их руководства. Нет необходимости указывать на то, как мало правление политиков и запрет Церкви на свободу мысли поощряют такое новое творение.
Гениально, не правда ли? Ничего не напоминает? Но скажите пожалуйста, разве это похоже на лидерство, которое предлагают миру Соединённые Штаты и Великобритания? Вряд ли. Вот почему письма Фрейда публикуют с сокращениями и очень мало комментируют.
……………………….
Но где взять этих независимых, гуманных и справедливых ко всем народам мыслителей? Как можно вообще решить проблему непонимания между людьми, племенами и государствами? С помощью каких выдающихся народов и их объединений? Лига Наций с этой задачей не справилась, не справляется и Организация Объединённых Наций. Сам Фрейд намекал на самый древний вариант «амфиктионию» (что означает союз амфиктионов, т. е. соседей святилища). Так назывался у греков союз различных племен, которые собирались на празднества при святилище какого-либо известного бога, обсуждая при этом общие дела союза и улаживая споры между отдельными его членами.
При этом, «все члены клятвенно обязывались повиноваться известным общим постановлениям».
Ну что тут скажешь? Нет у нас теперь общих богов и общих празднеств. Даже с Украиной, которая была частью России. Да что там, даже празднование общей победы и Олимпийские игры приносят в наше время в жертву политике. Даже психотерапию мы понимаем по-разному. Остаётся уповать на интеллект и культуру, которые мы понимаем почти одинаково и которые рано или поздно изменят биологическую основу человека так, что он добровольно согласится с запретом на любую внешнюю и внутреннюю агрессию. Но, предупреждает Фрейд, в этом случае он начнёт накапливать её внутри.