56,5K подписчиков

"Где же у него кнопка?!" О разных типах вынужденной мотивации школьников в конце года

1,2K прочитали

Давайте мы ещё одну контрольную сделаем. На всякий случай, для закрепления... Я всё поняла, но лучше проработать, я думаю...

Она думает. Уже славно, так как за всю четверть таких всплесков сознательности и рвения репетитор за этой красоткой не наблюдал. Ничего, хоть под конец пусть подумает, оно и полезно.

На самом деле, сейчас многие начали производить видимость деятельности, бурной и кипучей. И если некоторые учителя, проболевшие почти всю четверть, вышли после больничного и стали пахать, не щадя себя, то ребята обострились томно и продуманно, с правильным расчётом. Знают, что именно под финал им будет проще выцарапать хорошую оценку. И даже готовы "подумать")

Фото с сайта freepik.com
Фото с сайта freepik.com

А у меня, репетитора, появился шанс воспользоваться вынужденным воодушевлением учеников и загрузить на жёсткие диски современных подростков как можно больше разной и полезной информации.

Так девятиклассник получил на домашний разбор не один, а три варианта подготовки к ОГЭ. За это я пообещала подготовить его к административной контрольной, потому что знаю, откуда учителя (в основном) их берут.

Спойлер: из методичек к учебнику. И ещё из некоторых пособий. Секрет Полишинеля, друзья. Восемь из десяти контрольных работ мне удаётся с учениками подготовить вплоть до разбора всех вариантов. И лишь в двух случаях мы сталкиваемся с контрольной, которую учитель лично составлял.

Основные типы мотивации школьников в зачётно-финальные периоды

"Ой, мне что-то будет..."

Всю четверть мы не напрягались, а половина учебного года это всё-таки веха. Родители могут не понять, когда мы притащим одни тройки. Будут пилить и распекать, а ещё могут лишения применить, вплоть до санкций.

Пояснение: в них мало кто из школьников верит. Родители всегда стращают, однако редко держат слово. Обычно "неделя без компьютера" оборачивается парой дней, а "отдал быстро телефон" отменяется вообще к вечеру, потому что взрослые привыкли держать связь с ребёнком. Полезный гаджет, даже необходимый.

Вот и нечего школьникам бояться.

"Ой, мне ничего не будет..."

Малочисленная группа. Некоторые родители идут на разного рода поощрительные договоры, чтобы как-то создать интерес к учёбе. Добрые намерения, добрые родители. Они довольно часто не держат своего слова. Даже если ребёнок не показал оговоренного результата, они всё равно выполнят свою часть сделки.

"Он же старался!"

Вот отлично было бы, если бы во взрослой жизни нам с вами платили за старания, а не за результат. Я бы уже давно яхту купила. Три. И вертолёт😉

А ребёнок учтёт, запомнит и воспользуется этим полезным опытом, что из мамы с папой можно верёвочки свивать. Смягчила, но суть передала.

Приходится напоминать родителям: если знаете, что не выдержите и подарите просто так, то не стоит начинать. Портите ребёнка.

"Мне оно надо"

Обожаю таких учеников. У них есть мотивация, её не надо навязывать, внедрять, создавать. Жаль только, что к репетиторам их приводят критически редко. В отдельных подопечных можно развить стремление к достижению результата, показать радость познания, научить хотеть стремиться вперёд... Лирика, редчайший вид.

***

Как вы видите, всё у нас в педагогике и воспитании по-старому. Умеренный кнут и традиционный пряник были и остаются основными двигателями ученического прогресса.

Делитесь, друзья, мотивируете чем? Лишениями и порицаниями? Посулами и благами? Объясняете полезность и нужность знаний? Помогает? Приходите в комментарии и делитесь опытом🤗👏👍