ПРОБИЛ ЧАС «ЩЕЛКУНЧИКА»!

1,3K прочитали

В декабре мы отмечаем 130-летие со дня первой постановки балета, без которого уже не одно десятилетие невозможно представить новогодние и рождественские праздники. Разумеется, это «Щелкунчик» П.И. Чайковского – романтичный, волнующий, загадочный. Вот и опять взрослые и дети, затаив дыхание, вслушиваются в неповторимую и несравненную музыку и с головой погружаются в атмосферу сказки, которая на самом деле написана о каждом из нас…

Спектакль театра «Кремлёвский балет». Мари – Олеся Росланова, Щелкунчик-кукла – лауреат Международных конкурсов Дмитрий Прусаков.
Спектакль театра «Кремлёвский балет». Мари – Олеся Росланова, Щелкунчик-кукла – лауреат Международных конкурсов Дмитрий Прусаков.

Повесть Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» – сама по себе настолько завораживающе атмосферна, что буквально просится на театральные подмостки, особенно балетные. Ведь благодаря великолепной музыке и изысканному танцу возникающий от соприкосновения с первоисточником эффект чуда усиливается многократно.

Спектакль театра «Кремлёвский балет». Мари - Олеся Росланова, Дроссельмейер – Даниил Росланов.
Спектакль театра «Кремлёвский балет». Мари - Олеся Росланова, Дроссельмейер – Даниил Росланов.

Но это мы знаем и в полной мере осознаем сегодня. А вот когда Пётр Ильич создавал свой последний балет, о Гофмане как таковом никто, собственно, и не задумывался. И Чайковский в том числе. А всё потому, что об этом замечательном произведении у нас в России судили совсем по другой книге: знаменитая история была известна во франкоязычной версии, а именно в вольном пересказе гофмановской сказки, выполненном Александром Дюма-отцом и именовавшемся «История Щелкунчика». Вообще всё с этим спектаклем в том далёком 1892 году было совсем не так просто и однозначно, как можно себе представить.

Спектакль театра «Кремлёвский балет». Первый акт. Король мышей – Максим Сабитов.
Спектакль театра «Кремлёвский балет». Первый акт. Король мышей – Максим Сабитов.

Начнём с того, что к моменту премьеры отношения России и Германии резко ухудшились, тогда как с Францией, напротив, стремительно развивались. И директор императорских театров Иван Александрович Всеволожский, задумавшись о том, чтобы украсить афишу очередной премьерой, несомненно, учитывал этот политический нюанс. Собственно, он ведь отнюдь не случайно заказал Чайковскому сразу оперу «Иоланта» и балет «Щелкунчик» – идти в один вечер они должны были в соответствии именно с парижской театральной модой. И когда Мариус Иванович Петипа создавал либретто к новому балету, он как раз таки опирался на историю, рассказанную Дюма. Более того, когда Чайковский писал музыку к «Щелкунчику», он, по заказу Всеволожского, включил в неё популярные в те годы французские песни, в частности, намекавшую на бегство в 1830-м французского короля Карла Х в Англию «В добрый путь, месье Дюмолле» (Bon Voyage, Monsieur Dumollet), – в симфонической обработке, разумеется. Звучит эта мелодия в первом акте, во время праздника в доме советника Штальбаума – в постановке театра «Кремлёвский балет» под неё дурачится брат Мари Фриц.

Спектакль театра «Кремлёвский балет». Фриц – Яна Касьянова.
Спектакль театра «Кремлёвский балет». Фриц – Яна Касьянова.

Что же касается костюмов, которые анонимно создавал сам Всеволожский, то в них, как и в причёсках, и аксессуарах персонажей отчётливо прослеживались тенденции моды времён Директории, у самого же Щелкунчика на голове был знамений красный фригийский колпак, он же «колпак свободы», получивший широкое распространение у якобинцев.

Что касается либретто, то о соответствии литературному первоисточнику в XIX веке вообще особо никто не задумывался – задача заключалась в создании ряда хореографических сцен, отвечающих определенным общепринятым критериям и каким-то образом перекликающихся с обозначенным поверхностно сюжетом, не более того. Основной акцент в первом спектакле был сделан на танцы сладостей в сказочном городе Конфитюренбурге. Здесь танцевали фея Драже и принц Коклюш (Любимчик), а также всевозможные драже, карамельки, марципаны, галеты, фисташки, миндаль, мятные лепешки и прочие петербургские кондитерские изыски – всего их изображали 56 артистов! Выглядело означенное великолепие, надо полагать, впечатляюще ярко, но перебор таки случился. И спектакль, премьера которого состоялась 6 (19) декабря, восторженных отзывов не получил. Предпочтение аудитории было отдано «Иоланте», «Щелкунчик» же критики называли постановкой преимущественно для детей, отмечали, что в нём мало танца как такового, что глаза устают от роскоши, но при этом смысла во всём этом довольно мало. Сам Чайковский тоже сообщал в письмах родным и друзьям, что постановка получилась аляповатой и безвкусной, и ему сложно было смотреть на сцену.

Музыка к новому балету, впрочем, отмечалась положительно, в частности, полный восторг у зрителей вызвало использование П.И. Чайковским нового музыкального инструмента челесты (клавишного металлофона). Впервые изобретение французского мастера Огюста Мюстеля было представлено на Всемирной выставке в Париже в 1889 году, за три года до премьеры «Щелкунчика», и Пётр Ильич, влюбившийся в звучание челесты, фактически открыл её для российских слушателей. В первой постановке под сказочную мелодию, ассоциирующуюся, по мнению автора либретто М.И. Петипа, со звуком падающих капель, исполняла свой знаменитый танец фея Драже. Сегодня этот музыкальный фрагмент известен как вариация Мари (или Маши) из финального па-де-де главных героев.

Спектакль театра «Кремлёвский балет». Мари - заслуженная артистка РФ Екатерина Первушина, Принц-Щелкунчик – Даниил Росланов.
Спектакль театра «Кремлёвский балет». Мари - заслуженная артистка РФ Екатерина Первушина, Принц-Щелкунчик – Даниил Росланов.

Как бы то ни было, балет продержался в репертуаре Мариинского театра более 30 лет. Каким оказалось детище Льва Иванова (изначально планировалось, что ставить «Щелкунчика» будет Мариус Петипа, но в последний момент он отказался от этого предложения), мы сегодня сказать не можем. Единственное напоминание о ней – «Вальс снежных хлопьев», признанный критиками в начале прошлого века шедевром. И сохранился этот вальс до наших дней благодаря тому, что в 1934 году его, хоть и в откорректированном виде, использовал в своей постановке Василий Вайнонен, который был знаком со спектаклем Льва Иванова.

Сцена из спектакля театра «Кремлёвский балет».
Сцена из спектакля театра «Кремлёвский балет».

Версия Вайнонена признана сегодня классической. Её можно увидеть в разных театрах, включая Мариинский и Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. И, кстати, в декабре на сцене Государственного Кремлёвского дворца спектакль представят учащиеся Русской Академии балета имени А.Я. Вагановой – у Василия Ивановича Вайнонена, кстати, с самого начала в «Щелкунчике» были задействованы дети. И в первом акте Машу танцевала девочка, ученица балетной школы, которую в сценах сна заменяла взрослая исполнительница.

Еще одной знаменитой постановкой на все времена стал «Щелкунчик» Юрия Григоровича. Спектакль, премьера которого состоялась в 1966 году и который признан одной из лучших в мире трактовок этого произведения, по-прежнему в репертуаре Большого театра, и из года в год восторженно принимается публикой. Именно в этой версии балета, построенной на философских размышлениях хореографа о принципах мироустройства, о добре и зле, выходили на сцену такие выдающиеся танцовщики, как Екатерина Максимова, Наталья Бессмертнова, Надежда Павлова, Людмила Семеняка, Владимир Васильев, Михаил Лавровский, Вячеслав Гордеев, Андрис Лиепа, Николай Цискаридзе.

Ну а без малого 30 лет назад, в июне 1993 года, свой «Щелкунчик» появился и у театра «Кремлёвский балет». Созданный главным балетмейстером – художественным руководителем коллектива Андреем Петровым, он открыл совершенно новую страницу в истории этого спектакля, который теперь стал гораздо более соответствовать именно повести Гофмана.

Спектакль театра «Кремлёвский балет». Сцена из первого акта. Праздник в доме Штальбаумов.
Спектакль театра «Кремлёвский балет». Сцена из первого акта. Праздник в доме Штальбаумов.

На самом деле, если вдуматься, «Щелкунчик» в большинстве трактовок – балет отнюдь не такой уж и позитивный, его главный посыл сводится к тому, что мечты в реальности не сбываются, и сон, сказка всегда противостоит прагматичной реальности. Трагические мотивы ощущаются и в музыке Чайковского. Но ведь у Гофмана всё совсем иначе! Его повесть – не о разбитых мечтах и утраченных иллюзиях, она о волнительном моменте взросления и предвкушении новой, неведомой жизни.

Спектакль театра «Кремлёвский балет». Мари – Олеся Росланова, Принц-Щелкунчик – Даниил Росланов.
Спектакль театра «Кремлёвский балет». Мари – Олеся Росланова, Принц-Щелкунчик – Даниил Росланов.

И в конце у писателя крёстный Дроссельмейер приводит в дом к Штальбаумам своего племянника, в котором Мари узнает Принца-Щелкунчика из своего сна и соглашается стать его невестой. Согласитесь, такой поворот гораздо более оптимистичен и действительно настраивает на предощущение волшебства. И именно в таком ключе разворачиваются события в спектакле «Кремлёвского балета». Новогодняя ночь – это последняя ночь детства Мари, и она закончится не разочарованием, а надеждой на счастье.

Спектакль театра «Кремлёвский балет». Мари – Олеся Росланова, Дроссельмейер – Даниил Росланов.
Спектакль театра «Кремлёвский балет». Мари – Олеся Росланова, Дроссельмейер – Даниил Росланов.

В кремлёвской версии немало своих эксклюзивных находок – это касается и хореографии как таковой, и режиссуры, и сценографии. Найти оригинальное сценическое решение, передающее атмосферу чудес, Андрею Петрову помог приглашенный им для участия в постановке знаменитый иллюзионист, народный артист РФ Игорь Кио – он придумал трюки с огромными подарочными коробками, из которых по воле Дроссельмейера появляются то куклы, то огромная мышь. Сам же чародей-крёстный, зайдя в такую коробку, неожиданно оказывается совсем на другом конце сцены, а то и вовсе исчезает бесследно, взмыв вместе с загадочной конструкцией в воздух.

В «Щелкунчике» от «Кремлёвского балета» – особые «мягкие» декорации, которые позволяют создавать эффектное многомерное пространство, как в доме советника Штальбаума, так и в удивительной сказочной стране. Оформление, выполненное художником-сценографом заслуженным деятелем искусств РФ Анатолием Нежным, замечательно передаёт и атмосферу уютного семейного праздника, и таинственные пейзажи страны из сна Мари. Дополняют впечатление и делают его по-настоящему целостным красивейшие костюмы художника Ольги Полянской. Невероятная малиновая пачка главной героини рождает ассоциации одновременно с диковинным экзотическим цветком и лучами рассветного солнца, дарящими надежду на встречу с чудесным.

Спектакль театра «Кремлёвский балет». Мари – заслуженная артистка РФ Екатерина Первушина, Принц-Щелкунчик – Даниил Росланов.
Спектакль театра «Кремлёвский балет». Мари – заслуженная артистка РФ Екатерина Первушина, Принц-Щелкунчик – Даниил Росланов.

Народный артист РФ Андрей Петров подчёркивает, что в каждом сезоне он что-то обновляет в спектакле – это позволяет оставаться ему живым, «дышащим», не застывшим. Более 300 раз балет прошёл только в Государственном Кремлёвском дворце, не говоря уже о гастролях. И каждый раз на нём аншлаг, что, собственно, вполне ожидаемо. Ведь ощутить присутствие сказки в своей жизни важно и для взрослых, и для детей. А учитывая великолепный профессиональный уровень «Кремлёвского балета», нужный результат достигается всегда.

Что касается исполнителей главных партий в балете «Щелкунчик», то в настоящее время в партии Мари можно увидеть замечательных прима-балерин Олесю Росланову, Дарью Бочкову, Александру Криса и заслуженную артистку РФ Екатерину Первушину. Что касается Щелкунчика-Принца, то в главной мужской роли на сцену выходят элегантный, харизматичный премьер труппы Даниил Росланов, обладающий великолепной техникой танца и незаурядным артистизмом, заслуженный артист РФ Максим Афанасьев и совсем ещё молодой танцовщик Алексей Казанцев, который, тем не менее, уже запомнился зрителям и своим великолепным полётным прыжком, и умением создавать выразительный, по-настоящему глубокий образ.

И, кстати, спектакль в ГКД идёт в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей», который под управлением его художественного руководителя и главного дирижёра заслуженного артиста РФ Сергея Кондрашева неизменно отличает глубокое, благородное, насыщенное звучание, что делает каждый спектакль событием вдвойне.

Спектакль театра «Кремлёвский балет». Мари – Олеся Росланова, Принц-Щелкунчик – Даниил Росланов.
Спектакль театра «Кремлёвский балет». Мари – Олеся Росланова, Принц-Щелкунчик – Даниил Росланов.

Обратите внимание: увидеть «Щелкунчик» в постановке Андрея Петрова вы сможете сегодня, 19 декабря, а также 10, 11, и 14 января 2023 года. Ну а 20 и 21 декабря в ГКД представит спектакль «Щелкунчик» в постановке Василия Вайнонена Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой. На сцену выйдут воспитанники народного артиста РФ Николая Цискаридзе – в постановке задействованы учащиеся всех классов. Подробнее – на сайте https://kremlinpalace.org/ в разделе «Афиша».

Марина Юрьева