Как написать новогоднюю сказку: генератор сюжета в помощь

353 прочитали

Генератор сюжета - один из отличных творческих инструментов писателя, который может помочь с поиском новой идеи для рассказа, сказки, повести или романа. Его можно адаптировать под ваши уникальные запросы, под любой жанр или конкретную задачу.

По сути, это конструктор. В нём есть набор деталей, а вы можете собрать из этих деталей огромное количество фигур.

Про то, как создать собственный генератор сюжета, я расскажу позже, а сейчас предлагаю вам готовый конструктор новогодних сказок.

Как с ним работать?

1. Берёте обычный игральный кубик с шестью гранями;

2. Бросаете кубик столько раз, сколько компонентов истории нам нужно выбрать (в данном случае шесть);

3. Смотрите, какие цифры вам выпали, соотносите эти цифры с таблицей генератора - получаете детали кондуктора (или элементы волшебной истории);

4. Придумываете сюжет, используя эти элементы.

Итак, вот наш генератор:

Генератор волшебной новогодней сказки (Автор: Юлия Иванова, детский писатель)
Генератор волшебной новогодней сказки (Автор: Юлия Иванова, детский писатель)

Рассмотрим работу с ним по шагам. Бросаем кубик!

Первый бросок помогает нам определиться с главным героем будущей сказки. Это, конечно, может быть ребёнок (девочка или мальчик, обыкновенный или не очень, с братьями и сёстрами, родителями и друзьями). Чаще всего героями новогодних сказок являются именно дети, поскольку с ними очень легко может отождествить себя каждый читатель. Взрослые тоже когда-то были детьми, и новогодняя сказка может перенести их в прошлое.

Первый столбец генератора - герой истории!
Первый столбец генератора - герой истории!

Героем может быть и взрослый, но какой-то необычный (бабушка с приветом, дедушка с букетом, учитель со странностями, дворник, уборщица, художник и т.д.) Про необычных персонажей читать всегда интереснее, это правило работает и в сказках.

Дед Мороз и Снегурочка часто становятся героями новогодних сказок, что совершенно не удивительно. Поэтому они в генераторе тоже есть.

Волшебные существа - разнообразные гномы, эльфы, единороги, драконы, и, кстати, ожившие предметы тоже сюда.

Животные отдельно (котята, щенята, медвежата, зайчата или старая дряхлая крыса, которая вспоминает своё детство).

Определились с героем - бросаем кубик ещё раз!

Второй бросок поможет нам включить в историю какую-то яркую деталь. Она может играть центральную роль в сюжете, а может выступать, как вспомогательная - это решать вам.

Второй столбец генератора - яркая деталь!
Второй столбец генератора - яркая деталь!

В генераторе есть разные праздничные атрибуты: ёлка, новогодние игрушки, гирлянда, подарок, снеговик и письмо. Думаю, тут всё понятно, поэтому можем снова бросать наш кубик.

Третий бросок один из важнейших - он поможет нам определиться с главным конфликтом будущей сказки. Так как тема у нас новогодняя, то и конфликты чаще всего тематические. Но никто не запрещает вам использовать одновременно несколько конфликтов, брать такие, которые никак не связаны с праздником, превращая тему нового года лишь в декорацию для развития сюжета.

Третий столбец генератора - конфликт или угроза.
Третий столбец генератора - конфликт или угроза.

Всё же остановимся на тех конфликтах, которые упомянуты в генераторе:

  • Это отмена праздника ("Нового года не будет!" - у меня есть сказочная повесть с таким названием),
  • плохое настроение под Новый год ("Снегурочка с ушами"),
  • ссоры ("Новогодняя путаница"), семейные конфликты и испорченный праздник ("Путешествие по новогодней ёлке").
  • неосуществлённое желание ("Сказка под ёлку"),
  • пропавшие подарки
  • и Новый год в одиночестве. (Понятно, что для того, чтобы последний конфликт сработал, как надо, необходимо создать такого главного героя, для которого одиночество будет проблемой, а не мечтой).

Я привела примеры своих новогодних сказок, хотя я писала их без генератора. Дело в том, что указанные конфликты настолько универсальны, что вы можете встретить их практически во всех новогодних истериях. Смело берите один из них и стройте уникальный сюжет.

Как только мы выбрали конфликт, снова бросаем кубик.

Четвёртый бросок определит для нас причину конфликта (или угрозы).

Четвёртый столбец генератора - причина конфликта или угрозы.
Четвёртый столбец генератора - причина конфликта или угрозы.

Например, это может быть злодей (или антагонист), который намеренно хочет испортить всем праздник. Всех заморозить, уничтожить, остановить время, похитить Деда Мороза, подарки, письма и т.д. Тогда герою придётся бороться с этим злодеем и предотвратить угрозу. Это самый простой сценарий.

Причиной угрозы также могут стать психологические причины - внутренний конфликт героя. Это значит, что персонажу нужно будет первым делом разобраться с самим собой. Со своими чувствами, поступками, мыслями или желаниями. Это один из самых сложных сценариев - борьба с самим собой. Но этот пункт можно сочетать и с другими конфликтами.

Плохое поведение героя, равнодушные или загнанные взрослые, таинственное существо и природный катаклизм (вьюга, метель, снегопад, оттепель) - другие источники угрозы.

Определились с источником неприятностей - бросаем кубик в пятый раз.

Пятый бросок поможет выбрать место действия нашей истории (другими словами - локацию).

Пятый столбец генератора - место действия или локация.
Пятый столбец генератора - место действия или локация.

Городские улицы, вечеринка у друзей, в школе, у бабушки, старый таинственный дом - это понятно. Волшебная локация - это может быть удивительный сон, необычная новогодняя ёлка (как в моей сказке "Путешествие по новогодней ёлке" ), параллельный мир, мир потерянных вещей (как у Джоан Роулинг в "Рождественском поросёнке), что угодно. Волшебная локация на то и волшебная, чтобы позволить автору самому всё придумать.

Пункт "Путешествие между локациями" предполагает перемещение героя в пространстве с какой-то целью ("Путешествие Голубой стрелы" Джанни Родари, "Рождественский поросёнок" Джоан Роулинг, "Снежная королева" Андерсена). Очень интересный вариант из нашего генератора.

Помните, место действия может полностью изменить ход истории.

Настало время последнего броска! Приготовились? Раз, два... три!

Шестой бросок - шаг навстречу чудесам и волшебству! Если вы не хотите писать волшебную сказку, вы можете просто пропустить этот пункт. Потому что волшебное допущение не всегда нужно для того, чтобы получилась хорошая история.

Но я люблю волшебство, поэтому предлагаю такие варианты:

Шестой столбец генератора - волшебное допущение.
Шестой столбец генератора - волшебное допущение.

  • Ожившие предметы (использовано у меня в книгах "Путешествие по новогодней ёлке", "Сказка под ёлку", "Путешествие Голубой стрелы" Родари);
  • Остановившееся время ("Снежная сказка");
  • Открывается другой мир ("Рождественский поросёнок" Джоан Роулинг, "Щелкунчик" Гофмана);
  • Исполняются желания ("Сказка под ёлку", "Новогодняя путаница");
  • Разговаривают животные ("Снегурочка с ушами" и огромное количество других сказок);
  • Происходят превращения ("Новогодняя путаница", "Щелкунчик" и др.)

Конечно, можно использовать другие волшебные допущения и чудеса, ведь на то и праздник новогодний, чтобы верить в самое удивительное и прекрасное!

Итак! Вот вы и собрали набор из шести деталей конструктора. Посмотрите на них внимательно, выложите в ряд, поменяйте местами, повращайте в пространстве... Чувствуете как рождается идея сказки? И может быть, даже не одна?

Ловите её скорее, записывайте, воплощайте в жизнь! Пусть новогодних сказок будет больше!

Иллюстрация из книги Ю.Ивановой "Снегурочка с ушами" Художник: Антонина Иванова-Горская
Иллюстрация из книги Ю.Ивановой "Снегурочка с ушами" Художник: Антонина Иванова-Горская

(Кстати, можете написать в комментариях, что вам выпало. Это очень интересно. Мне, например, выпала главная героиня - девочка, письмо, отмена праздника, природный катаклизм, старый дом и говорящие животные. И я сразу придумала идею новогодней сказки на основе всех этих элементов. И даже название пришло - "Тайна новогоднего письма". Посмотрим, что из этого получится).

Надеюсь, генератор сюжета поможет вам придумать замечательную историю! И самое главное, что я хочу сказать: эти генераторы на самом деле в первую очередь хороши тем, что дают толчок фантазии, помогают писателю поймать идею. А если уж вы её ухватили, то можно всё поменять!

Кубик и генератор - всего лишь инструменты, но настоящий волшебник - это ВЫ. Так что желаю счастливого волшебства!

Иллюстрация из книги Ю.Ивановой "Снегурочка с ушами" Художник: Антонина Иванова-Горская
Иллюстрация из книги Ю.Ивановой "Снегурочка с ушами" Художник: Антонина Иванова-Горская

P.S. В этой статье я упоминала некоторые свои новогодние книги:

"Нового года не будет", издательство "Аквилегия-М"

"Сказка под ёлку", издательство "Настя и Никита"

"Новогодняя путаница", издательство "Настя и Никита"

"Снегурочка с ушами", издательство "Настя и Никита"

"Путешествие по новогодней ёлке", издательство "Антология"

Их все можно найти в интернет-магазинах. Например, здесь: https://www.labirint.ru/authors/15003/