Найти тему
LADA

На край света с LADA Niva Travel

Оглавление

Евгений Сафронов рассказывает о покорении Русского Севера.

Что чувствует человек, стоя на самом краю света, на самой северной точке, где дальше только бесконечные воды Северного Ледовитого океана?

Что чувствует человек, который впервые видит завораживающие линии и зеленый свет северного сияния?

Что чувствует человек, проехавший тысячи километров по России, восхищаясь пейзажами и дорогами?

Что, если этот человек — ты?!

В этой истории не будет готовых маршрутов и однозначных вариантов, как ехать, где останавливаться и на какой заправке хот-дог вкуснее. Эта история — про вдохновение и возможности. Возможность сесть за руль надежного автомобиля и умчать на Русский Север вдохновляться красотой природы далеко за полярным кругом.

А север России невероятно красив: сотни километров дорог сопровождают живописные пейзажи. Маршрут Мурманск — полуостров Рыбачий — мыс Немецкий действительно хорош, он гораздо менее популярен, чем Териберка, куда можно доехать всего за пару часов. Но именно на мысе Немецкий появляется ощущение края света, потому что этот мыс в действительности и есть тот самый край, самая северная континентальная точка европейской части России. И во многом потому, что добраться туда — это не легкая часовая дорога, а внедорожное приключение длиной минимум в пару дней.

На чем ехать?

Однозначно, это должен быть полноприводный внедорожник. Пробираясь к краю света на LADA Niva Travel, мы неоднократно радовались своему выбору. Кроме того, внедорожные шины добавляли нам уверенности в своих силах, особенно при форсировании бродов, которых там в изобилии.

-2

Автомобиль и шины показали себя наилучшим образом. Мы ни разу не застряли, а пониженная передача пригодилась на крутых подъемах и спусках.

Когда ехать?

Все сезоны хороши! Я был на крайнем севере и летом, и зимой. Летом можно увидеть гораздо больше как минимум за счет длинного светового дня. Зимой же север суров, на первый план выступают темнота полярной ночи и зависимость от проходимости дорог. Но именно зимой можно насладиться красотами северного сияния, если, конечно, его удастся увидеть.

Самые сложные моменты? Два — и оба на полуострове Рыбачий.

Первое, что больше всего пугало, — это броды. Сначала мы останавливались перед каждой лужей, осматривались и очень осторожно проезжали. Иногда нам везло: мы встречали другие, как правило, более подготовленные автомобили, по которым можно было оценить масштаб «бедствия». И лишь однажды на большом участке уровень воды был такой, что заставил чуть поволноваться. Ключевое правило в такой ситуации — выбирать правильную передачу заранее и ни в коем случае не заглохнуть в воде.

Второй острый момент был во время прилива на пляже, через который лежал путь к мысу Немецкий. Во время отлива не было никаких проблем, вода стоит далеко — проезжай как хочешь. Но в прилив последний участок пляжа может полностью затопляться, вдобавок он завален водорослями. И самое неприятное: здесь в море впадает небольшая речушка с вязким песком, в котором легко забуксовать и увязнуть.

Прилив усиливался буквально на глазах. И на пониженной передаче, с мыслью: «Ох, надо было пойти сперва проверить», — мы двинулись вперед. Преграда в итоге оказалась не такой страшной, и во многом это заслуга внедорожных шин. Как говорится, глаза боятся, а шины едут!

Как лучше подготовиться?

Собираясь на мыс Немецкий, надо быть готовым к максимальной автономности на несколько дней. Продумать, как ночевать и чем питаться. Не забудьте взять с собой запас топлива: заправок уже не будет, а расход топлива намного выше, чем по трассе. Еще один важный момент: лучше брать продукты, от которых остается минимум мусора — его тоже придется возить с собой до возвращения «в цивилизацию».

-3

Как там дороги?

После съезда с трассы по направлению на полуостров Средний (а потом и на Рыбачий) о ровной дороге можно забыть. Именно на Среднем будет самая неприятная и разбитая часть пути. Рыбачий же уже будет удивлять более сложными бродами, но скорость движения кратно возрастет. Именно поэтому в подобной экспедиции не обойтись без надежного внедорожника и определенных водительских навыков.

Сколько это стоит?

Бюджет поездки может сильно отличаться. Можно жить только в палатках и самим готовить еду, а можно чуть ли не вертолетом забрасываться в глемпинг и ехать дальше на квадроциклах. Лучше расскажу, какая математика получилась у нас.

Учитывая два автомобиля и 5 человек на полторы недели, на маршруте Москва — мыс Немецкий мы потратили около 55 000 рублей на бензин. Еще 18 000 рублей оставили в кафешках и на 31 000 руб. закупили продуктов. Жилье обошлось в 17 000 руб., а все остальное время мы ночевали в палатках. Итого чуть больше 120 000 рублей.

Кроме того, наш экипаж впервые отправился в палаточный поход, поэтому еще 50 000 рублей мы потратили на палатку, спальники и кучу аксессуаров. Даже средство от комаров взяли с собой, хотя оно не пригодилось — северный ветер сдувал насекомых начисто и совершенно бесплатно. Планируя такую экспедицию впервые, можно смело добавить к смете стоимость экипировки.

Прелесть таких поездок в том, что их можно уместить почти в любой бюджет, а дальше уже вопрос комфорта и личных предпочтений. И в этом весь кайф автомобильного туризма. Путешествуйте, друзья!

Еще несколько полезных советов:

  • Если вы путешествуете в группе из нескольких экипажей, рации существенно облегчат координацию в пути. С сотовой связью там грустно, и вы скорее поймаете норвежский интернет, чем российского оператора. По этой же причине лучше выключить роуминг, чтобы потом не было сюрпризов в виде больших счетов за связь.
  • Важно одеваться по погоде и иметь удобную обувь: как для трекинга по скалам на краю света, так и для многочасовых поездок за рулем. Намекаю на то, что это разная обувь :)
  • На побережье Баренцева моря почти всегда дует сильный ветер. Имейте это в виду, выбирая одежду для путешествия. Непродуваемая куртка очень пригодится даже летом.
  • Выбирайте место для лагеря в светлое время суток. Ставить лагерь в ночи, да еще и в сильный ветер, — крайне неприятная задача.
  • Хорошей идеей будет закупиться и восстановиться в Мурманске, перед тем как выходить на финальную часть маршрута на полуостров Рыбачий.

Самое главное — это впечатления. Дух приключений, ощущение открытий и того, как огромен мир и как красива Россия, — восхитительно. Смотрите специальный видеовыпуск об этом незабываемом путешествии по ссылке.

Придумывайте маршруты, садитесь за руль — и вперед, за горизонт! Йе!

-4