Найти тему

От куда взялись узнаваемые наряды клоунов и шутов

Клоуны, шуты, дураки, скоморохи, которые потешали народ во все века от знатных персон до обычного люда. Имеют несколько известных нам сейчас типов нарядов, по которым сразу узнаваемы.

Шуты и клоуны были не просто личности, веселящие публику, а часть сценок или миниатюр с их участием. Представления были на злобу дня, высмеивая произошедшие ситуации, нелепые законы или публичных личностей.

1-Лаура Найт, Клоуны с костюмом осла, 1934, 2-придворный шут 15 век.
1-Лаура Найт, Клоуны с костюмом осла, 1934, 2-придворный шут 15 век.

Костюм отражал не всегда современные элементы, принятые в то время, когда была написана гравюра, картина или сделано описание. А более поздний период, так как мода не развивалась повсеместно и стремительно как сейчас.

Крестьяне и низшее сословие даже и не знали, как выглядит король и его придворные, в некоторых странах вообще костюм обычных людей не менялся веками.

Придворный шут и дурак 14 век гравюра
Придворный шут и дурак 14 век гравюра

Например, головной убор, который для нашего поколения является символом шутовства, колпак с длинным хвостом одним или несколькими. Является отражением реальной части гардероба горожан и знати эпохи позднего средневековья 13-14 века под названием «кауф», а хвост называли «ке» или "кю". Изначально это был капюшон как часть плаща (12 век), а потом преобразовался в разнообразные головные уборы, как женские, так и мужские.

В галерее листайте, фото головных уборов

Так же «шоссы» чулки облегающие ноги из того же периода, разноцветными (отлична правая и левая) у модников и дворянства они оставались во многих странах до конца 16 века. А причудливая обувь с длинным носом «пигаш» появилась в 12 веке.

Кассоне Адимари, Джованни ди Сер Джованни (Скеджа), 1443-1450, Флоренция
Кассоне Адимари, Джованни ди Сер Джованни (Скеджа), 1443-1450, Флоренция

А если по внимательнее изучить портреты и рисунки 16 века можно заметить пёстрость и яркость красок, где так же как и в шутовском наряде встречаются половинчатые цвета, полоска, клетка, фестоны. Ювелирные украшения по периметру королевского костюма, позже превратившись в колокольчики у шутников. Вероятно, для помпезности и большей важности высмеиваемой персоне.

1-Сэр Генри Унтон британская школа 16 век, неизвестный художник, 2-Испанская школа, 17 век, портрет джентльмена
1-Сэр Генри Унтон британская школа 16 век, неизвестный художник, 2-Испанская школа, 17 век, портрет джентльмена

То же проявление можно наблюдать с гофрированным воротником «гаргера» или «раф», который был громоздкий, создавал дискомфорт носителю из высших сословий. В 16-17 веке, проехавшись по всей Европе о нем помнят до сих пор, используя в нарядах весельчаков. Как и объёмные формы туловища, создаваемые уплотнением волосом, ватой, соломой или каркаса модные в тот же период у мужчин и женщин в одежде.

1-Корнелис Кетель Портрет гигантского носильщика на службе у Елизаветы I Английской 1580, 2-Lucas_Cranach_-_Herzog_Heinrich_der_Fromme_von_Sachsen 16 век
1-Корнелис Кетель Портрет гигантского носильщика на службе у Елизаветы I Английской 1580, 2-Lucas_Cranach_-_Herzog_Heinrich_der_Fromme_von_Sachsen 16 век

Тканями предавалась шарообразная фигура «бридчз» (штанов) которые со временем стали атрибутом клоуна, удлиняясь, парадируя знатных господ.

-8

Яркие расцветки и геометрический рисунок на одежде стал традиционным для весельчаков, отдалённо напоминающий забытые в веках формы.

-9

Одно из шикарных и продуманных интерпретаций наряда клоуна это Пеннивайз в фильме «Оно», где художник по костюмам Джейни Брайант сделала его руководствуясь именно историческими сюжетами. Фото и описания процесса создания можно почитать и посмотреть тут, где я написала про некоторые творческие работы Джейни в кино.

-10