3,8K подписчиков

Pro … аудио кассету [compact cassette]

4,7K прочитали

Всё сказанное ранее про магнитофонную ленту, справедливо и для кассеты, однако относительно низкая скорость протяжки и малая ширина/толщина ленты в кассете обуславливают ряд особенностей.

SONY EF90 improved - частотная характеристика приведена для уровня - 20 дБ, о чём честно указано в скобочках
SONY EF90 improved - частотная характеристика приведена для уровня - 20 дБ, о чём честно указано в скобочках

Чем выше скорость протяжки магнитной ленты, тем проще реализовать широкий частотный и динамический диапазоны частот. При этом стабильность/ровность протяжки ленты представляет собой отдельную техническую задачу. Главный недостаток кассет – повышенная детонация была сведена к неслышимому минимуму на предтоповых и просто удачных деках. Тем паче, кассеты с анти резонансным механизмом не заставили себя долго ждать. Благодаря совершенствованию свойств ленты частотный и динамический диапазоны тоже подтянули до технологического предела. Самое хилое звено кассеты по сравнению с бобинными катушками – слабый сигнал по причине более узкой дорожки, и, как следствие, повышенный собственный шум в музыкальных паузах. Развитие систем шумопонижения типа Dolby дало добавочку в 20 дБ в динамический диапазон, но лишь на средних частотах (далее СЧ). На бытовых магнитофонах шумодавы задействовать искренне не советую – запаритесь уровень выставлять, чтобы ВЧ минимально потерять. Альтернативное решение – применение лент типа II, у них шумы на ~>10 дБ ниже, что гарантирует динамический диапазон >60 дБ (для записи с винила за глаза!). Конструктивное повышение чувствительности магнитных головок и улучшение схемотехники более затратно, хотя и более эффективно. Так что для топовых дек иного пути не оставалось. Поэтому изначально не копеечные и покамест не убитые в хлам деки рождения в 80-х и 90-х звучат лучше (точно не хуже) расхожих бытовых бобинников конца 70-х.

Сделать ставку на кассету – разумно, благо в России в отличие от магнитофонных бобин, среди которых сплошь говённые совковые, сохранилось огромное количество качественных импортных аудио кассет. А в магнитофонной епархии качество звучания обеспечивает прежде всего лента. Так, если лента сыпется, аль с завалами «частотки» и вообще с провалами, то ни один чудо магнитофон (что бобинник, что кассетник) не спасёт. Не менее важно, что хорошая дека обойдётся в >2 раза дешевле сопоставимого по качеству звука катушечника.

У меня в не повседневном обиходе несколько дек. Поверенная, в отличном состоянии TEAC-V6030-S (предтоповая дека выпуска 1997 года, Made in Japan) и девственная сдвоенная дека попроще JVC W777 выпуска 1989 года. Первая хороша достаточно точной калибровкой, малыми искажениями и изысканным звуком, вторая – любимым в народе звучанием не новодела без преукрас.

TEAC-V6030-S - чёткий измерительный блок калибровки, причем раздельный по каналам
TEAC-V6030-S - чёткий измерительный блок калибровки, причем раздельный по каналам

В Инете пруд пруди якобы тестов бэушных кассет. В основной массе, затарившись оными мешками на барахолках, авторы как бы что-то там проверяют, ориентируясь лишь на свой персональный слух, реже посредством реализованной в приличных деках ручной калибровки, ещё реже снимают чем попало АЧХ и измеряют искажения (RMAA не годится!). Свежераспечатанные аудиокассеты блоггеры всех мастей шмонают по большим праздничкам, а итог, как правило, схож: если кассета «не левая», то особых проблем нет, пишется-калибруется, однократно уж точно без попадалова. И хочется бы верить на слово, однако без материальных подтверждений как-то не очень…

Безоговорочное доверие вызывает реальный тест, проведенный технически грамотно в 1-м номере журнала Stereo&Video в 1994 году [1] Полезный тест кассет и в 1-м номере журнала Аудио Магазин за 1996 год. Но тогда это были исключительно новые кассеты. Да и опечатки в таблицах более чем вероятны.

Качество звука, выдаваемое возрастными кассетами, очень сильно зависит от условий их хранения. Перепады температур и влажности, попадание солнечного света, не говоря уже про пыль и мощные магнитные поля, убивают ленту нещадно. Поэтому приобретение бывших в употреблении кассет (даже с однократной записью) это рулетка похлеще револьверно-русской. Причём от вездесущих магнитных полей и перепадов температуры не спасает и запечатка.

Зачем же в цифровую эру раскапывать ленточные анналы? Секрет в том, что магнитная лента сама по себе служит частотно-динамическим нелинейным преобразователем и на высоких уровнях сигнала заметно раскрашивает звук. Многие ценители хи-фи аудио находят такую раскраску весьма благозвучной и готовы выложить за сей артефакт весьма кругленькую сумму. Но есть засада: кассет достойного качества сейчас/давно не делают, так что волей не волей у ностальгирующих и еже с ними дорожка лежит в аудио закрома.

Между прочим, до 2018 года все производители используют старые запасы магнитной ленты, произведённой ещё в начале 2000-х годов. В 2018 году французская компания Mulann начинает производство аудиокассет и новой ленты Fox C60 Type I под брендом Recording The Masters, используя химические формулы BASF и AGFA. Стоимость одной аудиокассеты длительностью 30+30 минут на день начала продаж в Европе составила 3,49 евро[2].

Интерес к аудио кассетам, безусловно, подогревается аудио индустрией, которая почуяла вкус наживы после успешной реанимации винила. Любой аналоговый носитель звука исключает в принципе копирование точь-в-точь и менее долговечен, а значит, требует постоянной репликации - за денюжки рядовых покупателей, разумеется. Аудио кассета гораздо удобнее винила и покупателю (компактность) и продавцу (меньше издержки при массовом производстве). Однако винил побуждает покупателей к более частому обновлению (при ~>20 проигрываниях пластинка «пилится» всё сильнее), поэтому на аудио кассету пока рекламные бюджеты выделяются явно скромные, и продажи хотя и растут, но без буйного фанатизма…

АЧХ записи TEAC V6030-S на TDK D для уровней 0, -10 и -20 дБ  ( http://www.nakamichi.by/2015/06/cassette-deck-teac-v-6030s.html )
АЧХ записи TEAC V6030-S на TDK D для уровней 0, -10 и -20 дБ ( http://www.nakamichi.by/2015/06/cassette-deck-teac-v-6030s.html )
АЧХ записи TEAC V6030-S  на BASF FE для уровней 0, -10 и -20 дБ (http://www.nakamichi.by/2015/06/cassette-deck-teac-v-6030s.html)
АЧХ записи TEAC V6030-S на BASF FE для уровней 0, -10 и -20 дБ (http://www.nakamichi.by/2015/06/cassette-deck-teac-v-6030s.html)

На вкладышах с задней стороны коробочек (чаще на упаковочной плёнке – «целке») у некоторых фирменных кассет приведены занятные кривулины, напоминающие амплитудно-частотные характеристики. Следует иметь в виду, что АЧХ для лент принято измерять при заниженном уровне сигнала -20 дБ относительно номинального (в частности, пикового на 1 кГц), где оная достигает сносной ровности у правильных лент. Т.е. выше этого уровня АЧХ ленты будет всё более выпуклой на СЧ согласно всем законам физики. Так называемую относительную чувствительность ленты определяют при воспроизведении по отклонению от уровня -20 дБ в сравнении с некой эталонной лентой. Лента намагничивается гистерезисно (при максимальных амплитудах нелинейно), остаточная намагниченность – дело тонкое. Для неискаженного воспроизведения при записи ленту приходится постоянно подмагничивать током высокой частоты. Оптимальное смещение тока подмагничивания (BIAS) определяется свойствами конкретной ленты.

Вследствие ферро магнетизма любая лента при записи искажает сигнал, привнося преимущественно 3-ю (нечётную) гармонику. Именно по величине оной судят об искажениях ленты, как правило, записывая чистый тон 315 Гц.

Отдельного упоминания заслуживает понятие шума ленты. Шум размагниченной ленты обусловлен неравномерностью ориентации и распределения частиц магнитного слоя и составляет ниже -55..65 дБ. Шум намагниченной ленты зависит от её качества и подмагничивания, может достигать -32 дБ (в лучшем случае ~-50 дБ). Шум паузы определяется в совокупности, включая свойства того или иного магнитофона и в значительной мере является характеристикой последнего.

Графики MOL, SOL и шумов намагниченной ленты на примере кассеты Denon DX1/90
Графики MOL, SOL и шумов намагниченной ленты на примере кассеты Denon DX1/90
  • Максимальный выходной уровень (MOL) состоятелен на низких и средних частотах. Обычно он задается на частоте 315 (MOL 315) или 400 (MOL 400) Гц, и его значение на графике частота-амплитуда отмечает точку, когда коэффициент третьей гармоники достигает 3%. Дальнейшее намагничивание ленты технически возможно ценой неприемлемого сжатия динамического диапазона записи на краях рабочей полосы частот и привнесения искажений. Для всех типов лент MOL достигает максимума в области 125-800 Гц и падает ниже 125 Гц и выше 800 Гц. Максимальная насыщаемость (отдача) ленты типа I при частоте 40 Гц на 3-5 дБ ниже, чем MOL 400, а на лентах типа IV она на 6-7 дБ ниже. В результате, недорогие "нормал" кассеты переносят тяжелую басовую музыку с относительной легкостью по сравнению с дорогими кассетами "метал".
  • На высоких частотах воспроизводящая головка плодит гармоники записанного сигнала, которые растут по амплитуде вместе с частотой. Это делает проблематичными корректные измерения искажений примерно выше 10 кГц. Поэтому вместо MOL перегрузочная способность на высоких частотах характеризуются выходным уровнем насыщения (SOL), обычно оцениваемым на 10 кГц (SOL 10k). Как только лента достигает своей точки насыщения, любое дальнейшее увеличение потока записи (задаваемого уровня) уменьшает записываемый сигнал. Т.е. зафиксированное в момент насыщения значение SOL максимально, но для каждой частоты своё.

Именно MOL и SOL характеризуют перегрузочную способность ленты при записи с максимально громким уровнем (т.е. в +дБ) и допустимыми искажениями. Окрещённая электоратом «поджариванием» актуальна для шумных лент с малым динамическим диапазоном. Пространство между линиями MOL+SOL и кривой шума по сути означает динамический диапазон ленты, который «по определению» максимален на 1 кГц и минимален на краях частотного диапазона.

Самое главное! Качественная запись на ленту это искусство!!! Баланс между громкостью звучания и привнесёнными искажениями требует знания как способностей своего пишущего аппарата, так и свойств той или иной ленты-кассеты. Чем меньше ток подмагничивания, тем лучше АЧХ в плане высоких частот, но тем больше искажений. Найти заветный компромисс – задачка аховая! Магнитные свойства лент даже одного типа зачастую сильно различаются.

Вместо заключения:

1) Кассета имеет право на жизнь не только для ретро антуража и ностальгии – грамотно записанная приятно смягчает жёстковатый цифровой звук (нынче сплошь перекомпрессированный), а так же позволяет не обращаться к цифре, дабы не запиливать дорогостоящий винил. Звучание хорошо отстроенной деки на слух малоотличимо от бобинника - была ба лента в кассете путёвая.

2) Досаждающий в паузах шум ленты, запомнившийся многим при перезаписи с кассет, практически не слышен при записи с винила на хорошие ленты.

3) Среди бывших в употреблении кассет типа «I» (normal) ещё продаются вполне работоспособные и недорогие, например, SONY EF improved.

4) Поскольку условия хранения критичны даже для запечаток, то лучше сначала купить одну две кассеты на пробу, и, если всё путём, брать блоками (что осталось).

5) За счёт свойств хорошей ленты можно компенсировать недостатки трактов магнитофона. А в случае записи на ленту, грешащую завалами «частотки», целесообразно предварительно подправлять подаваемый сигнал эквалайзером, накрайняк, апосля тембром усилителя.

----------------------------------------------------------------------------------------

[1] https://www.drive2.ru/c/594341836101834967/

[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/Компакт-кассета