8,9K подписчиков

Все фильмы Пола Гринграсса: от худшего к лучшему

1,2K прочитали

Пол Гринграсс — довольно-таки занимательный режиссёр. Как Нолан или Шьямалан, Гринграсс подрабатывает ещё и сценаристом, так что ко всем своим фильмам самолично писал сценарии. Примечателен он и тем, что очень часто работает с фильмами на реальных событиях, что уже не столько характерно для Нолана и тем более Шьямалана. В России режиссёр не то чтобы является очень громким лицом. Будучи рождённым в Великобритании, снимал первые свои фильмы он именно в той стране. А российскому зрителю постановщик прежде всего известен по франшизе о Джейсоне Борне. Всего же карьера Пола Гринграсса насчитывает десять полнометражных фильмов, последний из которых выходил аж в 2020 году. Я расставил все фильмы режиссёра от худшего к лучшему, но объективно, использовав 4 крупнейших сайта о кино - КиноПоиск, IMDb, Rotten Tomatoes и Metacritica. Последние два - сайты критиков, которые часто недооценивают или переоценивают фильмы, так что формула расчёта будет выглядеть так: (КП+IMDb+(RT+M)/2)/3

10. Джейсон Борн (2016), (62+66+(54+58)/2)/3=61.33

Пол Гринграсс — довольно-таки занимательный режиссёр. Как Нолан или Шьямалан, Гринграсс подрабатывает ещё и сценаристом, так что ко всем своим фильмам самолично писал сценарии.

Трилогию «Джейсон Борн» вполне можно назвать одной из немногих, что от начала и до конца поставляла только очень качественную продукцию. И раз уж это трилогия, то, разумеется, закончилось все на третьем фильме, который обещал поставить точку в истории Джейсона Борна. В таком ключе говорил исполнитель главной роли Мэтт Дэймон и постановщик второго и третьего фильма Пол Гринграсс. Двое этих граждан настолько не хотели продолжать серию, что студии в 2012-м пришлось продолжать без них, постаравшись развить вселенную в новое русло, где появится целая куча агентов, сродни Борну. Но в 2015-м, видимо, после обширных провалов в карьере Пола Гринграсса (да и Мэтт Дэймон, несмотря на «Интерстеллар» и «Марсианина», тоже нередко ввязывался в крупнейшие провалы), парочка решила вернуться к своей золотой жиле из нулевых. И если у «Эволюции Борна» с его недостатками еще были какие-то интересные задумки, то заумно названный «Джейсон Борн» стал квинтэссенцией всех неудачных решений трилогии. Во-первых, персонажа вновь отодвигают назад в развитии. «Ультиматум» вроде бы завершил сюжетную арку персонажа, но ради нового сиквела можно вернуть старые настройки и повторить. Во-вторых, операторская работа в этот раз максимально отталкивает от дальнейшего просмотра. Такая проблема была в первом фильме, а потом ее усугубили во втором и третьем, но было это терпимо, и тряски было в меру, что ли. В части из 2016-го же трясется всё, везде и сразу. Разобрать, что за ужас тут творится, очень сложно. Еще одной проблемой стала съемка в темное время суток, что, как бы, только добавляет нового квеста для просмотра. Так что на выходе мы имеем очередной шпионский боевик, который не старается удивлять ничем абсолютно. Он берет историю предыдущих частей (которые по всем аспектам стократ качественнее), совмещает ее с очень халтурным сценарием, а вишенкой на торте идет операторская работа. Никого не удивлю, сказав, что пятый фильм не должен был существовать.

9. Теория полёта (1999), (70+66+(50+48)/2)/3=61.66

Пол Гринграсс — довольно-таки занимательный режиссёр. Как Нолан или Шьямалан, Гринграсс подрабатывает ещё и сценаристом, так что ко всем своим фильмам самолично писал сценарии.-2

Не очень повезло дебютному фильму Пола Гринграсса, который и зрителям, и критикам не очень понравился, и в целом это самый неизвестный фильм списка. И хотя его определённо не назовёшь какой-то скрытой жемчужиной, «Теория полёта» во многом кино занятное. Как минимум искреннее и трогательное. К моему удивлению, мне не особенно понравились главные герои в исполнении Хелены Бонем Картер и Кеннета Браны, но их финалочка была запредельно милой. На концовке кино всё схватило меня, доведя свою тему до конца на высокой ноте. Но что же было до финала? Ну не самое восхитительное действо. Типа довольно типичная драма про двух вынужденных тусоваться вместе чуваков с вагоном травм за плечами, которые они как-нибудь решат именно что вместе. Сценарно, сюжетно и актёрски весь довольно базовый — не величайший шедевр, но и не то чтобы плохо. Скорее по-своему хорошо и мило, но ничего выдающегося, так что забыто кино по делу, 7 из 10.

8. Не брать живым (2010), (66+68+(53+63)/2)/3=64.0

Пол Гринграсс — довольно-таки занимательный режиссёр. Как Нолан или Шьямалан, Гринграсс подрабатывает ещё и сценаристом, так что ко всем своим фильмам самолично писал сценарии.-3

Мэтт Деймон неплохо сдружился с Полом Гринграссом на съёмках сиквелов к «Идентификации Борна», так что после завершения трилогии парочка отправилась к главной стезе постановщика. «Не брать живым» — кино, основанное на реальных событиях, событиях времён 2003 года и войны в Ираке. Привычно для Гринграсса, получился такой мрачный триллер с любопытной манерой съёмки и операторской работой. А привычно для Деймона тех лет — кино вдруг стало дорогостоящим блокбастером, на котором экономить не привыкли. Таким образом, ценник бюджета ушёл за 100 млн, а «Не брать живым» стал одним из главных кассовых провалов в год выхода. Но что уже стало неожиданностью, так это приём фильма аудиторией. Подобные фильмы Гринграсса всегда были больше для критиков, выставлявших оценки под 90, но и зрителям было на что посмотреть. В случае с «Не брать живым» и критики были не сильно воодушевлены, и зрителя тоже не шибко высоко оценили кино. Я же считаю, что основная проблема у фильма в том, что он получился слишком обычным и вследствие этого забываемым. Прошло всего несколько месяцев с просмотра, а я уже будто бы не помню ничего из того, что посмотрел. Плюс совсем рядом смотрел «Снайпера», так что все вот эти фильмы по типу «Королевства», «Совокупности лжи» и прочих «Повелителей бурь» просто смешались у меня в голове. И если у предыдущих примеров были определённые достоинства, то у «Не брать живым» остаётся только харизма Деймона и атмосферная операторская работа. В остальном же это абсолютно вторичная история про то, как бедный Мэтт Деймон устраивает своё расследование по поиску оружия. Кино мало того что выглядит откровенно пустым, так как очень слабо старается привязать нас к образу главного героя, так ещё и вторичность всё это дело добивает. Мне не то чтобы совсем не понравилось — это вот те самые 6 из 10, когда кино абсолютно никак не сумело тебя зацепить, но и особенно никак не разочаровало. Просто очень среднее кино.

7. Утёйа, 22 июля (2018), (67+68+(81+69)/2)/3=70.0

Пол Гринграсс — довольно-таки занимательный режиссёр. Как Нолан или Шьямалан, Гринграсс подрабатывает ещё и сценаристом, так что ко всем своим фильмам самолично писал сценарии.-4

Наверное, про этот фильм за дистрибьюцией Netflix мало кто в принципе слышал. Кино вообще не столько американское, сколько норвежское. Все события картины разворачиваются в Норвегии, а сама история снова основана на реальных событиях. В этот раз Пол Гринграсс тоже обратился к террористическому акту. Конечно, менее знаменитому, чем 11 сентября, но тоже довольно печальному. Вообще, зная подход режиссёра к съёмкам боевиков, мне в какой-то момент показалось, что этот фильм тоже таковым станет. Когда террорист прибыл в детский лагерь и начал расстреливать детей, что длилось довольно-таки продолжительное время, мне подумалось, что кино будет всё это время гонять злодея за главными героями. С одной стороны, 2,5 часа для такого слишком велики, но сам концепт подобной истории в перспективе выглядит очень захватывающим и драматичным. Внезапно по прошествии минут 10 кино резко меняет свои приоритеты. Драма с грустью и смертями резко заканчивается, превращаясь в две сюжетные линии про судебное разбирательство и духоподъёмную драму про пытающегося выкарабкаться из смертельной больничной ямы подростка. Судя по не самым восторженным зрительским отзывам, вы могли справедливо заметить, что мне кино вряд ли бы зашло. Хотя Гринграсс всё-таки оказался горазд на сюрпризы, создав, на мой взгляд, вполне себе крепкое кино с хорошей драматургией и интересными персонажами. Что меня удивило больше всего: несмотря на свою драматичную нагруженность и реверанс в пользу критиков, кино не смотрится скучно и в целом старается держать зрителя у экрана. Ко всему прочему, лента выстраивает достаточно прочную связь персонажей со зрителем, так что зацепить за чью-нибудь душещипательную историю труда не составит. Единственная, наверное, проблема — в излишней концентрации на виновнике теракта, что местами выглядит как оправдание его зверскому поступку. Кстати, так и не понял, в чём состоит глубинная мотивация адвоката. Он считает, что всем нужно давать второй шанс, поэтому берётся за дело убийцы детей, который вполне себе осознавал свои действия и ни о чём не сожалеет. В целом кино получилось далеко не самым гениальным, и у него есть некоторые проблемы с повествованием, но мне «Утёйа, 22 июля» скорее понравилось, 7 из 10.

6. Новости со всех концов света (2020), (66+68+(88+79)/2)/3=71.5

Пол Гринграсс — довольно-таки занимательный режиссёр. Как Нолан или Шьямалан, Гринграсс подрабатывает ещё и сценаристом, так что ко всем своим фильмам самолично писал сценарии.-5

При первом просмотре картина мне очень понравилась. Роль Хэнкса была сильной, сюжет интересным, да и в жанрах значился вестерн. Сейчас я обнаружил, что не помню большинство показанных событий. Хотя в картине событий было много, да и ярких сцен тоже. Возможно, это о чем-то да говорит, а может, и нет. Но как одноразовое роуд-муви по миру Америки 19 века работает хорошо. И приключение сиротки и никому ненужного персонажа Хэнкса получилось захватывающим, а сражение с бандой плохишей мне запомнилось. Ну и финал тоже пусть и состоит из клише, но приятного клише. Ну и в целом мне понравилось практически всё, и пересмотр, надеюсь, не испортит мое отношение к фильму. На мой взгляд, «Новости со всех концов света» вполне достойны находиться и в первой десятке лучших фильмов года.

5. Превосходство Борна (2004), (77+77+(82+73)/2)/3=77.16

Пол Гринграсс — довольно-таки занимательный режиссёр. Как Нолан или Шьямалан, Гринграсс подрабатывает ещё и сценаристом, так что ко всем своим фильмам самолично писал сценарии.-6

На второй части кресло режиссёра у франшизы сменилось: теперь балом правил Пол Гринграсс, который, как видите, продолжил вести франшизу до последнего. И на сиквеле смена режиссёра была весьма очевидна. Во-первых, во время разных экшен-сцен кино превратилось просто в какое-то эпилептичное месиво. Гринграсс и раньше в своих работах не чурался использовать характерную документальную съёмку с живой камерой, но в боевике главный недостаток постоянной трясучки всё же более очевиден, чем в драме по реальным событиям. Хотя, признаться, несмотря на слабейшие баллы в трилогии, мне «Превосходство Борна» всегда нравилось больше всего во франшизе. Наверное, дело в том, что кино неплохо так пошатнуло устои фильмов про шпионов. «Идентификация Борна» в 2002-м из-за своего подхода, совсем отличного от безумной фантастики Бондианы того времени, действительно походила на качественную попытку деконструкции жанра, но только в плане экшена и относительной адекватности и приземлённости происходящего. Сиквел же развил этот успех не только с технической и развлекательной стороны — он сделал такой финт ушами и с историей. В финале предыдущего фильма парочка главных героев буквально красиво уходила в закат с хэппи-эндом — а второй буквально открывается с экшен-сцены, которая служит лишь для того, чтобы к чертям завалить девушку. Экшен, при всей моей нелюбви к эпилептичному монтажу, вообще это очень даже хорош. Кино мастерски расставляет приоритеты, делая все драки и перестрелки запоминающимися. К тому же ну, создатели даже в Москву скатались ради реальных съёмок в России — ну как не любить их за такое? Да и Оксану Акиньшину было увидеть в голливудском блокбастере весьма неожиданно. На мой взгляд, из «Превосходства Борна» получился образцовый боевик с захватывающим сюжетом и яркими персонажами — для меня это точно лучшая часть серии.

4. Кровавое воскресенье (2001), (70+76+(92+90)/2)3=79.0

Пол Гринграсс — довольно-таки занимательный режиссёр. Как Нолан или Шьямалан, Гринграсс подрабатывает ещё и сценаристом, так что ко всем своим фильмам самолично писал сценарии.-7

Не очень у нас известен фильм «Кровавое воскресенье», хотя за бугром и особенно критики его буквально на руках носят. По классике, основано кино на реальных событиях, в которых тоже замешаны военные действия. В этот раз фильм переносит нас в 1972 год, когда в Ирландии началась гражданская война. «Кровавое воскресенье» включило в себя примерно все уже стандартные фишки Пола Гринграсса, хотя это лишь вторая работа его в качестве постановщика. Специфическая операторская работа, старающаяся подражать манере документальных фильмов, до кучи следующая за персонажами в мучительно долгих (в хорошем смысле) однодублевых сценах. Социальный посыл вместе с в меру отзывчивыми, но не слишком героическими персонажами также был не в новинку, так что «Кровавое воскресенье» смотрелось несколько вторично с учётом того факта, что это был последний просмотренный фильм в этом списке. Также мне кино показалось сборной солянкой из разных драм на схожую тематику, которые пусть и вышли позже, но посмотрел я их раньше. От «Дитя человеческого» как бы пришла операторская работа с, так сказать, полным погружением в происходящее благодаря просто поразительной работе оператора и художника-постановщика. Как будто бы общая атмосфера и некие переплетения сюжета взяты из «Белфаста» Кеннета Браны. «Кровавое воскресенье» не стало для меня открытием и в целом фильмом далеко не самого восхитительного качества. Скорее, просто добротная остросоциальная драма, но без чего-то великого за плечами.

3. Потерянный рейс (2006), (72+76+(90+90)/2)/3=79.33

Пол Гринграсс — довольно-таки занимательный режиссёр. Как Нолан или Шьямалан, Гринграсс подрабатывает ещё и сценаристом, так что ко всем своим фильмам самолично писал сценарии.-8

Очевидно, более-менее все слышали про теракт 11 сентября 2001 года, но значительно меньше, в России, по крайней мере, сильно вникали в подробности этой истории. Я же что-то как бы знаю, но подробностями, если честно, никогда не интересовался. А если вы, как и я, про 11 сентября мало что знаете, но история интересная, то для любителей кинематографа найдётся фильм «Потерянный рейс». Как понимаете, ещё одно кино будто бы для критиков и по реальным событиям для Пола Гринграсса, но тоже вполне подходящее для ознакомления обычными зрителями. Основная история ведётся с борта захваченного самолёта, который террористы захватили и хотят направить к Башням-близнецам. Получается это у нехороших ребят не очень здорово, так как пассажиры нашли в себе силы дать отпор, но до того момента ещё нужно дотерпеть. И кино с небольшим хронометражем в час 45 мин., где нам главным образом показывают напуганных людей или людей, которые болтовнёй пытаются урегулировать дело, выглядит на удивление бодро. Прошёл где-то час с начала фильма, когда я осознал, что смотрю просто за тем, как нам в монтаже показывают обеспокоенных персонажей, рассказывая разные нехорошие вещи. Это не то чтобы действительно боевик или триллер в привычном понимании слов, но в напряжении кино держит очень здорово, а саспенс выстроен очень грамотно. При всём при этом Пол Гринграсс и здесь умудрился классно обыграть все свои режиссёрские фишки. Вроде съёмки на документальный манер. Раз, когда ручная камера бегает за обеспокоенными лицами охранников или политиков, которые пытаются каким-нибудь помешать теракты, только за первые полчаса было раз двести. И это довольно классно передаёт напряжённую атмосферу и чувство дискомфорта, при этом не скатываясь в чересчур эпилептичное месиво, как случилось с той же «Борнианой». На мой взгляд, «Потерянный рейс» — кино потрясное. Саспенс и напряжение просто дикие, но лента не забывает и про драматическую составляющую, так что сопереживать есть кому. Удивляет и мрачная концовка, я всё-таки ожидал чего-то менее жестокого, если без жёстких спойлеров говорить. Наверное, теперь будет одним из моих любимых фильмов Пола Гринграсса, 8 из 10.

2. Капитан Филлипс (2013), (75+78+(93+82)/2)/3=80.16

Пол Гринграсс — довольно-таки занимательный режиссёр. Как Нолан или Шьямалан, Гринграсс подрабатывает ещё и сценаристом, так что ко всем своим фильмам самолично писал сценарии.-9

Если вспоминать самые сильные роли Тома Хэнкса, то в десятых явным фаворитом будет «Капитан Филлипс». Пол Гринграсс в очередной раз представил нашему вниманию сильную драму на реальных событиях, которая не лишена триллера и боевика. Начнём с того, что у фильма весьма классный сюжет. Пираты 21-го века захватывают корабль с гуманитарной помощью, а капитан пытается как-то разрулить ситуацию. Как бы и типичная тема для Гринграсса с террористами, и нечто свежее благодаря окружению и развитию истории в целом. Кино умеет в хорошую драматургию, будто бы раскрывая новые грани таланта Тома Хэнкса. Нечасто видишь актёра настолько измождённым, как физически, так и морально. За эти два часа он несколько раз был на грани нервного срыва, что в такой истории было подано очень свежо. На мой взгляд, получилась очень мощная драма на реальных событиях с потрясающей ролью Тома Хэнкса, классным визуальным стилем и операторской работой. А ещё это, пожалуй, мой любимый фильм в карьере Пола Гринграсса.

1. Ультиматум Борна (2007), (77+80+(94+85)/2)/3=81.83

Пол Гринграсс — довольно-таки занимательный режиссёр. Как Нолан или Шьямалан, Гринграсс подрабатывает ещё и сценаристом, так что ко всем своим фильмам самолично писал сценарии.-10

Не думал я, что завершение трилогии о Борне настолько сильно понравится критикам, но не могу не признать, что завершение это действительно получилось хорошим. Наверное, вторая часть просто качественно повторила формулу успеха предыдущих частей, собрав не только все плюсы, но и минусы: трясущаяся камера всё ещё была при делах, но качество триллера, боевика и сценария тоже осталось на довольно качественном уровне. Что странно, для меня третий фильм почему-то казался самым слабым в трилогии. То ли дело в повторяющемся конфликте, то ли в неполном завершении арки Борна с перспективой возвращения, но «Ультиматум Борна» не смог меня настолько же качественно увлечь историей, как это было раньше. Хотя боевик это всё ещё изобретательный, а Мэтт Деймон прям очень здорово вписывается в образ своего персонажа. Кстати, приятно, что в дубляже Деймона озвучивает Сергей Быстрицкий — вот в «Не брать живым» был Борис Шувалов, так что образ уже казался менее органичным. В остальном у меня достаточно двоякие впечатления. С одной стороны, хочется похвалить экшен, триллер, постановку и прочее более детально, но зачем, когда я уже несколько раз это сделал до этого? С другой стороны, есть вопросы к смазанной концовке, не самому впечатляющему антагонисту, но я для себя запомнил «Ультиматум» фильмом не просто хорошим, но ещё и приятным. Это вполне крепкие 7,5 из 10 и прекрасный боевик.

Подводя итог, можно сказать, что в целом Пол Гринграсс — крутой режиссёр. Я вряд ли бы причислил его к лику святых, однако он делал весьма качественные вещи. Пусть нет в его карьере прям откровенных шедевров, однако мощных восьмёрок порядочно. Единственным его посредственным проектом мне показался «Джейсон Борн» 2016. Следующее От худшего к лучшего будет по фильмам режиссёра Барри Зонненфельда.

Ссылка на телеграмм-канал.