1,5K подписчиков

ТРЕТИЙ БРАК ЛУКРЕЦИИ БОРДЖИА

697 прочитали
Я думаю, что коли мне суждено умереть
И все терзания моей страсти окончатся,
То настолько великая любовь угаснет,
Что мир останется без любви.

Я думаю, что коли мне суждено умереть
И все терзания моей страсти окончатся,
То настолько великая любовь угаснет,
Что мир останется без любви.

Эти строки испанского поэта Лопеса де Эстуньига Лукреция Борджиа процитировала в своём письме к влюблённому в неё Пьетро Бембо, «королю гуманистов ХVI века». Как известно, дочь Александра VI, папы римского, и его любовницы Ваноццы Катанеи, была замужем трижды. С первым супругом её развели. Второго убили. А третий, герцог Феррары, её пережил. Но была ли Лукреция счастлива с ним?

Неизвестный художник. Портрет папы Александра VI Борджиа
Неизвестный художник. Портрет папы Александра VI Борджиа

Александр VI рассматривал все браки своей дочери с точки зрения политической выгоды. Как только ему понадобился союз с Миланом, тринадцатилетнюю Лукрецию сосватали за Джованни Сфорца, графа Пезаро. А едва пропала надобность в этом политическом союзе, папа обвинил кузена герцога Миланского в импотенции, что и послужило предлогом для развода. После чего вступил в переговоры с Неаполем и освятил новый брак дочери с Альфонсо Арагонским, герцогом Биселья и принцем Салерно, незаконным сыном неаполитанского короля. Но вот политические интересы вновь потребовали свободы Лукреции, а обвинить Альфонсо Биселья в импотенции было нельзя, так как в этом браке родился мальчик Родриго. Тогда сын папы, Чезаре Борджиа, попросту организовал покушение на принца.

Рим. Базилика Святого Петра и Ватикан по рисунку ХV века
Рим. Базилика Святого Петра и Ватикан по рисунку ХV века

В отличие от отца и брата, Лукреция второго мужа любила и после его гибели подписывала все свои письма: «Несчастная принцесса Салерно». Похоже, убийство Альфонсо стало поворотным пунктом в её жизни, которой она с этого момента решила управлять сама. Тем временем в начале 1501 года в Риме заговорили о проекте её нового брака с Альфонсо д’Эсте, наследником Феррары. Как ни странно, Лукреция желала этого брака не менее страстно, чем её отец и брат. Ведь стать герцогиней могущественного итальянского государства означало достичь самого высокого положения, о каком она только могла мечтать: разве можно сравнить это с положением какой-то графини Пезаро или герцогини крошечного Бисельи? У неё появился шанс перестать быть пешкой в политической игре Александра и Чезаре. К тому же, этот брак давал ей возможность уехать подальше от Рима, где всё напоминало о событиях, которые она хотела забыть.

Бернардино Пинтуриккьо (1454 – 1513). Портрет Луреции Борджиа  в «Диспуте святой Екатерины» (деталь) в зале Святых в апартаментах Борджиа, 1492-1495 гг.
Бернардино Пинтуриккьо (1454 – 1513). Портрет Луреции Борджиа в «Диспуте святой Екатерины» (деталь) в зале Святых в апартаментах Борджиа, 1492-1495 гг.

Однако когда папа предложил Эрколе I, герцогу Феррарскому, подумать о браке его сына с Лукрецией, тот оторопел. Ведь Эсте были одной из самых старинных и знатных семей Италии, а этот выскочка Борджиа, потомок крещённых каталонских евреев, вздумал навязывать ему свою внебрачную дочь, репутация которой, к тому же, отнюдь не была безупречной! Ещё в марте 1498 года Лукреция в промежутке между своими браками родила от некоего Перотто, конюшего папы, внебрачного сына Джованни (кстати, Перрото тоже убили). Вдобавок, её первый муж Джованни Сфорца повсюду распространял слухи о кровосмесительной связи Лукреции с собственным отцом и братом. Поэтому Эрколе, как мог, открещивался от родства с Борджиа. Увы, папу неожиданно поддержал французский король. Чтобы подсластить пилюлю, за Лукрецией пообещали 100 000 дукатов приданого (неслыханная сумма!) и полное освобождение Феррары от папского налога. Так что Алмазу (прозвище Эрколе) ничего не оставалось, как со смирением принять судьбу, свою и Альфонсо, и постараться выторговать у святого отца как можно больше всяких бенефиций (т. е. благ).

Альтобелло Мелоне (ок. 1490-1543). Портрет Чезаре Борджиа
Альтобелло Мелоне (ок. 1490-1543). Портрет Чезаре Борджиа

26 августа 1501 года в Ватикане был подписан брачный контракт Лукреции, а 4 сентября выстрел пушки из Замка Святого Ангела возвестил о начале брачных торжеств. Но только когда 16 сентября Чезаре, брат невесты, вернулся с победой из своей очередной военной кампании, Борджиа стали праздновать по-настоящему. 30 октября герцог Валентинуа пригласил в свой дворец пятьдесят римских куртизанок, чтобы те станцевали во время ужина перед ним, папой и Лукрецией сначала одетыми, а потом – обнажёнными. Но дочери Александра VI уже изрядно поднадоели подобные развлечения. «Её Светлость каждый день спрашивает у нас, когда, по нашему мнению, она сможет уехать из Рима. …дома, она, похоже, чувствует себя как в тюрьме…», - писали феррарские послы. Наконец, 9 декабря из Феррары выехал свадебный эскорт, возглавляемый братьями жениха. 26 декабря Лукреция дала в своём дворце бал, а 30 декабря в платье из золотой парчи проследовала в Ватикан на церемонию принятия обручального кольца. Наконец, 6 января 1502 года она навеки попрощалась с Римом, в котором прожила почти всю свою жизнь. При этом Лукреция сожалела лишь о своих детях, которых ей не разрешили взять в Феррару. Александр VI переходил от одного окна к другому, чтобы подольше видеть за пеленой снега удаляющийся кортеж.

Палаццо дель Корте в Ферраре
Палаццо дель Корте в Ферраре

Почти месяц добиралась Лукреция до Феррары, куда въехала в назначенный день 2 февраля 1502 года. Благодаря Эрколе I, этот город постепенно стал главным центром ренессансной культуры. Двор герцога считался одним из самых блистательных в Италии и далеко превосходил Ватикан. А его дворцы украшали золотые и серебряные шпалеры, восточные ковры, лепнина, статуи и картины. Альфонсо встретил невесту ещё на границе 31 января, что Лукреция расценила как романтический жест, и в Феррару они въехали в одной процессии. Правда, у городских ворот лошадь, испугавшись выстрела из пушки, сбросила дочь папы. Когда же придворные подняли её, она, смеясь, пересела на мула. Свадебная процессия проследовала по улицам города к палаццо дель Корте, где Эрколе приказал приготовить покои для новобрачных, сам перебравшись в недавно отделанные комнаты замка Эстенсе. Брачная ночь двадцатидвухлетней Лукреции и двадцатипятилетнего Альфонсо прошла чуть ли не при свидетелях – прелаты Церкви, придворные дамы, папские родственники и чины высоких ведомств Феррары толпились в комнатах, примыкавших к спальне, и напряженно прислушивались к тому, что там творилось. Позже папе доложили, что его зять трижды доказал Лукреции свою мужскую доблесть. Судя по всему, молодая жена пришлась по вкусу наследнику Феррары, потому что с тех пор он каждую ночь исправно приходил в её спальню.

Бронзовая медаль с изображением Альфонсо д'Эсте и Лукреции Борджиа, отлитая к их свадьбе, 1502
Бронзовая медаль с изображением Альфонсо д'Эсте и Лукреции Борджиа, отлитая к их свадьбе, 1502

Альфонсо д'Эсте имел хорошее телосложение и любил физические упражнения, особенно охоту. Несмотря на отсутствие интереса к литературе и наукам, он унаследовал от отца страсть к музыке и архитектуре, а также коллекционировал античные вещи. Ещё он отличался храбростью и был отличным артиллеристом: сутками пропадал на литейном заводе, лично наблюдая за отливом пушек. Его первый брак с Анной Сфорца, дочерью миланского герцога, был не слишком удачен, ибо молодая женщина предпочитала спать с чёрной рабыней, а не с мужем, который, в свой черёд, любил проводить время в компании блудниц и гуляк. Тем не менее, первая жена Альфонсо умерла при родах, произведя на свет мёртвого ребёнка. Лукреции тоже не нравились грубые манеры Альфонсо и его скрытность, однако с помощью своего природного обаяния и такта она сумела покорить всю мужскую половину семьи Эсте, кроме дочери герцога Изабеллы, которая вышла замуж за маркиза Мантуи. «Примадонна Ренессанса» (Изабеллу прозвали так за то, что она покровительствовала выдающимся художникам и собрала огромную коллекцию произведений искусства) оказала холодный приём выскочке Борджиа и, вернувшись после свадебных торжеств к себе в Мантую, требовала от своего шпиона в канцелярии Эсте, чтобы тот ежедневно доносил ей о каждом шаге Лукреции. Но уличить невестку в чём-то плохом она так и не смогла.

Рафаэль Санти (1483 - 1520). Портрет Пьетро Бембо, 1504
Рафаэль Санти (1483 - 1520). Портрет Пьетро Бембо, 1504

Уже в конце марта 1502 года шпион донёс, что Лукреция беременна. Лето она провела на великолепных виллах Эсте, однако 8 сентября родила мёртвую девочку и в ноябре вернулась в Феррару. В отличие от мужа, Лукреция любила литературу, поэтому привезла с собой сундук книг не только на итальянском, но и на каталонском, французском и древнееврейском языках, не говоря уже о латыни. Красивая молодая женщина, словно магнит, притягивала ко двору поэтов. Причём самый знаменитый среди них, Лудовико Ариосто, в своей поэме «Неистовый Роланд» утверждал, что Лукреция «по сравнению с другими как серебро по сравнению с оловом, и как золото по сравнению с серебром, и как роза по сравнению со скромным цветком, и как драгоценности Востока по сравнению с раскрашенным стеклом». В её литературное окружение входил также хромой банкир Эрколе Строцци, который 15 января 1503 года дал в её честь бал. Именно во дворце Строцци она повстречала венецианца Пьетро Бембо, кардинала и поэта, с которым ранее была едва знакома. Несмотря на то, что Бембо вскоре уехал из Феррары, между ними завязалась пылкая переписка: кардинал сочинял в честь Лукреции мадригалы, а та подарила ему свой золотистый локон. Летом венецианец вернулся и тогда, очевидно, они признались друг другу в любви, пока Альфонсо развлекался с простолюдинками в тавернах. С этого времени влюблённые стали шифровать свои послания, поддерживая связь с помощью верного Строцци. В конце концов, брак – дело политическое, а сердцу так хочется любви!

Рафаэль Санти (1483 – 1520). Дама с единорогом (Лукреция Борджиа?), 1505
Рафаэль Санти (1483 – 1520). Дама с единорогом (Лукреция Борджиа?), 1505

Вечером 18 августа 1503 года скончался Александр VI. Одновременно слёг и Чезаре Боржиа, хотя его сильный организм, в конце концов, справился с загадочной болезнью. Ходили слухи, что отец и сын случайно отравились собственным ядом, предназначенным для очередного кардинала, чьё имущество должно было поступить в папскую казну. Итальянские правители, свергнутые Чезаре, начали возвращаться назад в свои владения. Казалось, что вся Италия объединилась против Борджиа. Французский король советовал герцогу Эрколе расторгнуть брак его сына, а новый папа Юлий II вскоре предложил Альфонсо в супруги свою внебрачную дочь Феличче делла Ровера. Узнав об этом, Бембо примчался на виллу Эсте в Меделане поддержать любимую. Впрочем, та не собиралась падать духом. Сформировав в сентябре в Ферраре на собственные средства вооружённые отряды, Лукреция отправила их на помощь брату. Однако тот пал жертвой двойного предательства испанцев и Юлия II. Последний пообещал отпустить Чезаре в Неаполь, но там 26 мая 1504 года он был арестован и препровождён в испанскую тюрьму. Кроме всех прочих неприятностей отец Бембо потребовал, чтобы тот вернулся в Венецию и порвал с сестрой опального герцога Валентинуа. В середине декабря влюблённые простились в Ферраре у Строцци. Было ясно, что их роман подошёл к концу. Зато сохранилась переписка Лукреции и Бембо, которую английский поэт Байрон назвал: «Самыми красивыми любовными письмами в мире».

Фермо Гизони (1510 - 1580). Портрет Франческо I Гонзага, маркиза Мантуи
Фермо Гизони (1510 - 1580). Портрет Франческо I Гонзага, маркиза Мантуи

Несмотря на то, что Лукреция лишилась поддержки отца и брата, она сохранила своё положение в Ферраре. Вероятно, потому, что скуповатому Эрколе I не хотелось возвращать её огромное приданое. В свой черёд, какое бы сильное отвращение не испытывал Альфонсо к литературному окружению жены, физически его тянуло к ней – с первого года их брака и до самой её смерти. Желание сделать ей ребёнка превратилось у Альфонсо едва ли не в манию, однако пока все её беременности заканчивались плохо. Но это не помешало Лукреции завести новый роман с Франческо Гонзага, властителем Мантуи. Ещё в 1496 году «чёрный маркиз» (прозванный так за цвет доспехов) снискал себе славу героя битвы под Форново, заставив французов покинуть Италию. Вдобавок, Франческо прославился ещё своими сексуальными «подвигами» и открыто содержал в Мантуе любовницу к стыду своей супруги Изабеллы д’Эсте. Лукреция видела маркиза ещё в Риме, но близко познакомилась с ним в конце апреля 1504 года, когда тот приехал с женой в Феррару на ежегодные лошадиные скачки. После этого Франческо получил несколько игривых писем от Лукреции и её дам, которые сговорились очаровывать его. Однако флирт между ними перерос в нечто более серьёзное уже после кончины 25 января 1505 года Эрколе I д’Эсте.

Доменико Панетти (1460-1530). Портрет Изабеллы Эсте, 1505-1510
Доменико Панетти (1460-1530). Портрет Изабеллы Эсте, 1505-1510

Молодая герцогиня Феррары, несмотря на свои официальные обязанности, находила время одновременно вести переписку как с прежним возлюбленным Бембо, так и с Франческо Гонзага. В частности, она попросила маркиза помочь Чезаре Борджиа (Альфонсо I это делать отказался). В ответ Франческо стал настаивать на их личной встрече. Воспользовавшись тем, что муж пригласил её присоединиться к нему на вилле Эсте в Бельригуардо, Лукреция решила по пути заехать к маркизу в его замок в Боргофорте. Вне себя от радости 25 октября 1505 года тот написал ей: «Ради этой встречи мы отказались бы от любого сокровища…». Таким образом, их любовный роман начался в Боргофорте, где Франческо дал обед в честь Лукреции и её свиты и, несмотря на её «сопротивление» (как она написала Альфонсо), настоял на том, что будет сопровождать её в Мантую под предлогом визита к маркизе. Уже воссоединившись с мужем в Бельригуардо, Лукреция поблагодарила Гонзага в письме за тёплый приём, который он оказал ей не только в Боргофорте, но также в Семиде (на границе Феррары и Мантуи), и на своём корабле. Изабелла д’Эсте, конечно же, сразу всё поняла и выставила на ночь в своём дворце у покоев Лукреции стражу под видом почётного караула. С тех пор маркиза ещё больше возненавидела невестку. Что же касается освобождения Чезаре Борджиа, то Франческо выполнил своё обещание и отправил своего человека в Испанию просить за брата Лукреции. Однако только спустя год тому удалось сбежать из тюрьмы ко двору своего шурина, короля Наварры.

Замок Эстенсе в Ферраре
Замок Эстенсе в Ферраре

Тем временем братья Альфонсо I составили в Ферраре заговор против него. Всё началось с давней вражды между кардиналом Ипполито и Джулио д’Эсте, внебрачным сыном Эрколе I. Противостояние между ними вылилось в открытую борьбу из-за восемнадцатилетней красавицы Анджелы Борджиа, кузины и фрейлины Лукреции. Однажды эта девушка сказала кардиналу: «Монсеньор, одни лишь глаза вашего брата (Джулио) мне более милы и приятны, чем всё ваше существо». После этого Ипполито совсем взбесился. Когда 3 ноября 1505 года Джулио отправился на виллу в Бельригуардо, по дороге на него напали слуги кардинала и выкололи ему глаза (правда, левым глазом он всё же кое-как видел). Узнав обо всём, Альфонсо, не желая нарушать мир в семье из-за бастарда, приказал Ипполито извиниться перед Джулио, который счёл такое наказание издевательством над его несчастьем. Что же касается Лукреции, то она по совету мужа решила держаться в стороне от семейных ссор Эсте и поспешила выдать Анджелу замуж. В ответ Джулио задумал убить Альфонсо и кардинала и привлёк к заговору третьего брата Ферранте, мечтавшего сделаться герцогом. Однако Ипполито узнал о планах заговорщиков и те были приговорены к смертной казни. Правда, затем её заменили пожизненным заключением: в 1506 году обоих увезли в замок Эстенсе, в темницах которого они и должны были провести остаток жизни. Ферранте умер, будучи 63-летним стариком; Джулио же, после 53-х лет заключения, был освобождён одним из внуков Альфонсо I.

Джан Антонио да Фолиньо (?). Гравюра «Лукреция, герцогиня Феррарская, с сыном принимает благословение святого Маврелия», 1512
Джан Антонио да Фолиньо (?). Гравюра «Лукреция, герцогиня Феррарская, с сыном принимает благословение святого Маврелия», 1512

Однако жестокая судьба Ферранте и Джулио не заставила Лукрецию отказаться от продолжения своей любовной игры с Франческо Гонзага. В начале 1507 года она танцевала с маркизом на балу, устроенном в Ферраре, не обращая внимания на «мрачные фантазии» мужа. А 20 апреля в Феррару прибыл паж Чезаре Борджиа, сообщивший Лукреции, что её брат был убит из засады возле городка Виана в Наварре. Погрузившись в глубокий траур, герцогиня через всё того же Строцци отправляла Франческо одно письмо за другим со страстными просьбами утешить её в Ферраре. Однако «чёрный маркиз» уклонился от встречи с любовницей под предлогом болезни (дескать, заразился сифилисом от куртизанки). На самом же деле он, вероятно, не хотел окончательно испортить отношения с Альфонсо. Нельзя сказать, что муж Лукреции равнодушно наблюдал за её романами: во-первых, он, в конце концов, запретил Пьетро Бембо пересекать границу Феррары; во-вторых, отношение Альфонсо к Франческо Гонзага было таково, что, уезжая в Венецию перед самыми родами жены, он приказал, чтобы Лукреция не оповещала об этом событии маркиза Мантуи. Когда 5 апреля 1508 года она произвела на свет сына Эрколе, будущего герцога Феррары, один из её недоброжелателей ехидно заметил в личном письме, что ребёнок из-за своего курносого носа похож больше на Франческо, чем на Альфонсо. По такому случаю в Ферраре были устроены торжества, на которые пригласили Изабеллу д’Эсте, но без мужа, из-за чего последний был очень расстроен и оскорблён. А зря. Спустя два месяца, в ночь с пятого на шестое июня, неизвестные лица закололи банкира Строцци, который на протяжении нескольких лет был доверенным лицом Лукреции. Герцог Феррары Альфонсо I д’Эсте повелел закрыть это дело без расследования.

Баттиста Досси (ок.1490-1548). Портрет герцога Феррары Альфонсо I д'Эсте, 1530
Баттиста Досси (ок.1490-1548). Портрет герцога Феррары Альфонсо I д'Эсте, 1530

В последующие годы Лукреция фактически самостоятельно управляла Феррарой. Герцогству сначала угрожали враждебные амбиции папы Юлия II, а потом – Льва Х, поэтому Альфонсо постоянно воевал с наседавшими на него со всех сторон врагами. А Лукрецию 9 августа 1509 года постигло новое горе: венецианцы заподозрили в предательстве и посадили в тюрьму своего главнокомандующего Франческо Гонзага. Впоследствии папа утверждал, что маркиз попал туда благодаря закулисным интригам Альфонсо и Ипполито д’Эсте. По свидетельству же самого Франческо, писала ему и беспокоилась о нём только Лукреция. Поэтому став после выхода из тюрьмы гонфалоньером (военачальником) Святой церкви, он под предлогом всё той же болезни отказался осаждать Феррару. Лукреция же, чтобы помочь мужу и покрыть военные расходы, заложила свои украшения и серебряный сервиз, полученный в приданое. Излечившись от сифилиса, Франческо решил похитить свою любовницу и теперь уже сам требовал в письмах, которые передавал через Лоренцо Строцци, брата погибшего банкира, чтобы она приехала к нему. Но в жизни Лукреции уже многое изменилось: она родила мужу шестерых детей, забрала с его разрешения к себе своего внебрачного сына Джованни Борджиа (Родриго Беселья умер в 1512 году), а также двух незаконных детей своего брата, и не желала больше рисковать своим семейным благополучием. Хотя продолжала переписываться с Гонзага до самой своей смерти. Потому что имела милую привычку никогда не сжигать за собой мосты.

Доссо Досси (1490 – 1542). Портрет Лукреции Борджиа, 1518
Доссо Досси (1490 – 1542). Портрет Лукреции Борджиа, 1518

С политической точки зрения третий брак Лукреции оказался успешным: она родила мужу достаточное количество детей и удачно управляла герцогством во время его отсутствия. Забота о Ферраре и детях очень сблизила супругов. Да и феррарцы полюбили свою герцогиню за мудрость, доброту и помощь беднякам. Незадолго до смерти Лукреция также помирилась с Изабеллой д’Эсте и вообще стала очень набожной. Вместо роскошных нарядов носила власяницу, проводила много времени в храме и даже вступила в францисканское братство, отписав обширные дары многочисленным церквям и монастырям. Перед смертью Лукреция просила только об одном — чтобы не забыли о её цветнике из амарантов (древние считали эти цветы символом бессмертия), которые она выращивала в память обо всех убиенных мужчинах в её жизни. Когда 24 июня 1519 года Лукреция скончалась от родильной горячки в возрасте 39 лет, произведя на свет недоношенную девочку, Альфонсо I написал своему племяннику, что плакал. Только через несколько лет после её смерти герцог связал свою судьбу с незнатной горожанкой, видимо, куртизанкой, красавицей Лаурой Дианти, которая родила ему ещё двоих детей и оставалась с ним до самой смерти.

Камея ХVII века «Лукреция Борджиа и Альфонсо д’Эсте»
Камея ХVII века «Лукреция Борджиа и Альфонсо д’Эсте»

Когда же пришёл его срок, Альфонсо д’Эсте упокоился в монастыре Корпус Домини в Ферраре под одной могильной плитой со своей второй женой. Почему-то считается, что на этой самой плите была выбита издевательская эпитафия неаполитанского поэта Саннадзаро: «Здесь якобы покоится Лукреция, на деле же – Таис, Александру – и дочь, и невестка, и жена». Однако Альфонсо I ни за что бы не допустил сравнения матери своих детей с античной куртизанкой. Так что это неправда. В настоящее же время власти Феррары каждый год 5 февраля устраивают в честь Лукреции торжества, сопровождаемые красочными представлениями, карнавальным шествием и танцами, которые она так любила.#ОльгаКраева

Читайте также бесплатно на litnet.com мои романы: Ева Арк «Лоренца – дочь Великолепного», Ева Арк «Тайна короля», Ева Арк «Роза из Лотарингии», Ева Арк «Бургундская монахиня», Ева Арк «Кузина Екатерины Медичи», Ева Арк "Мальтийский рыцарь" и Ева Арк «Марина и цыган»

Я думаю, что коли мне суждено умереть
И все терзания моей страсти окончатся,
То настолько великая любовь угаснет,
Что мир останется без любви.-17
Я думаю, что коли мне суждено умереть
И все терзания моей страсти окончатся,
То настолько великая любовь угаснет,
Что мир останется без любви.-18
Я думаю, что коли мне суждено умереть
И все терзания моей страсти окончатся,
То настолько великая любовь угаснет,
Что мир останется без любви.-19
Я думаю, что коли мне суждено умереть
И все терзания моей страсти окончатся,
То настолько великая любовь угаснет,
Что мир останется без любви.-20
Я думаю, что коли мне суждено умереть
И все терзания моей страсти окончатся,
То настолько великая любовь угаснет,
Что мир останется без любви.-21
Я думаю, что коли мне суждено умереть
И все терзания моей страсти окончатся,
То настолько великая любовь угаснет,
Что мир останется без любви.-22

Я думаю, что коли мне суждено умереть
И все терзания моей страсти окончатся,
То настолько великая любовь угаснет,
Что мир останется без любви.-23