Найти тему
Нина Лаврова

Свободные вакансии в сельских храмах или наследование церковно-служительских мест.

Диакон Жиздринского уезда с. Овсорок Василий Соколов за старостию увольняется за штат и просит с дозволения подыскать к дочери зятя.
Село Овсорок имеет в приходе душ мужского пола- 2024,
земли при церкви-467 десятин (1десятина-1.09 гектара). В семействе диакона он сам и две дочери.

Священник Жиздринского уезда села Улемля Дмитрий Никольский, в связи с болезнью увольняется и приискивает с дозволения на свое место к дочери зятя. В селе Улемль душ мужского пола-1245, земли при церкви пахотной и луговой-92 десятины. Под лесной дачей-1636 десятин. В семействе священника Никольского он сам и его дочь.

В июле 1862 года священник Жиздринского уезда села Веснины Петр Азбукин увольняется за штат и с дозволения просит приискать на свое место к дочери зятя. Село Веснины в своем приходе имеет мужских душ-535, земли при церкви-37 десятин. В семействе священника Азбукина жена и три дочери. Окончивший курс в Семинарии 3 октября 1862 года ученик Стефан Покровский определен на место священника в село Веснины.\Кстати село было уничтожено во время ВОВ\.

Такие объявления были не редкими и прочитать их можно было в местных газетах. А тут вспоминается и рассказ А.П.Чехова "Ведьма", помните ,как сетует на жизнь молодая дьячиха и рассказывает об этом проезжающему почтальону : "Какой он у тебя сердитый! — усмехнулся почтальон. — А давно ты замужем?— С прощеного воскресенья четвертый год пошел. Тут прежде в дьячках мой папенька были, а потом, как пришло им время помирать, они, чтоб место за мной осталось, поехали в консисторию и попросили, чтоб мне какого-нибудь неженатого дьячка в женихи прислали. Я и вышла.— Ага, стало быть, ты одной хлопушкой двух мух убил! — сказал почтальон, глядя на спину Савелия. — И место получил, и жену взял."
Само духовенство "осуждало" обычай подыскивать священникам женихов для своих дочерей и внучек или удерживать места для сыновей, чтобы семье просто - напросто не умереть с голода. Мера эта была вызвана горькой необходимостью,- ничем не обеспеченной старостью.

Приказчик, прослуживший 25-30 лет, рассчитывал в старости получать небольшой пансион. Крестьянин или мещанин после свой смерти оставлял семье какую-нибудь собственность, а у священника не было ни того, ни другого. Пока священник служит, его семья накормлена и весьма сытно, обута, одета. Но отложить деньги "про черный день ", за совершение церковных треб не представлялось возможным. И вот священник, который служил Алтарю Божьему всю свою жизнь, под старость лет вынужден как то обеспечить свою семью.

семья священника.
семья священника.

Священник просит не оставить его семью в бедности и приискать для дочери зятя, но если даже одной дочери получится устроить свою жизнь, то как же остальные члены семьи? Очень часто много горьких упреков приходилось выслушивать бедной матери несчастного семейства, а иногда и старику отцу от дочери и ее зятя.

"На сиротское место с не легкими обязательствами редко пойдет человек, который и без того достоин и надеется получить себе место, а идут большею частию люди, не надеющиеся на свои достоинства и заслуги. Взять замуж сироту, поступить в зятья к старому священнику с обязательством кормить его до смерти—дело конечно очень хорошее; но оно нисколько не вознаграждает в поступающем на такое место качеств, нужных для священного служения. Состраданиехорошее чувство; но в таком важном деле, как брак, хотя бы и с сиротой, и получение церковно-служительского места, хотя бы и не праздного, одного сострадания не достаточно. Да и сострадание ли заставляет этих молодых людей жениться на сиротах ? Мера, рассматриваемая нами, тяжела нравственно и для наших молодых людей, вступающих в брак из-за получения места. Она в значительной степени подрывает нравственное значение таинства брака в глазах тех людей, которые должны будут проповедывать другим высокое значение этого святого таинства. Она заставляет их, при самом первом столкновении с жизнью и в самом важном серьезном деле жизни, заключать сделку с своею совестью."-пишут Епархиальные ведомости.

Ни в одном звании, ни на одной службе должности и места не передаются по родству и наследству, не зачисляются за сыновьями и дочерями служащих. А в служении церковном, служении по преимуществу духовном и нравственном, получение должностей и мест, тем более должно определяться личными достоинствами и заслугами.