Московский дом Павла Нащокина и его миниатюрная копия

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

С Павлом Воиновичем Нащокиным Пушкин был знаком еще со времен учебы в Царскосельском лицее. Нащокин учился в университетском Благородном пансионе вместе с Львом Пушкиным, братом поэта. Сохранившаяся переписка Пушкина с Нащокиным – уникальные документы, свидетельствующие об искренней привязанности и крепкой дружбе.

Источник: Яндекс. Картинки. Павел Воинович Нащокин
Источник: Яндекс. Картинки. Павел Воинович Нащокин

Один из самых близких друзей Пушкина после непродолжительной службы в Измайловском полку вышел в отставку в чине поручика и поселился в Москве. Его дом был известен всем, Пушкин, нанимая извозчика, не называл адрес, а просто говорил: «К Нащокину!». Поэт часто останавливался у своего приятеля. Этот дом на Пречистенке стал последним московским адресом Пушкина, здесь поэт гостил с 3 по 20 мая 1836 года.

Дом Нащокина. Фото автора
Дом Нащокина. Фото автора

Дом Нащокина. Фото автора
Дом Нащокина. Фото автора
Дом Нащокина. Фото автора
Дом Нащокина. Фото автора

Нащокин в молодости прославился своими чудачествами. Известна история, как влюбленный в молоденькую актрису Павел, переодевшись девушкой, нанялся к ней в горничные. Состоятельный эксцентричный чудак многих удивлял своими забавными причудами. Одна из таких причуд Нащокина сохранилась и стала для потомков уникальным свидетельством бытовой культуры ушедшей Пушкинской эпохи. Он заказал точную копию своего дома размером 2,5 м. на 2 м. На создание домика было потрачено 40 тыс. рублей. За эти деньги в Москве можно было купить настоящий дом. Домик в миниатюре стал настоящим шедевром искусства.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Домик, заключенный в футляр с раздвижными дверцами из богемского стекла, полностью воссоздает интерьеры нащокинского дома. На верхнем этаже – танцевальный зал с бронзовыми канделябрами и серебряными люстрами. Есть стол с сервировкой и ломберные столы с крошечными колодами карт. Все предметы обстановки были миниатюрными копиями настоящих вещей и заказаны у знаменитых мастеров. Мебель была изготовлена в мастерской братьев Гамбс, посуда на фарфоровом заводе А. Попова, рояльчик выполнен фирмой «Фишер», копии картин в золоченых и серебряных рамах написаны профессиональными художниками. Все предметы были действующими: на рояле можно было сыграть спицами, из пистолетов – стрелять, в самоваре вскипятить воду, люстры светили…

Этот шедевр создавался на глазах у Пушкина, который не раз описывал его в письмах к жене и восхищался отделкой домика и уникальными вещицами: упоминал рояль, на котором сыграть может только паук, ночной горшок, в который испражниться сможет только «шпанская муха». Поэт как-то заметил, что в домике не хватает обитателей, и Нащокин заказал фарфоровые фигурки, изображающие его самого, Пушкина и Гоголя.

Источник: Яндекс Картинки
Источник: Яндекс Картинки

Александр Сергеевич написал жене, что Нащокин собирался завещать ей домик. Но Наталье Николаевне домик так и не был передан. После гибели Пушкина Нащокину из-за стеснительных обстоятельств пришлось домик заложить. Вернуть свое сокровище он не смог. Домик поменял несколько владельцев, пока его не нашел и отреставрировал художник С.А. Галяшкин.

В 1919 г. домик Нащокина властями был реквизирован, хранился в музее «Старая Москва», после в Историческом музее. В 1937 г. в год столетия гибели Пушкина, домик был передан Государственному Эрмитажу, а к 200-летию поэта стал частью коллекции музея А.С. Пушкина на Мойке, где можно им полюбоваться и сегодня.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Спасибо за прочтение, лайк и комментарий