Найти тему

"Не любил заседать по гостям, берëг время для дела...» Удивительный Грабарь в Третьяковской галерее.

В классическом музее, какой бы ты не был оригинальный и чудной, вынужден вести себя подобающе. Это в современных арт-пространствах публика порой всеми способами заявляет о себе, а классика, наоборот, заставляет, так сказать, "притушиться", прибрать своё "Я" и уступить место искусству. Здесь не осмелишься даже громко разговаривать, а мышкой будешь шушукаться со своим товарищем, осторожно ступать и даже телефон сделаешь тихим. Культурные места уравнивают и объединяют - все пришли что-то общее изучить, оценить, понять. Такие разные, мы тянемся к одному и тому же, например, в Третьяковской галерее на выставке к 150-летию художника Игоря Грабаря. 

Вот девушка в чёрном, с какими-то тайными серебряными знаками на шее, в огромных ботинках с прослойками железа (я с нежностью изучаю её образ - моей юности "привет") рассматривает нарядные берёзки в снегу. А вот пожилая пара, взявшись за руки (приятно посмотреть!), просит их сфотографировать: "Снимите нас, молодых!". Ну а вот и мы с братом. Синхронно и надолго останавливаемся у картины "Морозное утро. Розовые лучи", написанной прямо из окна комнаты Грабаря. Работа цепляет своим неожиданным розовым цветом, который обычно не подаётся художниками так откровенно, чаще его как бы "успокаивают", делают лишь оттенком. Здесь же этот удивительный цвет самостоятелен, а тени деревьев создали геометрический узор... Но следующая картина мне понравилась ещё сильнее - "В гололедицу". Вот, что сам автор пишет (и как здорово!) про неё: "Стояла гололедица да такая, что я в жизни не видел. На западе, как раз над Москвой было совершенно зелёное небо, и по нему ползли малиново-красные облака. Точно гигантский символ, отброшенный с земли на небо. И вот эта красочная оргия опрокинулась в зеркале обледеневшего снега. Это было красочное безумие. И в довершение всего мимо меня тихо и важно мелькнул огромный силуэт сгорбленной женщины с ведёрками, шедший прямо по направлению к горевшим облакам. Фантастическая символика всего этого ещё более подчёркивалась геометрической кабалистикой сходившихся к горизонту у облаков дорожных колей. Кажется мне, что кое-что удалось мне здесь выразить из пережитого тогда." - Удалось несомненно. Иначе столько лет спустя работу не фотографировали бы десятки, сотни смартфонов в попытке унести красоту с собой. 

Показ раскрывает художника сразу в нескольких ипостасях: как пейзажиста, импрессиониста, портретиста, учёного и коллекционера (а ещё он реставратор, искусствовед, просветитель, музейный деятель, педагог…). Вообще столько успеть (плюс, жена и двое детей) за одну жизнь - это уникальный пример. Я пошла на Грабаря - художника, а ушла с Грабарëм-гением. Такие люди из какого-то редкого "сорта", будто с рождения заточенные на непрестанное созидание, творчество. Игорь Эммануилович не скрывал секрет своей работоспособности: вставал в 6 утра, а ложился спать в 10 часов вечера, "не любил заседать, никогда нигде не бывал по вечерам и по гостям, ибо берëг своё время для дела».

Вся в этих восторженных мыслях о возвышенном и прекрасном, уже подходя к дому, хорошенько завалилась на бочок. Давно не падала, было больно, но очень почему-то смешно. Ну, всё правильно, больше всех ведь понравилась картина "В гололедицу"! :) Огромный синяк на коленке ещё долго напомнит о культурном походе. Заземлилась. 

"Морозное утро. Розовые лучи"
"Морозное утро. Розовые лучи"
"В гололедицу"
"В гололедицу"
-4
Заснеженная "Третьяковка".
Заснеженная "Третьяковка".

#Россия #Москва #Третьяковскаягаллерея #Грабарь