Естественные науки и гуманитарные науки. На чём основано такое разделение?

241 прочитал
Все науки принято классифицировать, главным образом, по предмету исследования, на естественные науки и гуманитарные науки. Почему? Последовательно размышляем на заданную тему.
Все науки принято классифицировать, главным образом, по предмету исследования, на естественные науки и гуманитарные науки. Почему? Последовательно размышляем на заданную тему.

Прежде всего, следует отметить, что, как гуманитарные, так и естественные науки дополнительно делят на фундаментальные и прикладные науки. Да, конечно, о естественнонаучном направлении говорят тогда, когда исследуют окружающую нас природу. Но гуманитарии изучают духовную жизнь человека и общества. Некий субъективный внутренний мир? Отлично, теперь ещё науки могут быть – фундаментальными. Это как?

Оказывается, фундаментальность наук проявляется в том, что эти науки только нарабатывают определённую теоретическую базу, а практичность при этом отсутствует. Наоборот, прикладные науки привносят в нашу жизнь практику. Между тем, не всё так просто, учёные признаются, что в науке существует проблема методов познания. Естественнонаучное познание отличается от познания гуманитарного. Действительно, как исследовать, скажем, сознание, объективными способами? Недаром психология занимается только изучением поведения.

Проблема в том, что методы исследования естественных наук были, как бы автоматически перенесены и на гуманитарные дисциплины. Не совсем корректно получилось. А попытки в истории науки целиком перенести естественнонаучные методы в гуманитарную сферу часто встречали сопротивление и критику со стороны гуманитариев. Следовательно, определённая неоднозначная подоплёка в данной ситуации присутствует. И она должна быть учтена.

Вообще, по устоявшему научному мнению как таковая наука принадлежит культуре. Неважно, гуманитарная наука или естественная наука. Что такое культура? Нам нужно так ответить на этот вопрос, чтобы уловить принцип разделения наук. И, как правило, в культуре выражаются творческие способности людей. Упрощённо говоря, культуру, зависящую от уровня развития общества, можно соотнести с общественным сознанием. Вот поэтому, когда мы подразделяем науки на какие-либо категории, подразумеваем наличие сознательного фактора. Запомним, всё дело в сознании!

Дальше, науки служат тому, чтобы получать объективные факты реальности. Но сознание по природе своей субъективно. Однако, исследуя тот или иной предмет действительности, мы как бы направляем своё сознание на этот предмет, фокусируемся и сосредотачиваемся на нём. По логике вещей, можно сделать вывод, степень направленности сознания определяется как внимание. Но, послушайте, ничего не мешает нам сосредоточить внимание, как на внешнем для нас мире, так и на внутреннем. Всё просто, благодаря сознанию у нас происходит концентрация внимания на объектах природы. Тогда в исследовательском смысле речь идёт о науке. Ну а если человек погружается в себя?

Все науки принято классифицировать, главным образом, по предмету исследования, на естественные науки и гуманитарные науки. Почему? Последовательно размышляем на заданную тему.-2

Давайте так, почему культуру зачастую подразделяют на два вида? С одной стороны, выделяют естественнонаучную культуру, а с другой, гуманитарную. И вот, пожалуйста, есть показательное цитирование.

«На начальной стадии человеческой истории естественнонаучная и гуманитарная культуры существовали как единое целое, поскольку человеческое познание в одинаковой степени было направлено как на изучение природы, так и на познание самого себя. Однако постепенно у них выработались свои принципы и подходы, определились цели: естественнонаучная культура стремилась изучать природу и покорять её, а гуманитарная культура ставила своей целью изучение человека и его внутреннего мира».[1]

Ну что тут сказать? Всё предельно ясно, чётко и конкретно. Видно, что принцип разделения наук на естественнонаучные и гуманитарные науки связан с различной направленностью человеческого сознания. Отсюда, и методы научного познания должны несколько отличаться. Определённый вклад в основы методологии внесёт наука психология, если ей удастся лучше продвинуться в изучении природы сознания. Хорошо, за адекватной и творческой наукой будущее!

Ладно, элементы творчества должны быть в науке? Скорее всего, да, таково человеческое познание. В то же время, всю познавательную деятельность человека поддерживает – мышление. Ага, как связать аспект мышления с вышеупомянутой направленностью сознания? Просто, если человек напрягает ум, то у него в какой-то степени развито ментальное сознание. Следовательно, ментальное сознание и может быть направлено в ту или иную сторону в процессе исследования. С учётом того, что вначале ум воспринимает объективно природные явления, а затем происходит работа разума в режиме сопоставления фактов, то ментальное сознание проявляет себя в двух плоскостях. Там, где оно объективно, больше о себе даёт знать естественнонаучная методология, наоборот, гуманитарные методы познания увязываются с активностью как раз разума.

Ум да разум, лишь бы ум за разум не зашёл. Тем не менее, есть два этапа познания, где выделяются чувственное познание и рациональное познание. Примечательная двойственность? В результате активности органов чувств внешние данные поступают в центр их обработки, после чего включается разум. Если человек чего-либо наблюдает и потом обдумывает, то он действует объективно. Ситуация меняется, когда познающий искатель начинает вводить в оборот абстракции. Вот в чём «фишка». Разум способен проводить манипуляции с абстрактными объектами. И это отличительная черта субъективного сознания в гуманитарном поле.

Получается, что естествознание видит внешние закономерности, но гуманитарная наука сосредотачивается на внутренних связях в поиске смыслов. Поэтому естественные науки предпочитают изучать природу, а гуманитарные «проникают» в смысл вещи абстрактно. Вообще, смыслы вдохновляют философию. Конечно, ведь она должна развивать разум. Между тем, философия пытается объяснить жизненную реальность, но как таковое объяснение принимается за способ мышления. Снова методология?

Все науки принято классифицировать, главным образом, по предмету исследования, на естественные науки и гуманитарные науки. Почему? Последовательно размышляем на заданную тему.-3

Философия зачастую имеет привязку к мировоззрению, иногда философию отождествляют с мировоззрением. Нормально, но тут тоже имеются критерии объективности и субъективности. Мировоззрение формируется объективным взглядом на мир, тут естественные науки генерируют факты для объективного мышления. Но субъективный взгляд на жизнь есть нечто другое. Здесь происходит «инверсия» и меняется направление ментального сознания. Человек полностью погружается в мир абстракций, его размышления становятся глубокими, и он ждёт озарений. Гуманитарная позиция, так сказать.

По большому счёту, философия и есть мышление. Поэтому, в методологическом плане, философия должна быть гуманитарной основой научной деятельности (в общем смысле). Но философия не только мировоззрение, а ещё чисто субъективное воззрение. С чем его можно соотнести?

В целом, «рабочим материалом» для философии служат – идеи. Если идеи вовлекаются в рассудительную деятельность, то она (эта деятельность) принимает гуманитарный характер. Ещё раз, философия есть фундамент для гуманитариев. Но гуманитарные науки ничего не могут сделать сами без естественнонаучных фактов. Мы познаём по-настоящему только тогда, когда воспринимаем реальность объективно. Без опоры на реальность нельзя получить какие-то знания. Никакие знания «свыше» просто так не сваливаются. Всегда имеет значение подготовленное мировоззрение, а оно, в свою очередь, генерируется на основе объективных данных. Субъективное воззрение идёт только «помощь» мировоззрению.

Если знать обо всём, то это – мудрость. Насколько мы мудры? А вот философия собой всего лишь знаменует путь к мудрости. То есть является частью методологии познания. Философия – гуманитарное продолжение объективного метода познания на базе естествознания. Естественнонаучные знания достигаются умом (объективным сознанием), тогда как гуманитарный подход лежит в области разума. Разум – наш инструментарий, служащий для обработки данных. И разум оперирует образами, абстракциями. Ум предоставляет данные, а разум их старается объяснить. Ментальное сознание соединяет чувство, как объективное познание и разум в его субъективности.

Безусловно, разум способен создавать ошибки. И философия может увести далеко в мнимый мир. Поэтому гуманитарные науки больше подвержены «копить» заблуждения. А объективность, всё-таки, больше присуща естествознанию. Отчего в гуманитарной научной деятельности нельзя отрываться от реальности. Таким образом, это как посмотреть. Но специфика разделения наук на естественные и гуманитарные науки, связана с ментальным сознанием. Точнее, с особенностью ментального сознания быть активным в двух направлениях, объективном и субъективном.

[1] Баркова В.В. Современная естественнонаучная картина мира [Текст]: учебное пособие / В.В. Баркова, К.А. Тухватулина. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гум.-пед. ун-та, 2017. С. 13