174,9K подписчиков

«Хочу заработать в декабре миллион»: что в кошельках у ведущих и аниматоров Казани?

Как мобилизация скосила Дедов Морозов и диджеев и кому платят 100 тыс. за корпоратив

Ивент-индустрия переживает не лучшие времена: праздников и заказов из-за СВО в этом году поубавилось. Однако новогоднее веселье в Татарстане не отменяют, просто бюджет и формат вечеринок стали экономнее. «Декабрь год кормит», — говорят работники отрасли: можно заработать до 400 тыс. рублей в месяц. Правда, везет в основном опытным и известным. О том, как хантят казанских ведущих, насколько подорожал кейтеринг, почему из клубных музыкантов уходят в банкетные и сколько предлагают ивент-менеджерам в Luciano и «Татспиртпроме», — в традиционном обзоре «БИЗНЕС Online» о реальных заработках представителей разных профессий.

По подсчетам аналитиков «Avito Услуг», спрос на проведение новогодних шоу-программ в Казани вырос на 275% по сравнению с прошлым годом Фото: Victor Lisitsyn, Виктор Лисицын/Global Look Press / www.globallookpress.com
По подсчетам аналитиков «Avito Услуг», спрос на проведение новогодних шоу-программ в Казани вырос на 275% по сравнению с прошлым годом Фото: Victor Lisitsyn, Виктор Лисицын/Global Look Press / www.globallookpress.com

От праздника пива под Кремлем до московских звезд на корпоративах: как развивалась ивент-индустрия Казани

Последние два года ивент-индустрия была на подъеме. После провала в пандемию заказы потекли рекой: корпоративы, свадьбы, юбилеи, концерты и вечеринки — публика отрывалась на ура. Из-за спецоперации и мобилизации заказов стало меньше — мероприятия откладывают, отменяют вовсе, компании сокращают бюджет праздников. Да и ряды молодых творческих людей до 30 лет поредели: узкие специалисты уехали за границу.

«Как только объявили мобилизацию, у меня слетело 4–5 свадеб. И было обидно, потому что они отменялись буквально за неделю до события,  — рассказывает ведущий и руководитель свадебного агентства Ильнур Садыков. — Молодожены объясняли это тем, что жених боится поехать в загс, потому что считает, что его там ждет сотрудник военкомата с повесткой».

Но если для свадеб зима уже не сезон, то для предновогодних корпоративов — самое время. По подсчетам аналитиков «Avito Услуг»,  спрос на проведение новогодних шоу-программ в Казани вырос на 275% по сравнению с прошлым, еще «ковидным», годом. Как рассказали «БИЗНЕС Online», в столице РТ ведущих стали искать на 109% чаще. Нужны также фотографы, актеры и аниматоры. Такой всплеск объясним: объявления о проведении новогодних корпоративов появляются с начала осени.

Как устроен рынок? Профессиональных ивент-агентств, которые потянут организацию больших торжеств, в Казани не более 5–7, говорят эксперты рынка. В основном индустрия состоит из небольших компаний, где в штате по 2–3 человека, а остальных набирают по мере поступления заявок на праздники.

Рынок стал более цивилизованным. Люди начали понимать, что такое агентское вознаграждение, гонорар за услуги. Если мероприятие стоит, условно говоря, 1 миллион рублей, агентство с этого зарабатывает 150 тысяч как минимум.

Григорий Важов – ведущий мероприятий

Как индустрия организация праздников в Казани зародилась еще в 1990-е, когда на рынке стали появляться специализированные агентства. Одно из первых — «Сабантуй» Фарита Мухамедьярова, затем появилось рекламное агентство Ларисы Фоминой «Лариса», где было отдельное подразделение для проведения мероприятий. Из профессионалов нулевых также называют «Мастеров церемоний». Раньше казанские предприниматели сами придумывали поводы и искали под них деньги. Яркий пример — день пива под стенами Казанского кремля в 2001 году, который спонсировала пивоваренная компания «Красный Восток» братьев Хайруллиных. Это уже потом шли разговоры, что пивной праздник Казани не нужен, и больше его не проводили.

Казанская ивент-индустрия двигалась вместе с бизнесом. Стало модно торжественно открывать автосалоны, презентовать свои офисы и магазины, не ограничиваясь шариками на вывеске. Появилась корпоративная культура, когда коллективы начали выбираться в рестораны, заказывать артистов, приглашать московских звезд. Свою линейку мероприятий традиционно вел и минкульт РТ. Бывшие кавээнщики превращались не только в чиновников, но и в мастеров церемоний, а студенты института культуры и театрального училища подрабатывали на массовках и праздниках певцами и танцорами.

Сегодня уже любое событие, будь то детский утренник или спортивный турнир, не обходится без привлечения «подрядчиков». Сколько же получают ведущие и тамада, аниматоры, диджеи, специалисты по кейтерингу, декораторы и прочие причастные к событийной индустрии?

Как мобилизация скосила Дедов Морозов и диджеев и кому платят 100 тыс. за корпоратив Ивент-индустрия переживает не лучшие времена: праздников и заказов из-за СВО в этом году поубавилось.-2

Ивент-менеджер: 100 тыс. для Казани мало, а опытных забирают в Москву

Если вам нужен праздник под ключ, вопросы решает менеджер по организации мероприятий. Он берется за всю проработку и исполнение программы — от поиска площадки и разработки сценария до привлечения артистов и организации питания. Как правило, такие специалисты работают в крупных агентствах. Тогда, если мероприятие действительно масштабное, как многочасовая программа какого-то фестиваля или банкет на сотни персон, к делу подключается вся команда ивент-компании.

«Высококлассный ивент-менеджер в Казани меньше 100 тысяч в месяц не зарабатывает», — говорит наш собеседник. На сайтах по поиску персонала организаторам мероприятий предлагают от 50 тыс. до 120 тыс. рублей в месяц. Фрилансеры на рынке менеджеров тоже есть — обычно это бывшие ведущие или выходцы из тех же агентств, которые ушли в свободное плавание. Отдельный штат по организации событий имеют в Казани также некоторые гостиницы и рестораны, где есть большие площадки под разные ивенты. Они сами занимаются продвижением своих конференц-залов. Например, спа-комплекс Luciano предлагает таким работникам от 60 тыс. в месяц  плюс бесплатное питание. В «Татспиртпроме» ивент-менеджеру обещают от 57 тыс. до 70 тысяч.

«Говорят: „Ой, 100 тысяч, за что?!“ Но это не простые деньги. Я знаю ребят, которые зарабатывали за проект и миллион, но они делали его на протяжении 8 месяцев. Это сродни тому, как выносить ребенка», — рассказывает менеджер со стажем. Ненормированный график, умение собрать команду и работать в непредвиденных обстоятельствах; координация специалистов на площадке; навыки продюсирования — без опыта в эту сферу идти не стоит. И больших денег сразу не заработаешь, предупреждают игроки рынка. Имя нарабатывается годами — миллионный контракт незнакомому агентству вряд ли кто-то доверит.

«В этой индустрии невозможно построить график, мы не принадлежим сами себе. Нет такого, что ты работаешь с 9:00 до 17:00. В период подготовки мероприятия это режим 24 на 7, — говорит Важов. — Работа настолько нервная, что ты решаешь вопросы по мере поступления» Фото: Григорий Важов
«В этой индустрии невозможно построить график, мы не принадлежим сами себе. Нет такого, что ты работаешь с 9:00 до 17:00. В период подготовки мероприятия это режим 24 на 7, — говорит Важов. — Работа настолько нервная, что ты решаешь вопросы по мере поступления» Фото: Григорий Важов

«В этой индустрии невозможно построить график, мы не принадлежим сами себе. Нет такого, что ты работаешь с 9:00 до 17:00. В период подготовки мероприятия это режим 24 на 7, — говорит Важов. — Работа настолько нервная, что ты решаешь вопросы по мере поступления. С одной компанией мы запускали в Подмосковье завод „Боржоми“. В ночь накануне прошелся ураган — всю площадку просто смыло, размело декорации, летали шатры. Ребята за ночь вместе с подрядчиками заново все отстроили. Представляете, какой это стресс!»

Организовывать мероприятия в этом году стало дорого, говорят в агентствах. До 30% выросли затраты на оплату работы персонала, подорожал кейтеринг, аренда площадок, декорации и т. д. Работники агентств Казани также отмечают дефицит хороших менеджеров: опытных забирают в Москву. Но некоторые компании и здесь успевают работать на два города, получая заказы и в столице РФ, и в Татарстане.

А еще менеджеры живут от заказа до заказа, и заранее спланированный календарь событий в части госзаказов мог бы помочь скоординировать работу, говорят в агентствах. Однако тендеры создают сложности, отмечают они. Что говорить: даже минкульт РТ в этом году столкнулся со сложностями проведения Tat Cult Fest, когда подрядчиком внезапно оказалась московская компания.

Как мобилизация скосила Дедов Морозов и диджеев и кому платят 100 тыс. за корпоратив Ивент-индустрия переживает не лучшие времена: праздников и заказов из-за СВО в этом году поубавилось.-4

Ведущий мероприятий: в сезон доход опытных «говорунов» доходит до 400 тыс. рублей в месяц

Новогодний сезон благодаря корпоративам считается самым прибыльным в ивенте. Заказать ведущего на мероприятие в зависимости от программы стоит от 10 тыс. рублей в час. Чем опытнее, тем дороже. Многие из ведущих Казани пришли в эту сферу еще в студенчестве — из КВН и разных студенческих сообществ.

«Я ни разу не видел такого примера, чтобы человек, допустим, в 25 лет сидел и рассуждал: „Блин, чем бы мне заняться?“, — и шел в ивент. Это что-то природное, что-то от сердца и из юношества, — рассказывает ведущий Артем Рич. —  В 2013 году мне было достаточно непросто. Три часа у меня стоили рублей 500–800, далее — 700 рублей в час, дальше — больше». Сейчас в сезон Рич зарабатывает от 110 тыс. рублей в месяц и больше. В период спада — около 50–80 тыс., это с учетом того, что наш герой работает также ведущим в ночном клубе — у них минимальная ставка 1,5 тыс. рублей в час. За среднюю же пятичасовую программу Рич берет 35 тыс. рублей при численности гостей до 65 человек.

У топовых ведущих расценки вдвое выше, отмечают собеседники «БИЗНЕС Online». Популярный ведущий Артемий Лютерштейн говорит, что запросов в этом году не стало меньше, но услуги подорожали.

«Я ни разу не видел такого примера, чтобы человек, допустим в 25 лет сидел и рассуждал: «Блин, чем бы мне заняться?», — и шел в ивент. Это что-то природное, что-то от сердца и из юношества», — рассказывает ведущий Артем Рич Фото: Артем Рич
«Я ни разу не видел такого примера, чтобы человек, допустим в 25 лет сидел и рассуждал: «Блин, чем бы мне заняться?», — и шел в ивент. Это что-то природное, что-то от сердца и из юношества», — рассказывает ведущий Артем Рич Фото: Артем Рич

«В этом году я стою процентов на 20 дороже, чем в том, а иногда и на 30, а порой на 50. Я не скажу, что у меня прямо стало меньше работы, запросы идут стабильно», — отмечает он. Гонорар Лютерштейна в будние дни — 70–80 тыс. за вечер, а в топовые даты и новогоднюю ночь — 100 тысяч. Месячный заработок, признается ведущий, не считал. «Но у меня есть цель, я хочу в декабре заработать миллион», — мечтает он.

Впрочем, СВО вносит коррективы даже в работу самых высокооплачиваемых представителей сферы. «У меня есть в декабре 6 свадеб, будут ли их железно проводить? Люди спрашивали, что станет с предоплатой, если мы вынуждены будем отменить это мероприятие из-за специальной военной операции. Это говорит о том, что у них есть какие-то сомнения», — отмечает собеседник газеты.

И хотя Татарстан официально не отказывался праздновать Новый год, ведущие не исключают, что некоторые организации могут отменить корпоративы. В большей степени отмене и рискам подвержены госучреждения. «Хотя Рустам Нургалиевич, мы знаем, всегда за „движуху“. И в „ковидные“ времена люди к нам из Москвы и Петербурга приезжали праздновать Новый год, потому что у нас это было разрешено, и Казань превратилась в такую столицу Нового года, — говорит один из инсайдеров. — И если что-то и будет влиять на их решения, то финансовая составляющая — в большей степени, чем настроение».

Как мобилизация скосила Дедов Морозов и диджеев и кому платят 100 тыс. за корпоратив Ивент-индустрия переживает не лучшие времена: праздников и заказов из-за СВО в этом году поубавилось.-6

Свадебный тамада все еще в моде, хотя ведущие на «тамаду» обижаются

Одно из наиболее дорогих удовольствий — свадьба. Работа ведущего на семейном торжестве стоит от 40 тыс. рублей. В эту стоимость входит пятичасовая программа с шутками и конкурсами. Отдельный чек — сама организация мероприятия, если заказывать программу в агентстве. В нее входит подбор всех исполнителей, сопровождение и координация шоу.

«Современная ивент-индустрия отошла от того, что было лет 15 назад. Если вспомнить образ прежнего тамады, середины нулевых, это был какой-то веселый мужичок, который и поет, и танцует, а тетя Фарида, которая днем где-то работает, по вечерам может выйти и веселый конкурс провести. Сейчас мы более серьезно к этому относимся», — рассказывает Рич. Слово «тамада» в среде ведущих действует как красная тряпка на быка, оно их оскорбляет.

Брони на свадьбы идут не так активно, как раньше, да и не сезон. В основном пик запросов приходится на лето и раннюю осень. Чтобы заработок был постоянным, ведение свадеб перемежают с деловыми программами и корпоративами. Даже несмотря на прижимистость компаний, универсальный ведущий в сезон (летом и зимой) может заработать 350–400 тыс. в месяц. Вне сезона — 100–150 тыс., рассказывает Садыков.

«Новичкам такое не светит, конечно. Тут нужно обладать и именем, и опытом, и портфолио должно быть ярким и грамотным», — отмечает он. С отказом от  «Инстаграма»* ведущим стало сложнее раскручивать собственный бренд. «Кроме „Яндекс.Директа“ и контекстной рекламы, ничего нет. Мне кажется, сейчас актуально давать объявления на Avito, начинающий может запросить от 15 тысяч рублей за вечер», — предполагает он.

Как мобилизация скосила Дедов Морозов и диджеев и кому платят 100 тыс. за корпоратив Ивент-индустрия переживает не лучшие времена: праздников и заказов из-за СВО в этом году поубавилось.-7

Диджеи и техники: в сезон получают от 100 тыс. в месяц

Зачастую диджей и технический специалист на мероприятии — это одно и то же лицо. Диджеи, как правило, приезжают на площадку со своим звуковым и световым оборудованием. Кто-то дорогостоящую технику арендует.

«Конкуренция в сфере довольно большая. У нас нет какого-то сайта, все идет по сарафанному радио: чем лучше ты выполнишь свою работу, чем больше будет хороших отзывов и, соответственно, больше заказов», — рассказывает диджей Ришат Мустафин.

«Конкуренция в сфере довольно большая. У нас нет какого-то сайта, все идет по сарафанному радио: чем лучше ты выполнишь свою работу, чем больше будет хороших отзывов и, соответственно, больше заказов», — рассказывает диджей Ришат Мустафин Фото: Ришат Мустафин
«Конкуренция в сфере довольно большая. У нас нет какого-то сайта, все идет по сарафанному радио: чем лучше ты выполнишь свою работу, чем больше будет хороших отзывов и, соответственно, больше заказов», — рассказывает диджей Ришат Мустафин Фото: Ришат Мустафин

Обычно диджеингу обучаются самостоятельно, но есть и специальные школы, где больше готовят клубных диджеев. Как правило, рабочий день у них длится два часа в одном клубе, столько же — в другом. А вот банкетный диджей — это почти полдня работы с ведущим плюс ориентировка на гостей, дискотека, технические моменты. «Ты должен знать, как работает звуковое оборудование, телевизоры, проекторы, светодиодные экраны, световые приборы… Это знания, которые мы продаем. Если их не заметно на мероприятии, значит, мы хорошо работаем», — отмечает Мустафин.

«В Казани никто ни на кого не равняется»: топ-20 героев ночной жизни столицы

К диджеям, как правило, заказчики мероприятий напрямую не обращаются. Обычно к ним приходят сами ведущие или агентства. Есть и постоянные пары — диджей и ведущий или тамада. Ведущий и основатель команды «ХаризмAgency» Азат Юнусов отмечает важность знакомств — полезно общаться с диджеями, певцами и музыкантами, а также быть мобильным и подстраиваться под интересы клиента. Юнусов занимается не только ведением мероприятий: сдает техническое оборудование в аренду. Команда из ведущего и диджея за вечер может заработать 30 тыс. рублей, считает он.

«У нас дорогое оборудование, и затраты идут в стоимость работы. Две колонки обойдутся в 150–180 тысяч рублей. Микрофон стоит минимум 50 тысяч, микшерный пульт — 50 тысяч, контроллер — 50 тысяч», — перечисляет диджей Фото: ru.freepik.com
«У нас дорогое оборудование, и затраты идут в стоимость работы. Две колонки обойдутся в 150–180 тысяч рублей. Микрофон стоит минимум 50 тысяч, микшерный пульт — 50 тысяч, контроллер — 50 тысяч», — перечисляет диджей Фото: ru.freepik.com

Новички приходят в эту сферу за опытом, чтобы набить руку. В предновогодний период они могут зарабатывать 50–60 тыс. в месяц, но это при условии, что будут стабильные банкеты по 4–5 часов в день. В среднем за час работы на мероприятии диджей получает 2 тыс. рублей, но цена плавающая. В сезон можно заработать и 120–200 тыс. в месяц, говорит наш собеседник.

«У нас дорогое оборудование, и затраты идут в стоимость работы. Две колонки обойдутся в 150–180 тысяч рублей. Микрофон стоит минимум 50 тысяч, микшерный пульт — 50 тысяч, контроллер — 50 тысяч», — перечисляет диджей.

На одних клубах не заработаешь, мероприятия приносят больше денег, говорит  другой собеседник, который ушел из клубной жизни. Его гонорар за 6 часов работы на мероприятии — 25 тыс. рублей. «Есть люди, которые занимаются профессионально, и для них это является основной сферой деятельности. Но также есть и ребята, которые просто решили подзаработать, или мужья недорогих ведущих, которые стоят 5 тысяч за вечер», — отмечает он.

Основатель Plombir Promo Group Булат Мубаракзянов, который вошел в наш топ героев ночной жизни Казани, говорит: чтобы прокормить себя, диджею необходимы постоянные выступления Фото: Булат Мубаракзянов
Основатель Plombir Promo Group Булат Мубаракзянов, который вошел в наш топ героев ночной жизни Казани, говорит: чтобы прокормить себя, диджею необходимы постоянные выступления Фото: Булат Мубаракзянов

Основатель Plombir Promo Group Булат Мубаракзянов, который вошел в наш топ героев ночной жизни Казани, говорит: чтобы прокормить себя, диджею необходимы постоянные выступления. «Первое время ты совсем не думаешь о заработке, а пытаешься разобраться, что такое музыка и как работает индустрия», — объясняет он.

Чтобы зарабатывать за вечер от 50 тыс. рублей, диджею нужно пройти путь в 3–4 года, взаимодействовать с лейблами, поучаствовать в фестивалях. Казанские диджеи, по его словам, получают до 15 тыс. рублей за сет. Постоянные же сотрудники коммерческих клубов имеют стабильность, но меньшие гонорары — до 5 тыс. рублей за сет. Что касается выступающих на праздниках, то этот рынок доступнее — достаточно сотрудничать с ведущими мероприятий или ивент-агентствами.

На крупные события нужен технический директор, его услуги обычно стоят 10% от технической сметы, но иногда бывает и отдельный гонорар. Заработки сравнивают с артистами — можно нанять певца-шабашника и за 20 тыс., а можно и Филиппа Киркорова, чей годовой доход Forbes как-то оценил в $6,5 миллиона.

Как мобилизация скосила Дедов Морозов и диджеев и кому платят 100 тыс. за корпоратив Ивент-индустрия переживает не лучшие времена: праздников и заказов из-за СВО в этом году поубавилось.-11

Певцы и танцоры: гонорар за выступление — от 5 тыс. рублей

Какой праздник без живой музыки? Идеально начинать карьеру певца для банкетов с ресторанов, караоке или работать на бэк-вокале у известных артистов. В ресторанах певцы находят первых заказчиков, которым они приглянулись. А дальше по цепочке — на свадьбах, юбилеях артисты уже начинают знакомиться с ведущими, рассказывает певец Айрат Ганиев.

После корпоративов у артистов появляются мероприятия посерьезнее. «Потом вас замечают какие-то структуры, которые организовывают городские праздники, республиканские, например День города или День Победы», — говорит певец.

Самый востребованный певец — многожанровый, владеющий русским, татарским и иностранным репертуаром. Начинающие получают от 5 тыс. до 15 тыс. рублей за выступление. «Если мы берем уже более или менее узнаваемого артиста, которого в ивент-индустрии знают, могут доверить ответственные мероприятия с участием высокопоставленных лиц, то ценник идет от 20 тысяч и выше. Крайней границы нет. Гонорары могут быть и 100 тысяч, все индивидуально обсуждается», — говорит артист.

В ресторанах певцы находят первых заказчиков, которым они приглянулись. А дальше по цепочке — на свадьбах, юбилеях артисты уже начинают знакомиться с ведущими, рассказывает певец Айрат Ганиев Фото: Айрат Ганиев
В ресторанах певцы находят первых заказчиков, которым они приглянулись. А дальше по цепочке — на свадьбах, юбилеях артисты уже начинают знакомиться с ведущими, рассказывает певец Айрат Ганиев Фото: Айрат Ганиев

Работу можно назвать стабильной даже в этом году, считает певец Роберт Ямгуров. «Бронирования на Новый год были еще в октябре. Сейчас до сих пор звонят, но я уже не беру», — рассказывает он.

Клиенты стали избалованными — хотят увидеть шоу и обращают внимание на профильное образование, говорит руководитель казанского шоу-балета «Идеал» Александр Деветьяров. Нужно постоянно придумывать новые программы, чтобы удержать аудиторию. Он говорит, что интерес зрителя сместился в сторону татарских и русских танцев. «Большие компании в связи с ситуацией в России отказываются от чикагских, латиноамериканских, индийских номеров», — говорит Деветьяров.

Что касается заработков танцоров, они начинаются от 5 тыс. рублей за мероприятие, но все зависит от количества участников в представлении. Отдельный танцор может получить от 2 тыс. за одно выступление. «Клиент же может и 10 номеров заказать, поэтому всегда все по-разному», — говорит наш собеседник.

Как мобилизация скосила Дедов Морозов и диджеев и кому платят 100 тыс. за корпоратив Ивент-индустрия переживает не лучшие времена: праздников и заказов из-за СВО в этом году поубавилось.-13

Аниматоры: Деды Морозы и Снегурочки менее востребованы

В этом году произошел серьезный спад на услуги аниматоров, которого не было даже в 2020-м, рассказывает руководитель агентства праздников «Фабрика сказок» Айгуль Аюпова. «Есть дни с полным простоем, когда нет праздников. В выходные стало очень мало заказов — упало примерно в 6 раз по сравнению с прошлым годом, — отмечает она. — Оставили детей без праздников или как-то более бюджетно в семейном кругу отмечают. Или, возможно, в торговых центрах, там есть свои аниматоры».

Заказать аниматора стоит от 2 тыс. рублей. Цена зависит от наполнения развлекательной программы для детей. В среднем все шоу стоит около 5 тыс. рублей. Но есть случаи, когда родители тратят на развлечение детей и 70 тысяч. «Нужно понимать, для чего делается праздник — для картинки красивой, чтобы все сказали: „Вау, как классно!“ Либо чтобы ребенок почувствовал вот этот праздник и насладился им», — отмечает наша собеседница.

В среднем аниматор в месяц получает от 50–60 тыс. рублей. Столько же за два дня могут заработать и Деды Морозы со Снегурочками. Заказать получасовое поздравление в новогоднюю ночь стоит от 10 тыс. рублей. Но именно перед боем курантов работают единицы аниматоров, поэтому ценник растет.

Есть ребята, которые ушли служить, и штат из молодых людей – аниматоров сократился. Испытываем некий дефицит кадров.

Айгуль Аюпова – руководитель агентства праздников «Фабрика сказок»

Анимацию как основной заработок рассматривают немногие, это скорее подработка в выходные. Менеджер творческой группы «Артист» Дарья Белкина говорит, что в шоу в основном участвуют студенты института культуры. В предновогодний период в ресторанах и клубах они будут устраивать вечеринки в стиле «Великого Гэтсби», «Алисы в Стране чудес» или кабаре «Мулен Руж». У молодых артистов фиксированная ставка в час, есть премии и штрафы. «В месяц тысяч 15–20 можно заработать. 20 тысяч — это надо, чтобы прямо поток заказов был, выхода 2–3 в выходные», — рассказывает она.

В среднем аниматор в месяц получает от 50–60 тыс. рублей. Столько же за два дня могут заработать и Деды Морозы со Снегурочками. Заказать получасовое поздравление в новогоднюю ночь стоит от 10 тыс. рублей Фото: Christophe Gateau/dpa / www.globallookpress.com
В среднем аниматор в месяц получает от 50–60 тыс. рублей. Столько же за два дня могут заработать и Деды Морозы со Снегурочками. Заказать получасовое поздравление в новогоднюю ночь стоит от 10 тыс. рублей Фото: Christophe Gateau/dpa / www.globallookpress.com

«Это все-таки подработка. Есть те, кто работает официально в компаниях абсолютно не творческих, более технических профессий люди. Но бывает, что они прекрасно поют и танцуют и вечером могут выехать после своей основной работы выступить. Для студентов это один из основных заработков. Я бы не назвала это большим заработком, но для студентов удобно, потому что у них плавающий график», — отмечает она.

Александр Васильев — ведущий, организатор мероприятий с 15-летним стажем, и для него, напротив, анимация — основной источник дохода. В летние месяцы, по его словам, можно заработать 300–350 тыс. рублей, а в новогодние праздники — все 500 тыс. за счет подработки Дедом Морозом. Но эти суммы — для тех, кто «работает-работает». С детьми, говорит он, проще, но программы год от года нужно менять.

«Понятно, что в конце мы водим хоровод вокруг елочки и кричим: „Елочка, зажгись!“ Но это последние пять минут. А вся программа длится 30 минут, иногда — час. И чем взрослее ребенок становится, тем чаще он каждый год видит одно и то же. Десятилетку затащить к себе в хоровод уже достаточно сложно. А в 11–12 лет ребенок уже закатывает глаза: „Зачем мне все это надо?!“ Задача — чтобы всем „зашло“», — рассказывает Васильев.

Как мобилизация скосила Дедов Морозов и диджеев и кому платят 100 тыс. за корпоратив Ивент-индустрия переживает не лучшие времена: праздников и заказов из-за СВО в этом году поубавилось.-15

На праздниках стало меньше декора и кейтеринга

Кейтеринг в последние годы тоже стал частью ивент-индустрии. Компании помогают быстро организовать выездной банкет на день рождения или фуршет на детский праздник. Основатель D&A Catering Дмитрий Дьяков наблюдает на рынке выездного обслуживания мероприятий сезонную конкуренцию.

«Каждый шеф-повар Казани с мая становится кейтерье и начинает работать на летних корпоративах, так сказать, в полевых условиях», — говорит он. Осенью же погода так подрабатывать не позволяет, поэтому кареты снова превращаются в тыквы, т. е. временные кейтерье — в шеф-поваров. В зимнее время падают и заработки — клиентам проще заказать зал с обслуживанием в кафе, чем тратиться на аренду отдельного помещения и платить за кейтеринг.

Что по ценам на банкеты? Все зависит от гастрономических предпочтений клиента. «Подать жареного цыпленка — одна цена, а лобстера — совершенно другая. Того же лобстера можно положить на обычную белую тарелку или же с золотой каемочкой и серебряной ложечкой», — рассказывает Дьяков. Влияют на стоимость и особые изощрения заказчика. У компании есть опыт, когда клиент попросил, чтобы все официанты были в костюмах плюшевых медведей.

Кейтеринг в последние годы тоже стал частью ивент-индустрии. Компании помогают быстро организовать выездной банкет на день рождения или фуршет на детский праздник Фото: Silas Stein/dpa / www.globallookpress.com
Кейтеринг в последние годы тоже стал частью ивент-индустрии. Компании помогают быстро организовать выездной банкет на день рождения или фуршет на детский праздник Фото: Silas Stein/dpa / www.globallookpress.com

У D&A Catering цены начинаются от 2,5 тыс. рублей за гостя. Ценовой рекорд — 27 тыс. рублей. И чем больше гостей, тем меньше стоимость одного банкетного места. Из них по 10% уходит на оплату труда официантов и поваров. Прирост цен на банкеты за год составил 21%, говорят здесь. Неудивительно, ведь цены на продукты тоже выросли.

Работе в кейтеринге отдают предпочтение в основном молодые люди, которым удобен плавающий график, — как правило, это студенты или начинающие повара в ресторанах. Один из наших собеседников говорит, что в сезон получает в кейтеринге больше, чем в заведениях. На выездном обслуживании условия работы сложнее, а в ресторане стабильные и понятные условия, работа по шаблону.

Красивая обложка праздника — декор. Прибыль в основном приносят свадьбы, ведь это не просто одинаковые шарики и салфетки на столах, а проработанный дизайн-проект с фотозоной для всего зала.

«Конкуренция больше в демпинговании цен. Потому что кто-то продает фотозону за 35 тысяч рублей, а у кого-то схожий вариант есть за 25 тысяч. Невеста, которая в первый раз это видит, не понимает различия в материалах, не чувствует качества цветов и согласится на более дешевый вариант. На фоне этого у нас в чате декораторов бывает много жарких моментов, хотя удержать цену и не работать бесплатно — это очень кропотливый труд, и хочется, чтобы его ценили», — рассказывает декоратор Алсиня Галимова.

Красивая обложка праздника — декор. Прибыль в основном приносят свадьбы, ведь это не просто одинаковые шарики и салфетки на столах, а проработанный дизайн-проект с фотозоной для всего зала Фото: Andrey Arkusha/Russian Look / www.globallookpress.com
Красивая обложка праздника — декор. Прибыль в основном приносят свадьбы, ведь это не просто одинаковые шарики и салфетки на столах, а проработанный дизайн-проект с фотозоной для всего зала Фото: Andrey Arkusha/Russian Look / www.globallookpress.com

Помогают искать клиентов не только раскрученный аккаунт в соцсетях, но и связи с администраторами ресторанов, а также свадебный организатор, который иногда берет свой процент. Нередко за услугами спустя несколько месяцев обращаются гости свадебных торжеств. По словам владелицы студии Лилия Хаировой, сейчас нет заказов средней цены: они либо бюджетные, либо очень дорогие.

С массовым отказом от услуг после начала мобилизации Хаирова не столкнулась, но бюджет заказов точно похудел. «Народ стал более прижимистым. Декор — это сфера не первой необходимости. На него обращают внимание, когда все стабильно, а когда идут такие скачки, люди начинать тратить, грубо говоря, только на еду и оплату счетов», — добавляет она.

Читайте также:

*принадлежит Meta — запрещенной в России экстремистской организации

Анна Городнова, Татьяна Леонтьева, Валерия Купцова

Инфографика: «БИЗНЕС Online»