Девять убойных приёмов, как подружиться с речевым штампом.
⚫️ Употребляем в новом контексте
▫️Критика почтила роман молчанием.
▫️Пора и честь на работу везти.
▫️Мудрецы и зубные врачи смотрят в корень.
▫️Пьеса наделала много шуму: во всех ее действиях стреляли.
▫️Пожарный всегда работает с огоньком.
▫️Всеми фибрами своего чемодана он стремился за границу.
⠀
⚫️ Креативим
✔️ Расширяем состав штампа
▫️Беда никогда не приходит одна, и его сочинение вышло в двух томах.
▫️Не отказывай себе — пусть тебе откажут другие.
▫️Кошки не обыкновенные, а с длинными, желтыми когтями, скребли ее за сердце (Чехов).
✔️ Разрушаем образное значение
▫️Слывет за то он человеком долга, что никому еще не отдал долга.
▫️Открытое письмо опять получил писатель Иванов. Выяснилось, что его письма вскрывает сосед по лестничной клетке Сидоров.
✔️ Заменяем слова внутри фразеологизма
▫️Спикер всея Руси
▫️Никто не вуди Ален
▫️Хорошо смеется тот, кто смеется без последствий
▫️Пришел! Увидел! Помолчи!
✔️ Соединеняем несколько клише
▫️Язык не поднимается сказать об этом
▫️Дрожит как банный лист
▫️Чревато боком
▫️Каленой метлой
▫️Назвался груздем — не говори, что не дюж
▫️Волосы в жилах стынут
▫️Не плюй в колодец — вылетит, не поймаешь
▫️Он жил своей жизнью за чужой счет
▫️Я мыслю, следовательно, есть еще порох в пороховницах
▫️Баба с возу — земля ей пухом / и волки сыты
▫️Темно, хоть глаз на голове теши. Зато совещаний никто не устраивает, и можно сполна отхлебнуть от непочатого края прилетевших вчера задач.
✔️ Нарочно ошибаемся в употреблении
▫️Я тебе русским по-белому
▫️Причинить пользу
▫️Терпеть ненавижу
▫️Кто потерпел победу?
▫️Пешком постою (из фильма Данелия)
⚫️ Штампы в речи персонажа — не тоже самое, что штампы в авторской речи!
Штампами вполне себе может изъясняться ваш персонаж. Это ж не вы, а он!))) Более того, это хороший способ раскрыть его характер.
Классический пример — Эллочка-людоедка со своими «Мрак!», «Не учите меня жить!».
С художественными текстами всё понятно — креативных способов уйти от банальностей полно. А вот как быть со штампами в коммерческих текстах?
Хорошие бизнес-тексты умеют писать единицы! Откройте любой раздел «О компании». Тут из-за каждого угла на вас выглядывают
▫️«широкий ассортимент»,
▫️«индивидуальный подход»,
▫️«лидеры рынка»…
Ах да, и «динамично развивающаяся команда профессионалов». Куда ж без нее!
Но не всегда заслуга заштампованности текста — это «заслуга» копирайтера.
🤫 Как пишущий пиарщик со стажем открою вам секрет. Зачастую сами руководители компаний не верят в тексты и хотят, чтобы они просто БЫЛИ. Были как у других. А уж убедить таких руководителей разгласить факты и, господи упаси, цифры... Ну вы меня поняли. 🤦♀️
Поэтому совета, как бороться со штампами в бизнес-текстах у меня для вас всего два:
1) Работайте с адекватным заказчиком. Адекватным вашим текстовым амбициям.
2) Учитесь видеть штампы — опыт и начитанность вам в помощь. Заменяйте их конкретикой.
⚫️ Ну и напоследок. Рассказывайте истории!
Например, вот такое клишированное пожелание бескомпромиссно пролетает аккурат мимо ушей:
В этот волнительный день желаем вам, дорогие выпускники, смело идти по выбранному пути и стремиться достичь поставленных целей. Пусть сбудуться ваши самые заветные мечты и осуществяться намеченные планы!
💡Замените его хорошей ИСТОРИЕЙ, лучше личной.
▫️ Однажды мой сын спросил меня...
▫️ Когда я сам заканчивал школу, со мной произошло...
Желаю вам хороших убедительных текстов! ❤️
И помните, ваш ЛАЙК — спонсор хороших историй и полезных постов!