3.
В СССР Клаудио Вилла пел в Москве в театре Эрмитаж, в концертном зале имени Чайковского, в Ленинграде, в том числе, в известном концертном зале «У Финляндского вокзала».
Журнал «Советский цирк» за июнь 1966 года в статье «Встреча с Клаудио Вилла» сообщает:
В июне любители эстрадного искусства снова встретятся с Клаудио Вилла, о котором уже рассказывалось в журнале. На этот раз известный итальянский певец выступит в Москве, Ленинграде и городах-курортах.
В СССР снимается музыкальный фильм «Поет Клаудио Вилла. Фильм-концерт». Артист поет песни современных композиторов, в том числе и свои, на собственные стихи.
Марина. Музыка Рокко Граната. Поет Клаудио Вилла.
Московские музыканты с уважением рассказывали: «Как вы думаете, кого популярный итальянец привез с собой в Москву на гастроли? Любовницу, жену, друзей, поклонников?.. – Нет! Он привез с собой в СССР маму!!» Маме Ульпии Вилла был обязан всей своей карьерой, мама верила в него с детства, и он не обманул ее ожиданий! Рядом с мамой он нашел и свое последнее пристанище!
Голос и талант Клаудио Виллы позволяли ему петь все или почти все. Конечно, его любовью была именно итальянская песня.
Скажите, девушки. Музыка Р. Фальво. Поет Клаудио Вилла.
Начнем с классики: «О, мое солнце» он записал на диски десятки раз, «Вернись в Сорренто», «Скажите девушки», «Катари», «Гранада» – одна из его вершин, «Страсть» Тальяфери в его исполнении это – действительно Страсть, нежная и мятущаяся, «Санта Лючия», «Вернись», «Мне не забыть тебя», «Майский вечер» и так далее …
Он потрясающе пел песни современных ему итальянских композиторов – Чезаре Биксио, Марио Руччионе, Умберто Бинди и многочисленных авторов, которые специально для него писали в Сан-Ремо. Нужно не забыть обширный репертуар Карло Бути, который Вилла переделал, обработал для себя. Один пример – Принц записал песню Ч. Биксио «Solo per te, Lucia» («Все для тебя, Лючия»). Этот шедевр композитора пели и записали почти все великие – от М. Магомаева и Г. Отса до Лючано Тайоли и Лючано Паварротти. Но никто (кощунство?), даже Великий Б. Джильи, не спел эту песню так, как Клаудио Вилла!
Опять же, разные энциклопедии и справочники укажут количество песен в репертуаре певца от 300 до 3.000. Вероятно, точному подсчету не поддается. Один из итальянских сайтов сообщает:
За свою карьеру он записал 3.200 песен и продал более 42 миллионов пластинок.
Ясно одно – много, очень много!
Маленький Принц в различных радио и телепередачах пел, и с большим успехом, арии из опер. Он пел Каварадосси из «Тоски» и Калафа из «Турандот» Дж. Пуччини, пел Неморино из «Любовного напитка» Г. Доницетти, с великой Магдой Оливеро пел дуэт из оперы «Друг Фриц» П. Масканьи на телевидении. Оливеро, кстати, смерила взглядом Виллу с головы до ног и засмеялась – дескать, ну и рост!
Раздраженный Принц схватил небольшой деревянный подиум и встал на него, чтобы сравняться ростом с примадонной. Шутки шутками, как говорится, но …
Он потрясающе пел трагическое ариозо Канио «Смейся, Паяц». А там, простите, нужен Голос, там надо Спеть, там ни за что не спрячешься – ни за хор, ни за оркестр, там надо передать безумное горе обманутого любящего мужа! И Вилла пел со всеми надлежащими темпами и нюансами, сверкая верхними нотами!!
Пел он и арии из оперетт.
Поклонники и фанаты говорили:
Все единодушны в оценке качества голоса нашего Принца. Он мог бы быть отличным оперным лирическим тенором, но путь, выбранный им, был не так уж плох!
Назовите хотя бы одного из сотен лауреатов Сан-Ремо, кто мог бы убедительно спеть ариозо Канио «Смейся, Паяц»! Может быть, Аль Бано? Может быть …
После фестиваля в Сан-Ремо 1957 года в прессе случился один из многочисленных скандалов. Вилла опубликовал в одном из популярных еженедельников «Улыбки и песни ТВ» статью «Слово на пьедестале», где писал:
Я достиг высших эшелонов популярности, я попытался наклониться с вершины пьедестала, чтобы осмотреться и заглянуть в глаза этих романтичных молодых девушек, которые трепещут перед моими фотографиями. Я хочу, чтобы за этим аппаратом, моим певческим голосом, все увидели человека, который любит, страдает и борется ...
Критики ругали певца за его самонадеянность, в газетах в те дни бушевали такие страсти, разразилась такая ожесточенная полемика между обвинителями и защитниками артиста, что главный редактор издания обратился за помощью в Правительство, в Министерство почты и телекоммуникаций!
В защиту певца выступил даже один из известнейших итальянских режиссеров Пьеро Паоло Пазолини.
В начале 1960-х годов вкусы публики постепенно начинают меняться. Молодежь увлекается роком, мелодия в итальянской современной музыке теряет свое первостепенное значение. Клаудио Вилла постоянно выступает в прессе и на сцене в защиту традиционных ценностей, ожесточенно сопротивляется новым модным течениям. Его демарши делают его звездой многочисленных скандалов, споров и конфронтаций во время песенных конкурсов и фестивалей. Критики подливают масла в огонь – Виллу сравнивают с молодыми певцами, он ввязывается в открытые дискуссии с творческой молодежью на телевидении и в концертных залах, делает это горячо, искренне, порой, чрезмерно увлекаясь. Но всегда высоко несет знамя традиционного искусства итальянской песни.
1967 год, Сан-Ремо. В очередном конкурсе принимало участие 30 песен. Каждую представляли по два исполнителя или коллектива. В финал вышло 14 произведений. Уже по сложившейся традиции в фестивале участвовало довольно много зарубежных исполнителей «с именем». Это неоднократный лидер английских хит-парадов Конни Френсис, популярнейшая француженка Далида, дуэт Шер и Сони (Шер также пела и соло), группа Холли и первый исполнитель из-за железного занавеса – Анна Герман.
Победу одержала фантастически красивая песня «Не думай обо мне», которую спели Клаудио Вилла (это была его последняя, четвертая победа в конкурсах Сан-Ремо, в которых он участвовал) и Ива Дзаникки.
Non pensare a me. (Не думай обо мне). Финал Сан-Ремо 1967. Поет Клаудио Вилла.
1970-е принесли новые сложности и разочарования. Спрос на концертные выступления Клаудио Виллы падает, ему сложно, да он и сам не хочет приспосабливаться к новым вкусам публики. Он пережил непростые времена, а из-за своего упрямого характера умудрился перессориться со многими друзьями.
В апреле 1972 года он соглашается участвовать в концертном туре «Встречи лета», который должен был являться центральным моментом в противостоянии между ним и Адриано Челентано.
Но их сосуществование сразу становится невыносимым, каждый
старается потеснить и уязвить друг друга, Челентано часто просто не появляется на сцене. Вилла сразу комментирует это в печати:
Он не появляется на сцене, но это не имеет значения, потому что зрителя в зале все равно нет, даже возвратить в кассу билеты на него некому!
Чтобы занять себя, он много работает на радио и телевидении.
На телевидении его поддержала Габриэлла Ферри, итальянская певица и телезвезда. Тоже коренная римлянка, она с 1965 года выступала на римских сценах с популярными песнями. В 1970 году Г. Ферри снялась в нескольких популярных телевизионных шоу. Вместе с Клаудио они стали ведущими цикла телепередач, рассказывающих об истории итальянской римской песни. А римская песня – это разговор отдельный. Весь мир знает и поет популярнейшую «Arrivederci, Roma». Существует огромное количество песен, воспевающих как Рим целиком, так и каждую его улицу в отдельности. Только знаменитому Фонтану ди Треви посвящено несколько прекрасных песен. А чудесные «Улицы Рима», очаровательный «Старый Рим», дивная «Римская баркарола», фантастический «Рим вдалеке» – поэзия, красота!!
В 1976 году певец вместе со своим любимым сыном Мауро открыл частную радиостанцию, и много лет сам вел передачу «Socialmente con Claudio Villa» – «Дома с Клаудио Вилла».