367 подписчиков

Не в бардаке дело. О неудаче немцев со снабжением по воздуху окружённой под Сталинградом армии

3,2K прочитали

Недавно в тырнете появилась статья "Одна из загадок «воздушного моста» до Паулюса". Статья бодрая, с довольно заходным посылом (что подтверждается тем, что эту статью поместили у себя много сайтов и блогов). Но человек хотя бы немного знакомый с темой сразу заметит, что продвигать такой посыл можно только через умолчания реальных факторов, даже можно сказать, через искажение реальной картины произошедшего, чуть ли не на грани передержек.

Немецкий Ю-52 над аэродромом в сталинградском котле
Немецкий Ю-52 над аэродромом в сталинградском котле

Тезисы статьи: немцы привлекли аж 540 бомберов Не-111 к воздушному снабжению своей окружённой под Сталинградом армии. Учтено 2566 вылетов совершённых Хейнкелями в котёл. Поделив количество вылетов на количество Хейнкелей получим 5 вылетов за 2 месяца. А ведь немецкие ВВС в известные операции совершали по 5-6 вылетов в день на самолёт. А отдельный чемпион Рудель и по дюжине вылетов день за днём делал (так что три Руделя могли 2500 вылетов за месяц сделать (этого в статье не было, это я от себя)).

Ну и вывод, объясняющий такие малые результаты, в духе: что, мол, ничто человеческое не чуждо и немцам. Они, как и кое-кто другие, тоже могут предаваться бардаку и прохлаждаться – именно в тот момент, когда высшее начальство требует именно отчаянно потеть от повышенных нагрузок. Нет, по отчётам с мест там развивают запредельно-титанические усилия, так что заслуживают вагон орденов. Но в какой-то момент начальство спохватывается: а где, собственно результат ? Затевается проверка и оказывается, что там, на местах, надо раздавать не ордена, а места на кукане.

Не-111 на боевом вылете
Не-111 на боевом вылете

А теперь критика "загадочной" статьи. Количество Хейнкелей, привлечённых немцами на авиамост, преувеличено почти в три раза. Соответственно, если делить вылеты, то получается 13 с гаком на самолёт. К тому же, Хейнкели немецкое командование отвлекало во время транспортной операции и на их прямые обязанности - возить и кидать бомбы.

Примеры же высокой производительности немецкой авиации относятся, во-первых, к лету. Во-вторых, это операции, к которым немцы имели возможность продолжительно и полно подготовиться. В-третьих, летать там было недалеко (а значит и недолго) – от прифронтовых аэродромов до линии фронта.

Под Сталинградом было всё иначе. Необходимость операции по снабжению окружённых войск возникла внезапно. Развернуть большую авиагруппировку со всем полагающимся техническим обслуживанием немцы мгновенно не могли. Тем более, что по суровости зимнего степного климата тех.обслуживание требовалось повышенное.

Зима на немецких аэродромах в России
Зима на немецких аэродромах в России

Недавно в тырнете появилась статья "Одна из загадок «воздушного моста» до Паулюса".-4

И, главное, в статье полностью промалчивается то, что немцы несли большие потери. Именно это главным образом объясняет малое количество вылетов. То есть, всего 13 вылетов (не считая боевых) на Хейнкель – это не от того, что немцы тоже умели в бардак, расслабляться-прохлаждаться и т.п. Это значит, что в среднем, самолёт успевал сделать 13 вылетов, после чего немцы его теряли.

Их сбивали. Тут день на день не приходится. Бывало, немцы совершали массу вылетов – и не теряли ни одного самолёта. А бывало, наши зенитки, истребители и даже штурмовики основательно прореживали стаи летящих немецких транспортников.

Их уничтожали на аэродромах. Например, в отчёте о тацинском рейде командование нашего танкового корпуса заявило об уничтожении трёхсот вражеских самолётов. Танкисты, видимо, несколько преувеличили. Ну или за танкистов преувеличило Совинформбюро. Немцы заявляют, что преувеличено раз в 5, но верить их фашистскому слову тоже не научный подход. Часть немецких самолётов в Тацинской наши танки разбили в эшелонах – немцы привезли их по ж/д, но разгрузить не успели. Эти самолёты были потеряны, не успев и одного вылета сделать.

Участники Тацинского рейда
Участники Тацинского рейда
Памятник рейду
Памятник рейду
Операция "Уран" (наступление на среднем Дону), отодвинувшее немецкие аэродромы далеко от окружённых. На карте есть схема немецкого авиамоста и особо отмечен Тацинский рейд
Операция "Уран" (наступление на среднем Дону), отодвинувшее немецкие аэродромы далеко от окружённых. На карте есть схема немецкого авиамоста и особо отмечен Тацинский рейд

И наши войска быстро отодвинули линию фронта. Вначале от немецких аэродромов до окруженцев было порядка 100 км, где-то даже меньше. Но как только немцы собрали значительную транспортную авиагруппировку, так аэродромы пришлось отодвинуть на более 300 км от Паулюса. Тут уж больше вылета в день не сделать. Из-за суровой погоды многие самолёты оказывались повреждены - их потом пришлось бросить на оставленных аэродромах.

Сталинградская операция похоронила не только армию сухопутных, но и большую авиационную армию немцев (по, возможно, неполным данным немцы привлекли к транспортной операции 550 самолётов, 500 из них потеряли). Особенно радует, что это не только транспортники, но и множество бомберов (из 190 привлечённых Хейнкелей немцы потеряли 170. Может было и больше, может, чего-то немцы недоучли. Но вряд ли в разы).

Брошенная немецкая авиатехника на оставленном аэродроме. Хейнкели справа
Брошенная немецкая авиатехника на оставленном аэродроме. Хейнкели справа

Так что, главная причина малого количества вылетов (а, значит, срыва немецкой операции по снабжению окружённой армии) - это противодействие советской стороны. Это противодействие могло быть продуманней и эффективнее. Но тут уж, какое было – оно и такое нанесло немцам серьёзные потери. Ну и суровый российский климат- тоже причина. А не какое-то, там, феерическое разгиздяйство немецких авиаторов и полный барядак в немецких авиавойсках. Автор статьи ещё придумал бы какую-нибудь ячейку немецкого сопротивления, эффективно посаботажившего в нашу пользу.

Впрочем, в работе Заблотского и Ларинцева, на которых ссылается автор статьи, как на источник своего вдохновения, всё, как оказалось, подробно расписано – и про потери и про климат.

Ну а теперь альтернативы. Нашей альтернативой была бы тактически продуманная и начатая сразу воздушная блокада окружённой немецкой армии. То есть, быстро организовать на это дело истребители и зенитки, не дожидаясь пока дело сделают климат и танки. Но возможности советской стороны всё же были ограничены недостатком ресурсов.

Немецкой альтернативой могло быть бы это:

Недавно в тырнете появилась статья "Одна из загадок «воздушного моста» до Паулюса".-9

Ю-252, разработанный на замену Ю-52, основному немецком транспортнику. Ю-252 поднимал почти в три раза больший груз, летел на 150 км/ч быстрее, был лучше защищён и просто прочнее. К зиме 1942/43 гг. немцы могли бы произвести эти самолёты в товарном количестве. И под Сталинградом у немцев не было бы необходимости собирать огромную разношёрстную авиагруппировку, требующую неподъёмных объёмов тех.обслуживания. На авиамост, на снабжение окружённой армии в достаточном объёме, хватило бы сотни Ю-252.

Но, увы для рейха, он не был настолько богат, чтобы производить такую машину. На её крупносерийный выпуск не хватало ресурсов. Поэтому, немцы продолжали клепать и использовать Ю-52 – плохонький, но не требующий в своём производстве дефицитных военных материалов.