2,7K подписчиков

Тунгусские божества.

230 прочитали

О эвенкийских (тунгусских) богах «Малю» и о злых духах «Ходемани»собрано достаточно много материалов.
Культуру, быт, традиции и верования тунгусов изучали Д.Г. Мессершмидт, П.С. Паллас, В. Штёцнер, С.П. Крашенинников, Г.Ф. Миллер и многие другие исследователи.
Полный круг деревянных богов тунгусов «Малю», состоит из главного бога «Мани», имеющего девять голов, его помощника, солдата и еще десяти фигур. Эти фигуры изображают: птицу, солнце, луну, звезду, змею, черепаху, половину солдата, голову солдата и лешего. Этот полный круг богов видит всюду, куда бы ни попал человек, – все, что бы он ни делал. Так, например, птица видит, что человек делает в воздухе, черепаха – в воде, змея – между скал, леший – в лесу.
Рты всех богов запачканы кровью животных, которых приносят в жертву им их хозяева.
Согласно тунгусским поверьям, человек заболевает тогда, когда он не дает есть богу. Если человек заболел, то призывают шамана, и последний спрашивает у бога, какую жертву надо ему принести, чтобы человек поправился. Шаман надевает костюм и два раза бьет в барабан. Затем ожидают, чтобы шаман впал в транс. Если транса не получается, то бьют в барабан еще раз. Если и на этот раз шаман не впадает в транс, то зовут другого шамана, третьего и так далее покане не получиться войти в искомое состояние.
У каждого человека имеется свой особый бог – «Када-бурхан». И вот, когда шаман впал в транс, его Када-бурхан начинает вести переговоры с Када-бурханом больного, и спрашивает, какую жертву надо принести для того, чтобы заболевший выздоровел. Когда торг между двумя Када-бурханами состоялся, Када-бурхан шамана говорит последнему, что требует Када-бурхан больного. В зависимости от степени болезни, требуется корова, свинья, косуля, овца, курица.
Действует принцип магии «Жизнь за жизнь», так называемый закон равновесия.

О эвенкийских (тунгусских) богах «Малю» и о злых духах «Ходемани»собрано достаточно много материалов.
Культуру, быт, традиции и верования тунгусов изучали Д.Г. Мессершмидт, П.С. Паллас, В. Штёцнер, С.

Когда становится известно, что требуется богу для удовлетворения его аппетита, близкие заболевшего, вместе с шаманом, становятся на колени и торжественно обещают богу принести ему просимую жертву лишь только тогда, когда больной совсем оправится от болезни. Но и в этом случае они оказываются не так просты, как это кажется на первый взгляд. Когда больной совсем оправился от болезни, они закалывают нужное животное и приносят бурхану в жертву только «рожки да ножки», а именно: вырезывают у животного глаза, уши, нос и копыта и подвешивают их возле изображения бога, а рот мажут кровью животного, принесенного ему в жертву. Мясо же тунгусы съедают сами.
Для каждого места, угла, косяка у них имеется свой бог. В лесу имеются особые боги, которые лежат и висят на деревьях, завернутые в бересту. В каждой такой бересте находится по два бога, женщина и мужчина, одетые в кожаные костюмы. Сильно распространена среди тунгусов и вера в богов-чертей – «Сюргуль», живущих в лесу. По их поверью, каждый Сюргуль величиной с большие ворота, и может сразу проглотить целую лошадь.
Существует легенда, что на Аргуне некий старик проезжал вечером через лес, к нему на спину прыгнул Сюргуль. Старик не растерялся и, перекинув через плечо свой ремень, крепко привязал Сюргуля к себе и поскакал вместе с ним в деревню. Когда же забрезжил рассвет, Сюргуль стал умолять старика отпустить его, так как ему, по времени, уже надо быть в лесу. Однако старик был неумолим. Затем, когда взошло солнце, старик почувствовал, что Сюргуль как бы совсем затих и одеревенел. Когда, по приезде в деревню, старик развязал пояс, на землю повалилось бревно, в которое превратился Сюргуль. Когда же это бревно было разрублено пополам, то из середины его полилась кровь. Обе половинки бревна были брошены в огонь, где они еще долгое время шевелились, как живые, пока не сгорели.
Кроме перечисленных злых и добрых богов, имеется еще злой бог Ходемани – огромного роста, который живет всегда за морем. Этот бог Ходемани живет за морем, и все знает о жизни людей от ласточек, которые живут в палатках тунгусов, каждую осень улетают за море, и все рассказывают о жизни людей Ходемани.
Когда становится известно, что требуется богу для удовлетворения его аппетита, близкие заболевшего, вместе с шаманом, становятся на колени и торжественно обещают богу принести ему просимую жертву лишь только тогда, когда больной совсем оправится от болезни. Но и в этом случае они оказываются не так просты, как это кажется на первый взгляд. Когда больной совсем оправился от болезни, они закалывают нужное животное и приносят бурхану в жертву только «рожки да ножки», а именно: вырезывают у животного глаза, уши, нос и копыта и подвешивают их возле изображения бога, а рот мажут кровью животного, принесенного ему в жертву. Мясо же тунгусы съедают сами.
Для каждого места, угла, косяка у них имеется свой бог. В лесу имеются особые боги, которые лежат и висят на деревьях, завернутые в бересту. В каждой такой бересте находится по два бога, женщина и мужчина, одетые в кожаные костюмы. Сильно распространена среди тунгусов и вера в богов-чертей – «Сюргуль», живущих в лесу. По их поверью, каждый Сюргуль величиной с большие ворота, и может сразу проглотить целую лошадь.
Существует легенда, что на Аргуне некий старик проезжал вечером через лес, к нему на спину прыгнул Сюргуль. Старик не растерялся и, перекинув через плечо свой ремень, крепко привязал Сюргуля к себе и поскакал вместе с ним в деревню. Когда же забрезжил рассвет, Сюргуль стал умолять старика отпустить его, так как ему, по времени, уже надо быть в лесу. Однако старик был неумолим. Затем, когда взошло солнце, старик почувствовал, что Сюргуль как бы совсем затих и одеревенел. Когда, по приезде в деревню, старик развязал пояс, на землю повалилось бревно, в которое превратился Сюргуль. Когда же это бревно было разрублено пополам, то из середины его полилась кровь. Обе половинки бревна были брошены в огонь, где они еще долгое время шевелились, как живые, пока не сгорели.
Кроме перечисленных злых и добрых богов, имеется еще злой бог Ходемани – огромного роста, который живет всегда за морем. Этот бог Ходемани живет за морем, и все знает о жизни людей от ласточек, которые живут в палатках тунгусов, каждую осень улетают за море, и все рассказывают о жизни людей Ходемани.
Когда становится известно, что требуется богу для удовлетворения его аппетита, близкие заболевшего, вместе с шаманом, становятся на колени и торжественно обещают богу принести ему просимую жертву лишь только тогда, когда больной совсем оправится от болезни. Но и в этом случае они оказываются не так просты, как это кажется на первый взгляд. Когда больной совсем оправился от болезни, они закалывают нужное животное и приносят бурхану в жертву только «рожки да ножки», а именно: вырезывают у животного глаза, уши, нос и копыта и подвешивают их возле изображения бога, а рот мажут кровью животного, принесенного ему в жертву. Мясо же тунгусы съедают сами.
Для каждого места, угла, косяка у них имеется свой бог. В лесу имеются особые боги, которые лежат и висят на деревьях, завернутые в бересту. В каждой такой бересте находится по два бога, женщина и мужчина, одетые в кожаные костюмы. Сильно распространена среди тунгусов и вера в богов-чертей – «Сюргуль», живущих в лесу. По их поверью, каждый Сюргуль величиной с большие ворота, и может сразу проглотить целую лошадь.
Существует легенда, что на Аргуне некий старик проезжал вечером через лес, к нему на спину прыгнул Сюргуль. Старик не растерялся и, перекинув через плечо свой ремень, крепко привязал Сюргуля к себе и поскакал вместе с ним в деревню. Когда же забрезжил рассвет, Сюргуль стал умолять старика отпустить его, так как ему, по времени, уже надо быть в лесу. Однако старик был неумолим. Затем, когда взошло солнце, старик почувствовал, что Сюргуль как бы совсем затих и одеревенел. Когда, по приезде в деревню, старик развязал пояс, на землю повалилось бревно, в которое превратился Сюргуль. Когда же это бревно было разрублено пополам, то из середины его полилась кровь. Обе половинки бревна были брошены в огонь, где они еще долгое время шевелились, как живые, пока не сгорели.
Кроме перечисленных злых и добрых богов, имеется еще злой бог Ходемани – огромного роста, который живет всегда за морем. Этот бог Ходемани живет за морем, и все знает о жизни людей от ласточек, которые живут в палатках тунгусов, каждую осень улетают за море, и все рассказывают о жизни людей Ходемани.
Последний очень любит есть живых людей, но не может перейти через море, так как у него в животе имеется большая дыра и едва он попадает в море, как дыра эта начинает наполняться водой и он, из боязни утонуть, возвращается обратно. Богов и легенд о богах у эвенков очень много, ограничимся перечисленными.
Легенды о богах эвенков в нашей группе в ВК:
https://vk.com/pamyatdaurii?w=wall-183133593_539
https://vk.com/pamyatdaurii?w=wall-183133593_517
https://vk.com/pamyatdaurii?w=wall-183133593_519
https://vk.com/pamyatdaurii?w=wall-183133593_521
https://vk.com/pamyatdaurii?w=wall-183133593_527
https://vk.com/pamyatdaurii?w=wall-183133593_528
https://vk.com/pamyatdaurii?w=wall-183133593_529

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь в социальных сетях.