Средний срок службы тормозных колодок дискового механизма – 40 000 км, а барабанного – 80 000 км. Однако на ресурс сильно влияют условия эксплуатации и конструктивных особенностей автомобиля, поэтому менять деталь рекомендуется не по пробегу, а в зависимости от остаточной толщины фрикционных накладок. Как определить степень износа и подобрать хорошие тормозные колодки среди аналогов – читайте ниже.
Как определить, что нужно менять тормозные колодки
Типичные симптомы критического износа тормозных колодок:
- скрип, скрежет или вибрации при нажатии на педаль тормоза;
- снижение эффективности торможения;
- падение уровня тормозной жидкости в бачке;
- налет или неровности на рабочей поверхности тормозных дисков.
Аналогичные симптомы могут указывать и на другие неисправности.
На современных моделях колодки оснащаются электрическими и механическими индикаторами износа. Последние также называют «скрипунами» – при снижении толщины накладки до определенного значения, они касаются поверхности тормозного диска и издают сильный скрип. Электрические или контактные индикаторы передают сигнал на контроллер, который оповещает водителя о необходимости замены колодок с помощью информационного сообщения или индикации на приборке.
Остаточная толщина фрикционной накладки тормозной колодки, при которой она подлежит замене, определяется производителем. К примеру, для большинства моделей группы VAG это значение составляет 3 мм для передних и 2 мм для задних. Однако при его достижении износ считается 100-процентным, поэтому лучше менять деталь заранее, когда накладка хотя бы одной колодки сотрется до 4-5 мм.
Тормозные колодки незамедлительно меняются:
- при отслоении фрикционной накладки от основания;
- при появлении на рабочей поверхности трещин, сколов и других значительных дефектов;
- в случае неравномерного износа накладки с разных сторон из-за перекоса.
Тормозные колодки на одной оси всегда меняют только комплектом, даже при разной толщине накладок. Кстати, неравномерный износ – это повод для проверки состояния направляющих, цилиндров и прокачки жидкости в тормозной системе.
Как подобрать тормозные колодки для замены
Для большинства моделей помимо тормозных колодок, которыми комплектуется автомобиль на заводе, существует широкий ассортимент аналогов, не уступающих, а порой и превосходящих оригинальные детали по сроку службе и эффективности. При выборе последних важно проверять совместимость размеров и учитывать динамические характеристики изделий, рассчитанных на эксплуатацию в разных условиях.
По составу тормозные колодки делятся на три типа:
- Полуметаллические.
- Низкометаллические.
- Органические.
Фрикционные наладки полуметаллических тормозных колодок на 65% состоят из металла, преимущественно меди и железа, что обеспечивает им длительный срок службы и высокую стойкость к перегреву. Однако есть и минус – жесткие накладки быстро «съедают» тормозные диски.
Содержание металлов в накладках низкометаллических колодок составляет не более 35%. За счет этого они не так быстро изнашивают тормозные диски, однако сами стираются быстрее и при износе образуют темный налет, который оседает на колесных дисках.
В состав накладок органических тормозных колодок входят преимущественно стекло, кевлар, керамика и другие неметаллические материалы. Металла в них содержится не более 20%. Колодки этого типа почти не пылят и обеспечивают эффективное торможение в обычных условиях, но при активном езде и перегреве их свойства ухудшаются.
Основным параметром, характеризующим свойства тормозных колодок, является коэффициент трения. Его значение зашифровано в двухбуквенной маркировке, которая обычно имеется на упаковке. Первая буква обозначает среднее значение коэффициента при температуре 90-205 °С, а вторая – усредненное значение при значительном перегреве.
Оптимальным является значение коэффициента от 0,35 до 0,55. Так как в процессе гражданской эксплуатации колодки редко достигают температуры свыше 300 °С, поэтому в большинстве случаев оптимальным вариантом будут колодки типа FF и FG. Любители активной езды, перемещающимся преимущественно по высокоскоростным трассам и в гористой местности, могут установить изделия с маркировкой FH и GH. А тем, кто ездит без резких разгонов и торможений преимущественно по городу, подойдут колодки EE или FE.
Если у вас возникли сложности при выборе тормозных колодок на замену оригинальным деталям, которые значительно подорожали или исчезли из продажи – обращайтесь к специалистам АТЦ «Яуза Моторс». Они с удовольствием подберут совместимые запчасти для вашего автомобиля.