515 подписчиков

15 культовых кресел на все времена: как инвестировать в дизайн и не пожалеть

В мире дизайна уже давно сложился свой предметный Пантеон. В нем вещи, которые оказались не просто функциональными и красивыми, но знаковыми для своей эпохи. Они уместны и в частных пространствах (гостиной, спальне, кабинете), и в общественных.

Если вы только начинаете инвестировать в мебель, и не знаете, с чего начать — любой объект из этого списка станет верным шагом.

1. КРЕСЛО WASSILY, ДИЗ. МАРСЕЛЬ БРОЙЕР. 1925

Wassily, диз. Марсель Бройер, создано в 1925 году. Knoll.
Wassily, диз. Марсель Бройер, создано в 1925 году. Knoll.

Кресло B3 создано в 1925 году, сейчас производится фирмой Knoll под более поздним названием. Его автор, Марсель Бройер — лидер функционализма, один из самых известных архитекторов и дизайнеров-модернистов, разработавших так называемый «интернациональный стиль». В 1925 году он создает стул B3 из стальных трубок, применив в мебели ту же технологию, что и при создании велосипедного руля.

Снова гнутые стальные трубки, характерные для разработок школы Баухауз, на этот раз в сочетании с плотными тканевыми ремешками. Позднее холст был заменен кожей. Согласно распространенному мифу, свое название стул получил в честь основателя абстракционизма Василия Кандинского, который был одним из преподавателей Бройера в Баухаузе. Но первоначальное название было «Model B3 Chair», а «Василием» стул начали называть только в 1960-х.

Wassily, диз. Марсель Бройер, создано в 1925 году. Knoll.
Wassily, диз. Марсель Бройер, создано в 1925 году. Knoll.

Стул, позже названный в честь художника Василия Кандинского Wassily, дал толчок к проектированию из стальных трубок всего на свете: от шезлонгов до стеллажей, столиков и кроватей. Эти предметы стали ассоциироваться с мебельными достижениями Баухауса. Их стали выпускать огромными тиражами: они лучше всего соответствовали духу времени — были экономичными, нравились своей четкой концепцией.

2. Кресло LC3, диз. Ле Корбюзье, Пьера Жаннере, Шарлотты Перриан, 1928

Кресло LC3 по дизайну Ле Корбюзье, Шарлотты Перриан и Пьера Жаннере, создано в 1928 году, сейчас производится Cassina
Кресло LC3 по дизайну Ле Корбюзье, Шарлотты Перриан и Пьера Жаннере, создано в 1928 году, сейчас производится Cassina

Кресло LC3 стало частью мебельной революции, совершенной Ле Корбюзье, Пьером Жаннере и Шарлоттой Перриан: оно известно как версия модернистского клубного кресла. Архитекторы не просто вынесли каркас как «корзину для подушек» — они выполнили его из стальных трубок. Им было важно найти возможность выразить свое понимание новой универсальной роскоши, которая была бы понятна всем.

Кресло LC3 по дизайну Ле Корбюзье, Шарлотты Перриан и Пьера Жаннере, создано в 1928 году, сейчас производится Cassina
Кресло LC3 по дизайну Ле Корбюзье, Шарлотты Перриан и Пьера Жаннере, создано в 1928 году, сейчас производится Cassina

Кресло впервые было показано на выставке Salon d’Automne в 1929 году и произвело фурор. Оно также известно под именем Le Grand Confort Armchair («Кресло повышенной комфортности», иногда два названия используют вместе). Промышленный выпуск кресла инициировала Хейди Вебер, коллекционер и поклонница Ле Корбюзье из Швейцарии. Итальянская компания Cassina подхватила эстафету в 1965 году. Сейчас выпускаются и классические, и цветные версии культового кресла.

3. Кресло Barcelona, диз. Людвиг Мис ван дер Роэ. 1929

Barcelona, 1929. Knoll
Barcelona, 1929. Knoll

Barcelona, 1929. Knoll
Barcelona, 1929. Knoll

Людвига Миса ван дер Роэ называют самым влиятельным архитектором ХХ века. Его проекты и общее мировоззрение определило то, как выглядят современные города сегодня. «Меньше — значит больше» — принцип, сформулированный Мисом ван дер Роэ, надолго овладел умами всех архитекторов.

В 1929 году Мис ван дер Роэ спроектировал павильон Германии для Международной выставки в Барселоне — настоящий шедевр из стали, оникса, травертина и стекла. Архитектор отказался от декора, а интерьер объединил с окружающим ландшафтом. Зная, что павильон посетит король Испании Альфонсо XII с супругой, Мис ван дер Роэ разработал вариант модернистских тронов — так появились кресла Barcelona, которые потом стала выпускать американская компания Knoll.
4. Кресло B.K.F., диз. Антонио Бонет, Хуан Курчан, Хорхе Феррари Хардой, 1938

B.K.F. chair назван по первым буквам фамилий авторов: Антонио Бонета, Хуана Курчана, Хорхе Феррари Хардоя. Чаще встречается под именем Hardoy Butterfly. Был создан в 1938 году, сейчас производится Knoll
B.K.F. chair назван по первым буквам фамилий авторов: Антонио Бонета, Хуана Курчана, Хорхе Феррари Хардоя. Чаще встречается под именем Hardoy Butterfly. Был создан в 1938 году, сейчас производится Knoll

Это кресло, которое находится в коллекции нью-йоркского Музея современного искусства, в разных местах и в разные годы называлось по-разному. Первое имя — B.K.F. chair — по первым буквам фамилий авторов: Антонио Бонета, Хуана Курчана, Хорхе Феррари Хардоя. Иногда перевешивает авторство Хардоя, и кресло превращается в Hardoy Сhair — это второе имя. Кожаный чехол, надетый на металлические стержни, напоминает крылья бабочки: третье название Butterfly Chair стало самым распространенным.

Походный дух, кожа, ремни, привлекли внимание любителей поохотиться в Западной Африке, поэтому «бабочка» превратилась в Safari Chair и т.д. Два первых экземпляра B.K.F. уехали в культовый «Дом у водопада», построенный Фрэнком Ллойдом Райтом для Эдгара Кауфманна Младшего недалеко от Питтсбурга. В конце 1940-х годов авторские права на производство кресла на территории США выкупила компания Knoll Associates.

5. Стул Eames DAW, Чарльз и Рэй Имз

Eames Chair Чарльзом и Рэй Имз в 1951 году
Eames Chair Чарльзом и Рэй Имз в 1951 году

Eames Chair известен тем, что стал первым пластиковым стулом, запущенным в массовое производство. Он был разработан Чарльзом и Рэй Имз в 1951 году, и с тех пор считается культовым предметом мебели. Органическая форма сиденья повторяет форму тела, высокопрочный пластик выдерживает различные условия, а стильный вид сочетается с недорогим производством. Сегодня стул выпускается с деревянными и металлическими ножками в самых различных цветах.

6. Кресло Diamond, диз. Гарри Бертойя. 1952

Diamond, диз. Гарри Бертойя, 1952. Knol
Diamond, диз. Гарри Бертойя, 1952. Knol

Американская компания Knoll — бренд с 78-летним портфолио. В нем — передовая дизайнерская мебель. Knoll издает шедевры Мис ван дер Роэ, Бройер, Сааринена, Альбини, Ауленти, Кастильони, Гери и т.д. Кресло Diamond по дизайну Гарри Бертойя создано в 1952 году, оно стало результатом многолетней художественной практики скульптора. «Больше всего в предметах я стремлюсь к легкости, возможности двигаться и менять положение тела в них, удобство и способность вещи органично вписываться в пространство. При этом соответствие пропорциям человеческого тела остается одним из важнейших критериев, когда я работаю над дизайном.

Удобный стул я бы сравнил с хорошо сидящим пальто: вы просто не чувствуете, что оно на вас надето. Оно достаточно легкое, в нем не тесно, в нем легко двигаться», — говорил Бертойя о своем методе. Бертойя обратился к экспериментам с ацетиленовой горелкой. Этот способ обработки материалов позволил по-новому воздействовать на различные металлические сплавы и пластик, и получать при этом легкие формы.

7. Кресло Lounge Chair, диз. Чарльза и Рэй Имз, 1956.

Кресло Lounge Chair, диз. Чарльза и Рэй Имз, 1956. Сейчас кресло выпускается в нескольких цветовых вариантах: черном, двух видах коричневого и белом, под брендами Herman Miller и Vitra
Кресло Lounge Chair, диз. Чарльза и Рэй Имз, 1956. Сейчас кресло выпускается в нескольких цветовых вариантах: черном, двух видах коричневого и белом, под брендами Herman Miller и Vitra

Lounge Chair Чарльза и Рэй Имзов украшает кабинеты и гостиные, виллы и маленькие квартиры. Первые модели, американских дизайнеров, имевшие колоссальный успех, назывались ECW (Eames Chair Wood, другие названия: DCW, LCW). Имзы стремились к созданию нового типа клубного английского кресла с помощью технологий, освоенных ими еще в ходе Второй мировой войны: они делали шины из гнутой фанеры для раненых армейцев, и хотели применить тот же способ в мебельном производстве.

Кресло Lounge Chair, диз. Чарльза и Рэй Имз, 1956.
Кресло Lounge Chair, диз. Чарльза и Рэй Имз, 1956.

Эксперименты над креслом велись несколько лет — только подлокотников было создано 13 вариантов. Основа кресла была из алюминия. Чарльз и Рэй Имзы хотели, чтобы кресло 670/671 (под таким номером оно было запущено в промышленное производство) имело вид хорошо потрепанной бейсбольной перчатки. Это относилось к качеству и внешнему виду кожи — она должна была выглядеть «вечной». В итоге кожа, которую применяют для обивки этой модели, имеет все свойства материала «бессрочного использования», поскольку на стадии окрашивания она пропитывается достаточным количеством масла, позволяющим поддерживать и сам цвет, и эластичность материала, и его устойчивость к различным воздействиям.

7. Кресло Egg, диз. Арне Якобсен, 1958

Кресло Egg, диз. Арне Якобсена создано в 1958 году, производится Frits Hansen
Кресло Egg, диз. Арне Якобсена создано в 1958 году, производится Frits Hansen

Кресло Egg в ряду с другими предметами были созданы для отеля SAS Royal Hotel в Копенгагене, который Арне Якобсен проектировал в 1958 году. Якобсену удалось в форме спинки сохранить характерную типологию «ушей» — они давали опору для головы и изолировали собеседника. В лобби отеля они давали ощущение приватности, скрывали от взглядов. Такая форма, объединявшая спинку, сидении, подлокотники и «уши», стала настоящим откровением. Его до сих пор называют самым удачным воплощением классического «дедушкиного кресла», защищавшего от сквозняков.

Кресло Egg, диз. Арне Якобсена создано в 1958 году, производится Frits Hansen
Кресло Egg, диз. Арне Якобсена создано в 1958 году, производится Frits Hansen

Окончательный вариант создавался из пластика, армированного стекловолокном: такой литой цельный пластиковый каркас был использован впервые. Он был дополнен пенополиуретаном. Был также разработан рычаг, позволяющий регулировать наклон. Вес самого предмета для таких размеров совсем незначительный: около 8 кг. Сейчас Egg Chair производится датской мебельной компанией Fritz Hansen. Его тираж уже давно шагнул за миллион.

9. Кресло Paulistano, диз. Паулу Мендес да Роша, 1957

Кресло Paulistano, создано Паулу Мендесом да Роша в 1957 году, сейчас производится Objekto
Кресло Paulistano, создано Паулу Мендесом да Роша в 1957 году, сейчас производится Objekto

Паулу Мендеса да Роша спроектировал Paulistano для одноименного стадиона и спортивного клуба в Сан Паулу (Бразилия) в 1957 году. Кресло Paulistano предназначалось в первую очередь для общественных пространств клуба. Форма кресла была вдохновлена гамаком, используемым в культурах коренных народов Бразилии.

Эстетическая внятность и несравненное удобство быстро сделали этот стул популярным. Он был легок в переноске, неприхотлив в уходе и выглядел с одной стороны непринужденно, с другой — современно. В 2004 году, на волне интереса к бразильскому брутализму, предмет был запущен в производство компанией Objekto. После того, как в 2006 году Мендес да Роша получил Притцкеровскую премию, интерес к предметам, спроектированным этим архитектором, еще больше вырос: Paulistano впервые за все время его истории стало возможным приобрести в Америке.

10. Кресло Swan, Арне Якобсен

Кресло Swan дизайнера Арне Якобсена, разработанное для комнат королевского отеля SAS Royal в Копенгагене в 1958 году.
Кресло Swan дизайнера Арне Якобсена, разработанное для комнат королевского отеля SAS Royal в Копенгагене в 1958 году.

Кресло Swan - одно из самых знаменитых творений датского дизайнера Арне Якобсена, разработанное для комнат королевского отеля SAS Royal в Копенгагене в 1958 году. Несмотря на более чем полувековую историю, кресло выглядит инновационным и прекрасно вписывается в современные интерьеры. Плавные изящные линии и элегантная форма обеспечивают удобство и комфорт. Форма сиденья, спинки и подлокотников напоминает силуэт лебедя, поэтому кресло и получило название одноименное название - Swan.

Кресло Swan дизайнера Арне Якобсена, разработанное для комнат королевского отеля SAS Royal в Копенгагене в 1958 году.
Кресло Swan дизайнера Арне Якобсена, разработанное для комнат королевского отеля SAS Royal в Копенгагене в 1958 году.


11. Стул Panton, Вернер Пантон

Panton Chair дизайнера Verner Panton, 1959, 1960 & 1999
Panton Chair дизайнера Verner Panton, 1959, 1960 & 1999

Датский дизайнер Вернер Пантон начал работу над своим творением в пятидесятых годах прошлого века, а первый гипсовый слепок Panton Chair был представлен в 1960 году. В серийное производство легендарный монолитный стул S-образной формы вышел в 1967 году, но выяснилось, что жесткая полиуретановая пена, из которой он производился, недостаточно прочная. Выпуск был временно приостановлен, и запущен вновь спустя 4 года. С 1999 года стул Panton выполняется из пропилена в различных цветах. Отлично подходит для столовой, а также кафе и общественных пространств. Оригинальная версия стула производится компанией Vitra.

Panton Chair дизайнера Verner Panton, 1959, 1960 & 1999
Panton Chair дизайнера Verner Panton, 1959, 1960 & 1999


12. Кресло Ball, диз. Ээро Аарнио, 1963

Кресло Ball, диз. Ээро Аарнио, 1963
Кресло Ball, диз. Ээро Аарнио, 1963

Значение этого кресла для мира дизайна сложно переоценить. Мебель такой формы никогда раньше не создавалась. Более того, для этой формы был найден идеальный материал — стекловолокно. Ээро Аарнио вспоминает историю создания своего шедевра: «Когда я продумывал дизайн сферического кресла, мне предстояло понять, каким образом я смогу изготовить саму форму и какие материалы при этом возможно использовать. Была создана круглая форма из фанерных „меридианов“ и „параллелей“ наподобие глобуса. Ее покрыли бумагой, пропитанной так называемым „жидким стеклом“, или силикатом натрия. Со второй попытки мы достигли желаемой формы, и мы смогли приступить к заливке стекловолокном и полировке».

Кресло Ball, диз. Ээро Аарнио, 1963
Кресло Ball, диз. Ээро Аарнио, 1963

Первое кресло представила компания Asko в 1966 году на мебельной ярмарке в Кельне. За выставочную неделю его заказали покупатели из 30 стран. Сейчас кресло официально выпускается компанией Eero Aarnio Originals.

13. Кресло Platner, диз. Уоррен Платнер, 1966

Кресло Platner по дизайну Уоррена Платнера (Warren Platner) создано в 1966, сейчас производится Knoll
Кресло Platner по дизайну Уоррена Платнера (Warren Platner) создано в 1966, сейчас производится Knoll

Американского архитектора Уоррена Платнера прославила коллекция скульптурной мебели, созданная из стальных прутьев. Кресло Platner, вошедшее в эту коллекцию, стало настоящей иконой модернистского дизайна. Платнер воплотил в нем все свои принципы: удобство (для него оно было на первом месте), визуальную легкость и декоративность. «Мне нужно было добиться декоративной, мягкой и утонченной формы», — говорил дизайнер. И он вспомнил о своем детском увлечении цветами. «Цветы меня всегда завораживали, я подолгу мог их рассматривать — как они устроены. Чашка цветка показалась мне подходящей формой, чтобы повторить ее в мебели. Но прежде всего я руководствовался комфортом, которое могло дать сиденье в форме цветка».

Платнер остановился на «прозрачной» форме из металлических прутьев — той, которая сейчас всемирно известна. Сейчас кресло и всю серию мебели Platner производит компания Knoll. Вариантов покрытия прутьев самые разнообразные: от хрома и бронзы до черной отделки и золота.

14. Кресло для отдыха от Мишеля Бойера, 1971 г.

Lounge Chair by Michel Boyer, 1971
Lounge Chair by Michel Boyer, 1971

Мишель Бойе де Ребеваль (1935-2011), известный как Мишель Бойер, - французский архитектор интерьеров, декоратор и дизайнер.
Он выполнял проекты для Moët & Chandon, Dior и Balmain, а также для Banque Paribas, Citibank, Crédit Lyonnais и отеля Sequoia Lodge в парижском Диснейленде. Он разработал несколько ламп, журнальных столиков, диванов и письменных столов, которые были выставлены в магазине Rouve на улице Ренн в Париже.

15. Кресло Pumpkin, диз. Пьер Полен, 1971

Кресло и диваны Pumpkin по дизайну Пьера Полена, созданных для Елисейского дворца, сейчас производятся Ligne Roset
Кресло и диваны Pumpkin по дизайну Пьера Полена, созданных для Елисейского дворца, сейчас производятся Ligne Roset

В конце 1960-х президент Франции Жорж Помпиду, страстный собиратель искусства, и Жан Курал — глава Mobilier National (агентство французского Министерства культуры) решили, что лучшим способом привлечь внимание к дизайнерскому сектору страны — оформить новое крыло Елисейского дворца предметами авангардного дизайна. Человеком, который стал ответственным за интерьеры — молодой талантливый Пьер Полен.

Он бесконечно искал формы новых скульптурных диванов, его мастерская была завалена необычными стульями, он был одержим поиском форм будущего. Чаще всего для своих предметов в то время он использовал деревянные каркасы, пенообразный наполнитель и кожаную обивку.

Кресло и диваны Pumpkin по дизайну Пьера Полена, созданных для Елисейского дворца, сейчас производятся Ligne Roset
Кресло и диваны Pumpkin по дизайну Пьера Полена, созданных для Елисейского дворца, сейчас производятся Ligne Roset

Серия кресел и диванов с округлыми формами была выполнена специально для гостиной в Елисейском дворце. Помимо эстетических качеств, они отличались редким удобством и гармонично сочетались с общими округлыми линиями, которые Полен выбрал для оформления стен и других интерьеров дворца.

Спасибо за ваш интерес и внимание. Сохраняйте себе в любые социальные сети, что бы не потерять. Подписывайтесь и ставьте лайки - это очень помогает развитию канала.

В статье используются фото с сайта: pinterest.com.