Традиционное "киноприложение" к очередной главе моего блога/видеоблога об избранной истории популярной музыки, в данном случае - про возникновение и развитие традиционной поп-музыки в Европейских странах.
Как всегда, лучшие представители кинематографа, идеально передающие дух того самого консервативного традиционного попа: как ретро-кино с саундтрэком в наилучших традициях представляемого жанра, так и современное кино с отменной стилизацией под тот жанр.
Далекие голоса, застывшие жизни/Distant Voices, Still Lives (1988, Великобритания, ФРГ)
жанр: драма с элементами музыкального фильма
режиссёр Теренс Дэвис
в ролях: Фрида Доуи, Пит Постлетуэйт, Анджела Уолш, Дин Уильямс
Если кому-то хочется понимать, что происходило в патриархальной музыке Великобритании до проникновения в неё рок-н-ролла и появления Битлз, тот может посмотреть этот специфический фильм про Ливерпуль 40-50-х годов. Фильм отлично передаёт консервативный дух Англии того времени и изобилует её традиционными мотивами в исполнении героев фильма.
Жизнь в розовом цвете/Малышка/La Môme/La Vie En Rose (2007, Франция, Великобритания, Чехия)
жанр: музыкально-биографический фильм
режиссёр Оливье Даан; в главной роли Марион Котийяр
Про жизнь Эдит Пиаф... Один из лучших музыкально-биографических фильмов, которые в принципе были когда-либо сняты. Я не побоялся бы даже сказать, один из эталонных в этом жанре. Единственное, в кино полностью пропущен период жизни Пиаф времён войны, когда она тайно помогала сопротивлению и поддерживала французских пленных солдат. Но тогда бы, наверное, фильм пришлось бы сериалом делать. А всемирная популярность певице пришла как раз после войны. Марион Котийяр сыграла одну из лучших женских ролей, что я когда-либо видел. Гениальное перевоплощение во всех периодах жизни певицы. Достойная была победа на "Оскаре".
Концерт на экране (1940, СССР)
жанр: фильм-концерт
режиссёр Семён Тимошенко
в ролях: Николай Черкасов, Наталья Дудинская, Иван Москвин, Леонид Утёсов
Первый такой советский музыкальный киноэксперимент: концерт, снятый специально для экранов кино. Отлично отображает весь свет советской эстрады предвоенного времени, а также звёзд классической музыки: оперы и балета. Ну, хэдлайнером, само собой, был Утёсов.
Концерт фронту (1942, СССР)
жанр: военный фильм, фильм-концерт
режиссёр Михаил Слуцкий
в ролях: Аркадий Райкин, Клавдия Шульженко, Лидия Русланова, Леонид Утёсов, Иван Козловский
Как-то я совершенно случайно посмотрел это кино. И почти накануне 9 мая. В общем-то, здесь представлен, как и в предыдущем фильме, весь свет советской эстрады/оперы/балета/театрального искусства того времени. Но... ранее я видел вырезки из этого фильма, и целиком посмотрев, стало страшно...
Фильм с определённой стороны один из самых страшных, относящихся к ВМВ-ВОВ: потому что изначально искусство - вещь, созданная для мира. А когда оно втягивается мало того, что в политику, но ещё и в войну, то со стороны становится жутко. Особенно посмотреть его в нынешних политических реалиях страшно. Особенно послушав апогей фильма: исполнение стихотворения "Убей его" в яростном исполнении актёра Михаила Царёва...Вот одно это стихотворение вызывает дрожь своей логикой... Неужели эта логика сохранилась до наших дней?...
Касательно же тематики выбранной серии моего видеоблога - традиционной советской поп-музыки. В её контексте жутковато смотреть финальную песню "Будьте здоровы, живите богато...", как всегда, хэдлайнера Утёсова в как всегда в весёлом и залихватском исполнении с оркестром... Только вот пара строк были изменены: "а вы убивайте фашистов проклятых" - с улыбкой поёт Утёсов, а также поёт про убийства фашистов "с вас не убудет, никто не осудит"...
Два бойца (1943, СССР)
жанр: военная драма с элементами музыкального фильма
режиссёр Леонид Луков
в главных ролях Марк Бернес и Борис Андреев
В общем-то это знаменитое кино можно посмотреть ради всего двух шедевральных песен Никиты Богословского в душевном исполнении Марка Бернеса, которые проходят рефреном через всё действо. Ведь если бы не Бернес их исполнил, и песни бы не были замечены, и фильм вряд ли стал таким культовым. Одно из подтверждений, что этот великий певец стоял у реальных истоков формирования советской традиционной эстрады.
Магомаев (2020, Россия)
жанр: музыкально-биографический мини-сериал
режиссёр: Дмитрий Тюрин и Роман Прыгунов
в главных ролях: Милош Бикович и Ирина Антоненко
Немного порадовало, что у нас и в музыкально-биографических фильмах понемногу начали ориентироваться на лучшие варианты подобного кино, давно практикуемого на западе. Желание похвально, а получилось, конечно, коряво местами. Но всё же музыкальная автобиография в виде милой полусказки на основе реальных событий с мюзикловыми вставками с танцами под всем известные песни - это, моё мнение, всегда самая лучшая форма подобного фильма. Всем же это стало понятно после сравнения нафталиновой "Богемской Рапсодии" про Queen и живого и задорного "Рокетмена" про Элтона Джона, как раз выполненного в такой же стилистике.
В данном случае местами вышло очень даже мило и трогательно, во главе угла стояли, естественно, история знакомства и начала любви "до гроба" короля советской эстрады Муслима Магомаева и оперной дивы Большого театра Тамары Синявской, а также знаменитые песни. Время действия в фильме: 1969-1973 года. Магомаев в кино представлен именно таким, каким я его всегда и считал - артистом, который мог получить гораздо бОльшее мировое признание, чем у него было, если бы не Холодная война, единственным, кто не был "совком", будучи советским эстрадным певцом, имея большой кругозор и мысля без рамок, установленных советскими репертуарами. Правда, не без покровительства знаменитого министра культуры Фурцевой, спорной фигуры, представленной в кино, правда, очень даже положительно.
Конечно, вызвало некоторое смущение исполнение главной роли - раскрученный в массовом русском кино серб Бикович ну никак по чертам лица не азербайджанец Магомаев! Однако, все забывается, когда в кино звучат и обыгрываются самые пронзительные и знаменитые композиции, исполнявшиеся Магомаевым. Звучат везде отремастеренные оригиналы песен, за исключением западных песен - тут, естественно, нанимали подражателя-певца для их записи.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:
ИЗБРАННАЯ ИСТОРИЯ ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ. ТРАДИЦИОННАЯ ПОП-МУЗЫКА. ЧАСТЬ 3
Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.