6,8K подписчиков

О театральной программке

660 прочитали

Купить программку перед началом спектакля для многих является своеобразным ритуалом. Интересно, что программка – это не только сувенир, но и важный театральный документ. В фондах Малого театра хранятся программки с конца XIX века и до современных, и каждая из них может о многом рассказать: и об актёрах, и о драматургии, и даже о зрителях и здании театра. Так, на программках XIX века с обратной стороны печатался план зрительного зала. Кто-то из зрителей делал на программке зарисовки главных героев спектакля, а кто-то обводил имена любимых артистов.

Сейчас в Новом Щепкинском фойе Малого театра проходит выставка «История театральной программы», на которой представлены копии и оригиналы программок разных лет. Почему «Театральной программы»? Потому что официально эта брошюрка с действующими лицами и исполнителями называется именно так. Дело в том, что раньше в один вечер давали два, а иногда и три спектакля, и, конечно, для каждого такого вечера печатали «программу», которая со временем стала называться «программка».

К концу XIX века для программок Московского Императорского театра был разработан единый дизайн: на обложке были изображены Большой и Малый театры, театральные маски и лира, как символы искусства. В течение нескольких лет изображение оставалось прежним, но менялась цветовая гамма программки. В отличие от сегодняшних программок, программки XIX в. – начала XX вв. печатались к каждому спектаклю, то есть на них ставилась дата и состав исполнителей, игравших именно в этот день. Для особых мероприятий – например, благотворительных или юбилейных спектаклей - делались особые программки, с индивидуальным дизайном, например. На обложке такой программки помещали изображение, например, драматурга, у которого был юбилей, а внутри писали, в каком порядке будут сыграны отрывки из его произведений.

В советское время, в 1920-1930 гг., появилась новая тенденция: было создано оформление под каждый спектакль. Так, на программке к спектаклю «Горе от ума» была изображена декорационная конструкция; к спектаклю «Лес» - вид со сцены на зрительный зал; к спектаклю «Плоды просвещения» - профиль Л. Н. Толстого и т.д. Примерно с 50-х годы ХХ века программки ко всем спектаклям снова стали выглядеть единообразно: они печатались на плотной бумаге, на обложке был символически изображен Малый театр, в желтой рамке было написано название спектакля и драматург, а внутри – список действующих лиц и исполнителей. Такие типовые программки были в ходу в Малом театре достаточно долго. В 1990-2000 гг. Малый театр несколько раз обновлял оформление программки: менялся формат, печаталось изображение памятника А. Н. Островскому или сцен из спектакля, прежней оставалась лишь желтая цветовая гамма, гармонировавшая с цветом здания театра.

Сейчас многие программки Малого театра представляют собой небольшие буклеты, где представлены эскизы и фотографии, а также рассказывается о создании данного спектакля.

Автор материала - старший научный сотрудник Малого театра, Людмила Старостина

В статье использованы оцифрованные материалы из музейных фондов Малого театра