226 подписчиков

"Я ни в чем не виноват(а)! Это все они!"

Элеонора Закиева — спикер онлайн-школы практической психологии ФЕНОМЕН с 13-летним опытом работы в психологии рассказала, какие люди приходят в терапию с запросом «Я ни в чем не виноват(а)», и объяснила природу возникновения перекладывания ответственности. 

В практике каждого психолога встречается человек, который приходит к специалисту только для того, чтобы выговориться, выплакаться, снять с себя груз негативных сложных эмоций: 

  • вины, 
  • стыда. 

Проблему это не решает, а лишь снимает на некоторое время симптомы. Достаточно часто можно прямо или завуалированно услышать фразу: «Я не виноват/а! Во всем виноваты другие!». Некоторым из нас очень сложно отвечать за свои поступки. Такие люди склонны оправдывать себя и перекладывать вину на других.

«Самый простой способ избавиться от вины — свалить ее на что-то внешнее», — напоминает психоаналитик Роберт Нойбургер. Почему же нам сложно принять это чувство, при том что мы научились неплохо справляться и с гневом, и с грустью? «Эти две эмоции не вызывают стыда», — объясняет психоаналитик Виржини Меггле. — Мы можем избавиться от них с помощью плача, криков». А вина остается с нами, и нести ее слишком трудно.

Почему для нас так тяжело это чувство?

Во-первых, мы не хотим в себе сомневаться. 

Вина делает нас уязвимыми. У каждого есть идеализированный образ себя. И вдруг реальная или предполагаемая ошибка все портит. Мы вынуждены усомниться в себе, и, возможно, нас ждет разочарование. Мы теряем покой и уверенность. А если виноват сосед, самооценка не страдает. Мы избегаем мыслей, которые могли бы причинить боль.

Во-вторых, за нашими оправданиями скрывается огромный страх: страх утратить любовь и остаться в одиночестве. А чувство вины активизирует сценарии, связанные с событиями нашей жизни. Мы боимся быть покинутыми (сценарий заброшенности), перестать нравиться (сценарий отверженности), показать свои слабости (сценарий несовершенства). В случае ошибки мы предчувствуем наказание. А быть «наказанным» в 50 лет также неприятно, как и в пять. 

В-третьих, чтобы не разочаровывать ни других, ни себя, мы используем бессознательный и мощный защитный механизм. Это механизм проекции — мы упрекаем других в том, чем сами несовершенны, и отказываемся это признавать. 

Упрекаем как в ошибках, так и в «дурных» чертах характера и чувствах. Особенно это заметно в парах: другой всегда требует от меня слишком многого или любит не так сильно. Но признать это слишком рискованно как для самооценки, так и для чувства безопасности. И психика защищает нас — к счастью или к несчастью.

Часто данная фраза принадлежит человеку с комплексом вины или «виновностью». В этом случае от непереносимости чувства срабатывают защитные механизмы личности. 

Виновность - это ложное чувство вины, которое навязано окружающими. Настоящую свою вину может определить только сам человек, если он перешёл какие-то границы и нарушил моральные или нравственные устои. Если человек не судья, он не имеет права говорить о вашей вине.

За попытками обвинить часто скрывается какая-то неудовлетворенность поведением других людей или, проще говоря, обида. А за обидой всегда скрывается подавленный гнев. 

И в здоровых отношениях вместо навязывания вины могут быть фразы:

  • "мне неприятно", 
  • "меня это ранит", 
  • "я недовольна", 
  • "мне обидно", 
  • "я злюсь", 
  • "я испытываю гнев".

Но эмоционально незрелая личность не обладает развитым эмоциональным интеллектом, поэтому у неё нет навыка распознавания своих эмоций, навыка присвоения их себе и выбора точных названий. Поэтому всё, что может такой инфантильный человек - навешивать токсичные эмоции на других людей и снимать с себя всякую ответственность за контакт.

Работа консультанта в таком случае - кропотливый процесс. Он может продлиться до нескольких лет. Причины такого поведения уходят в историю детства и взросления. Много времени уделяется разбору причин детства, которые привели к проблемам во взрослой жизни.

Чувство вины рассматривается в отечественной и зарубежной психологии двояко: с одной стороны, как необходимое каждому че­ловеку качество, направленное на сохранение взаимоотношений с окружающими (репарационный жест). С другой стороны, чувство вины рассматривается как сложный комплекс психологических ре­акций, связанных с невротическими проявлениями.

Учитывая вышесказанное, консультирование чувства вины может вестись в нескольких направлениях.

1.Смена позиции вины на позицию совести и ответственность. Так как позиция вины связана с сильными эмоциональными пере­живаниями, то оценка специфики поведения, ошибок и средств их исправления практически невозможна. Позиция ответственности позволяет, несмотря на дискомфорт, адекватно оценивать ситуацию и развиваться.

В консультировании необходимо признание реальной вины, как совершенных или несовершенных действий, что является условием принятия ответственности. После этого необходимо научиться раз­делять эту ответственность. Следующим этапом является искупле­ние вины, то есть конкретные методы по компенсации ущерба. Послед­ний этап этого направления работы — раскаяние, которое приносит облегчение и виноватому, и тому, кому причинили вред. На этом аспекте построен процесс примирения жертвы и агрессора (медиа­ция).

2.В случае гипертрофированного чувства вины, возникающего вследствие перекладывания родителями ответственности за проис­ходящее на ребенка, необходимо разделение этой ответственности с принятием осознанного права не отвечать за действие окружающих.

#психолог #психология #терапия #запрос #вина #ответственность

Элеонора Закиева
Элеонора Закиева