Чуть больше 100 лет назад Ленинградский проспект (а тогда Петербургский тракт) был пригородом Москвы. Как и положено в пригороде, здесь строили дачи. Локация тогда и сейчас считалась элитной - всё-таки императорский дворец под боком. А богачам всегда был свойственен эпатаж. Так тут и появляется вилла - с ярким названием "Чёрный лебедь".
Виллы ассоциируются у нас скорее с Италией, чем с Москвой. И это правильно, потому что изначально определение слова "Вилла" звучало как загородный дом в итальянском стиле. Но в Москве тоже любили итальянский классический стиль, и богатые люди строили в нём свои дома. Так поступил и хозяин нашей виллы - Николай Рябушинский.
Николай Рябушинский
Николай был наследником богатой династии Рябушинских. Сейчас его бы называли "золотой молодёжью". Благодаря состоянию своей семьи он мог ни в чём себе не отказывать и заниматься любимым делом - искусством.
Вся его деятельность была связана с искусством. Он выпускал художественный журнал "Золотое руно", собирал коллекции картин и антиквариата на своей вилле, рисовал сам, организовывал выставки.
Журнал "Золотое руно" был очень богатым, дорогим изданием, в нём публиковали репродукции картин известных художников. Всё оформление журнала было сделано на высоком уровне и стоило очень дорого, что в итоге привело к разорению Николая Рябушинского.
Конечно, не только журнал послужил причиной краха его состояния. Весь его образ жизни - грандиозные вечеринки, путешествия, скупка посуды, мебели и антиквариата, организация выставок за свой счёт - неизбежно к этому привёл. Рябушинский любил тратить деньги, а вот зарабатывать, как другие его братья и предки, он не очень стремился. Да и возможностей тогда было не так много - мне кажется, в наше время ему было бы проще, он мог зарабатывать на рекламе и своей известности - а знали его вся Москва и Париж, куда он в итоге эмигрировал.
Вилла "Чёрный лебедь"
Виллу Николай решил построить для себя - в 1909 году. Он тяготел к классике и модерну в архитектуре, тем более именно эти направления тогда были в моде, поэтому его вилла - некий симбиоз.
Изначально вилла выглядела иначе - между колонн были длинные овальные окна во всю высоту виллы, а во фронтоне портика здания - термальное окно. Такие начали делать в древнеримских термах (банях), отсюда и пошло данное название.
Как мы можем увидеть по фотографии выше, вход в здание был не со стороны портика с колоннами - он был сбоку (на фото ниже). Одной из причин такого расположения, кроме вкусов самого заказчика здания, стало то, что Николай хотел продемонстрировать гостям свои роскошные сад и зоопарк - да-да, на вилле он решил разбить зоопарк прямо на своей территории. В собачьей будке на цепи здесь сидел леопард, по территории гуляли фазаны, а в будущих планах у Рябушинского были даже львы.
Особенный интерес представляло внутреннее убранство виллы. Так как Николай был очень эпатажной натурой, интерьер он подбирал под свой вкус. Вилла была наполнена дорогими предметами интерьера - статуэтки, скульптуры, подсвечники, картины, мебель из ценных пород дерева. Стены и потолки были украшены художественной росписью. Посуда и скатерти в доме сами по себе были ценными, но дополнительно их украсили вензелем в виде чёрного лебедя - символа виллы и, возможно, самого Николая. Чрезмерное разнообразие и изобилие в интерьере слегка шокировало многих гостей. Но это не мешало им участвовать в богатых вечеринках, которые устраивал хозяин виллы.
Закат виллы и Николая
Увы, в таком богатом убранстве вилла просуществовала недолго. Спустя буквально пару лет после строительства виллы Николай разоряется и начинает распродавать свою богатую коллекцию. А ещё некоторое время спустя, в 1913 году, на вилле случается пожар и уничтожает остатки роскоши. Рябушинский продаёт свою виллу - первому российскому нефтепромышленнику Леону Манташёву - и уезжает в Париж. В Париже Рябушинский жил достаточно скромно и умер в 1950-ых годах.
Новый владелец перестраивает виллу и оставляет нам упоминание о себе - на вензеле центрального фасада, где раньше было термальное окно, сейчас видны его инициалы - буквы Л и М. Фасады, выстроенные при Манташёве, сохранились до наших дней. Но новому владельцу тоже не было суждено долго радоваться жизни на вилле - в России случается революция. Леон Манташёв также эмигрирует в Париж, а на вилле с 1920-ых годов располагается районный отдел Чрезвычайной комиссии. При нём были окончательно утрачены богатые интерьеры виллы, а внутри всё перестроено.
Наши дни
В настоящее время вилла представляет собой нечто вроде бизнес-центра. Компании снимают здесь офисы. Территория закрыта, на виллу можно посмотреть только из-за забора. Из всей той роскоши, что изначально была на вилле, сохранился только рельеф "Леда и лебедь". Это мифологический сюжет. Леда - красивая девушка, олицетворение материнства. Она фигурировала в "Илиаде" и "Одиссее". А лебедь - это перевоплотившийся Зевс. По легенде древнегреческий бог обратился в лебедя, чтобы овладеть Ледой. Этот сюжет любили изображать Леонардо Да Винчи, Микеланджело. Вот и Рябушинскому, как знатоку искусств, он приглянулся. И чудом сохранился до наших дней.
Вилла во многом повторила судьбу своего создателя. У них был очень яркий, богатый жизненный старт, а затем быстрый закат и разорение. Радовать может только то, что вилла сохранила для нас свои фасад и название. Мы можем заглянуть на прогулку в Петровский парк всего в паре километров от центра, вспомнить и поразмышлять, как люди жили на виллах и что из себя представляла данная местность.