Найти тему

Чёрный лебедь в Петровском парке

Оглавление

Чуть больше 100 лет назад Ленинградский проспект (а тогда Петербургский тракт) был пригородом Москвы. Как и положено в пригороде, здесь строили дачи. Локация тогда и сейчас считалась элитной - всё-таки императорский дворец под боком. А богачам всегда был свойственен эпатаж. Так тут и появляется вилла - с ярким названием "Чёрный лебедь".

Вилла "Чёрный лебедь" в Петровском парке
Вилла "Чёрный лебедь" в Петровском парке

Виллы ассоциируются у нас скорее с Италией, чем с Москвой. И это правильно, потому что изначально определение слова "Вилла" звучало как загородный дом в итальянском стиле. Но в Москве тоже любили итальянский классический стиль, и богатые люди строили в нём свои дома. Так поступил и хозяин нашей виллы - Николай Рябушинский.

Николай Рябушинский

Николай был наследником богатой династии Рябушинских. Сейчас его бы называли "золотой молодёжью". Благодаря состоянию своей семьи он мог ни в чём себе не отказывать и заниматься любимым делом - искусством.

Молодой Николай Рябушинский
Молодой Николай Рябушинский

Вся его деятельность была связана с искусством. Он выпускал художественный журнал "Золотое руно", собирал коллекции картин и антиквариата на своей вилле, рисовал сам, организовывал выставки.

Журнал "Золотое руно" был очень богатым, дорогим изданием, в нём публиковали репродукции картин известных художников. Всё оформление журнала было сделано на высоком уровне и стоило очень дорого, что в итоге привело к разорению Николая Рябушинского.

Обложка журнала "Золотое руно"
Обложка журнала "Золотое руно"

Конечно, не только журнал послужил причиной краха его состояния. Весь его образ жизни - грандиозные вечеринки, путешествия, скупка посуды, мебели и антиквариата, организация выставок за свой счёт - неизбежно к этому привёл. Рябушинский любил тратить деньги, а вот зарабатывать, как другие его братья и предки, он не очень стремился. Да и возможностей тогда было не так много - мне кажется, в наше время ему было бы проще, он мог зарабатывать на рекламе и своей известности - а знали его вся Москва и Париж, куда он в итоге эмигрировал.

Вилла "Чёрный лебедь"

Виллу Николай решил построить для себя - в 1909 году. Он тяготел к классике и модерну в архитектуре, тем более именно эти направления тогда были в моде, поэтому его вилла - некий симбиоз.

Изначально вилла выглядела иначе - между колонн были длинные овальные окна во всю высоту виллы, а во фронтоне портика здания - термальное окно. Такие начали делать в древнеримских термах (банях), отсюда и пошло данное название.

Центральный фасад виллы
Центральный фасад виллы

Как мы можем увидеть по фотографии выше, вход в здание был не со стороны портика с колоннами - он был сбоку (на фото ниже). Одной из причин такого расположения, кроме вкусов самого заказчика здания, стало то, что Николай хотел продемонстрировать гостям свои роскошные сад и зоопарк - да-да, на вилле он решил разбить зоопарк прямо на своей территории. В собачьей будке на цепи здесь сидел леопард, по территории гуляли фазаны, а в будущих планах у Рябушинского были даже львы.

Вход на виллу
Вход на виллу

Особенный интерес представляло внутреннее убранство виллы. Так как Николай был очень эпатажной натурой, интерьер он подбирал под свой вкус. Вилла была наполнена дорогими предметами интерьера - статуэтки, скульптуры, подсвечники, картины, мебель из ценных пород дерева. Стены и потолки были украшены художественной росписью. Посуда и скатерти в доме сами по себе были ценными, но дополнительно их украсили вензелем в виде чёрного лебедя - символа виллы и, возможно, самого Николая. Чрезмерное разнообразие и изобилие в интерьере слегка шокировало многих гостей. Но это не мешало им участвовать в богатых вечеринках, которые устраивал хозяин виллы.

Художественные росписи на стенах виллы
Художественные росписи на стенах виллы
Интерьер в стиле модерн на вилле
Интерьер в стиле модерн на вилле
Ореховая лестница в гостиной
Ореховая лестница в гостиной

Закат виллы и Николая

Увы, в таком богатом убранстве вилла просуществовала недолго. Спустя буквально пару лет после строительства виллы Николай разоряется и начинает распродавать свою богатую коллекцию. А ещё некоторое время спустя, в 1913 году, на вилле случается пожар и уничтожает остатки роскоши. Рябушинский продаёт свою виллу - первому российскому нефтепромышленнику Леону Манташёву - и уезжает в Париж. В Париже Рябушинский жил достаточно скромно и умер в 1950-ых годах.

Новый владелец перестраивает виллу и оставляет нам упоминание о себе - на вензеле центрального фасада, где раньше было термальное окно, сейчас видны его инициалы - буквы Л и М. Фасады, выстроенные при Манташёве, сохранились до наших дней. Но новому владельцу тоже не было суждено долго радоваться жизни на вилле - в России случается революция. Леон Манташёв также эмигрирует в Париж, а на вилле с 1920-ых годов располагается районный отдел Чрезвычайной комиссии. При нём были окончательно утрачены богатые интерьеры виллы, а внутри всё перестроено.

Наши дни

В настоящее время вилла представляет собой нечто вроде бизнес-центра. Компании снимают здесь офисы. Территория закрыта, на виллу можно посмотреть только из-за забора. Из всей той роскоши, что изначально была на вилле, сохранился только рельеф "Леда и лебедь". Это мифологический сюжет. Леда - красивая девушка, олицетворение материнства. Она фигурировала в "Илиаде" и "Одиссее". А лебедь - это перевоплотившийся Зевс. По легенде древнегреческий бог обратился в лебедя, чтобы овладеть Ледой. Этот сюжет любили изображать Леонардо Да Винчи, Микеланджело. Вот и Рябушинскому, как знатоку искусств, он приглянулся. И чудом сохранился до наших дней.

Рельеф "Леда и лебедь"
Рельеф "Леда и лебедь"

Вилла во многом повторила судьбу своего создателя. У них был очень яркий, богатый жизненный старт, а затем быстрый закат и разорение. Радовать может только то, что вилла сохранила для нас свои фасад и название. Мы можем заглянуть на прогулку в Петровский парк всего в паре километров от центра, вспомнить и поразмышлять, как люди жили на виллах и что из себя представляла данная местность.