В селе Василив, на территории современной Польши, в апреле 1900 года родилась родилась жена Никиты Сергеевича Хрущёва.
Родители работали на помещика, а дети дома - по хозяйству.
Каждому по силам. Нина собирала крапиву и рубила её большим ножом, чтобы накормить свиней.
Интересно, снилось ли Нине Петровне её детство и эта жгучая крапива?
Я думаю, что семья была дружная, потому что даже Первая мировая война не смогла их разлучить. Петра Васильевича, отца Нины, забрали на фронт. Мама была очень решительной женщиной. Екатерина Григорьевна собрала детей и, спасаясь от австрийских солдат, ушла из родного дома.
Мать сердцем чувствовала, что у её дочери большое будущее. Если бы она остались в оккупации не быть бы её Нине первой леди СССР.
Судьба была благосклонна и вела Ниночку за руку сквозь пожар мировой войны. Первым подарком была случайная встреча с отцом на железнодорожной станции. Он служил в тылу и упросил командира взять жену кухаркой в часть.
Детям нашлось место в обозе. Опять все были рядом. Отец видимо был на хорошем счету. Командир не только выслушал его рассказ о школьных успехах дочери, но и помог. Командир написал письмо епископу Евлогию и судьба преподнесла второй подарок крестьянской девочке.
С рекомендацией епископа, Нину приняли "на казённый счёт" в Холмское Мариинское женское училище. Первая крестьянка среди дочерей чиновников и духовенства. Характер помог ей пройти все испытания. Кухарчук закончила 8 классов и осталась секретарём в училище. Она копировала документы и оформляла аттестаты выпускницам. Это не могло продолжаться долго.
"Бунташный век" закружил умницу и красавицу. В начале 1920 года Нина Кухарчук вступила в партию большевиков. Первое партийное поручение было очень опасным. Её направили на Польский фронт агитировать за советскую власть.
Через полгода Нину назначили заведующей отделом по работе с женщинами в ЦК компартии Западной Украины.
Осенью того же года её направили в Москву в университет имени Свердлова. После шестимесячных курсов Кухарчук работала в партийной школе в Бахмуте, на курсах учителей в Таганроге. Наконец судьба привела её в Юзовку (Донецк).
И звёзды сошлись. В Донецке она познакомилась Никитой Хрущёвым.
Он был вдовцом с двумя детьми, но Нину это не остановило.
В Советском Союзе все привыкли, что Сталин появляется на людях один и это ни у кого не вызывало вопросов. Всё изменилось с приходом к власти Хрущёва. Его жена была всегда рядом с ним.
Нина Петровна первый раз приехала в США, когда ей было почти 60 лет. На одной из встреч она беседовала с Дэвидом Рокфеллером.
Он потом скажет:
- У господина Хрущева потрясающая жена. Не знал, что женщины
могут так разбираться в экономике.
На Западе только ленивый не пошутил над "халатом" первой леди СССР.
У Жаклин Кеннеди по этому поводу было совсем другое мнение. Кеннеди разглядела в её облике тонкий политический ход.
Хрущёвы просто играли чету пожилых, умудрённых опытом
родственников, приехавших учить молодого выскочку, решившего поиграть в политику...
Не бывает у провинциалок такой победительной, чуть ироничной улыбки. Такой плавной походки и прямой спины. Такой твёрдой уверенности в себе, которая видна буквально в каждом жесте.
Нина Петровна всегда была смелой женщиной. Она не боялась общаться с родными репрессированых коммунистов и даже помогала когда могла. Жена Будённого написала в воспоминаниях:
В пятидесятые годы против Семена Михайловича выдвинули не справедливое обвинение.
Случайно встретив в поликлинике Нину Петровну, я высказалась ей. Она пригласила меня домой, где я резко повторила свои слова при Хрущеве.
Вскоре с Семена Михайловича сняли обвинение.
В 1964 году положение Хрущёва стало шатким. Многие не простили ему вынос Сталина из мавзолея.
Сергею Никитичу сказали, что готовиться государственный переворот. Хрущёв был настолько самоуверен, что выслушав сына спокойно отправился в отпуск в Пицунду.
Это был его последний отпуск на должности генерального секретаря ЦК КПСС. 15 октября 1964 года Президиум Верховного совета освободил Хрущёва от должности главы правительства СССР. Ему назначили пенсию 400 рублей и проводили на отдых. Нина Петровна очень болезненно пережила отставку мужа. Она несколько недель отказывалась освобождать дом на Ленинских горках.
В 1971 году, после смерти мужа, Нина Петровна переехала на государственную дачу в Жуковке, во «вдовий посёлок». Она не запирала дверь на замок - просто задвигала ручку палкой. Вдова Гришина вспоминала, что Нина Петровна «интересовалась искусством: посещала театры, выставки, концерты». А ещё она вела дневник и много читала. Вдова Хрущёва получала персональную пенсию - 200 рублей и могла пользоваться спецполиклинникой.
Нина Петровна ушла из жизни 13 августа 1984 года. Её похоронили на Новодевичьем кладбище Москвы.
В СССР в 1930 году было принято "Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию". В 1932 был установлен возраст выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60 - для мужчин. С 1964 года начали платить пенсии колхозникам, но пенсионный возраст у них был выше на 5 лет. Городских и деревенских жителей уравняли в правах только в 1971 году. Мои бабушки получали колхозную пенсию - сначала по 8 рублей, потом по 12.
Всего в 25 раз пенсия рядовой колхозницы была меньше, чем у первой леди СССР.
Не такая уж и большая разница.