19,8K подписчиков

«Щелкунчик» на экране: мультфильм без слов и масштабные голливудские постановки

432 прочитали
© Валерия Попова / Фотобанк Лори
© Валерия Попова / Фотобанк Лори

Еще в начале 19 века немецкий писатель Гофман создал «Щелкунчика» — сказку для детей своего друга Юлиуса Гитцига. Романтическая история о реальности и вымысле, добре и справедливости быстро стала популярной и вскоре превратилась в один из главных символов Нового года. Литературный оригинал не раз адаптировали: от балета Чайковского до современных фильмов. Сегодня вспомним четыре экранизации этой истории, с которыми можно провести предновогодние вечера.

Советский «Щелкунчик», 1973

Это классика «Щелкунчика» на экране — добрый 20-минутный мультфильм без слов, почти клип на музыку Петра Чайковского. Помимо музыки из «Щелкунчика», в короткометражке использовали композиции Чайковского к другим балетам.

Образы советского «Щелкунчика» во многом вдохновлены историей Золушки. Например, главная героиня — бедная служанка в деревянных башмачках. Она с тоской наблюдает за избалованными детьми господ. Они хотят от праздника только сладостей и подарков и, в отличие от кроткой служанки, совсем позабыли суть торжества. Только она по-настоящему верит в волшебство и всегда готова помочь другу, который оказался в беде.

В этом мультфильме только мягкие и сентиментальные образы, которые создаются без слов. Сразу видно, что делали просто, понятно и по-доброму — для детей. Убедитесь в этом сами 👇

«Щелкунчик», 2004

Рисованный полнометражный «Щелкунчик» 2004 года — самая полная история, близкая к повести Гофмана. Правда, действие экранизации перенесено из Германии в Россию.

В сказке Маша вместе с братом Николкой получает от Дроссельмейера игрушку с особенной историей. Это не просто Щелкунчик для орехов, а заколдованный принц: эгоистичный и избалованный, своим невыносимым поведением он превратил себя и двор в игрушки. Теперь только волшебный орех Кракатук может вернуть его в тело человека.

Эта экранизация вышла в двух разных редакциях: российской и западной. Между ними есть незначительные отличия. Например, в русской версии главная героиня Маша побеждает Мышильду отражением света ореха от осколка елочной игрушки, а в зарубежной версии королеву мышей одолели звоном колокольчика.

Это история про любовь, дружбу и преданность. И хотя, как полагается в сказке, здесь много волшебства, изменить принца смогла только самоотверженная и добрая Маша.

«Щелкунчик и Крысиный король», 2010

На постере 3D-фильма «Щелкунчик и крысиный король» мрачные образы и военная техника — совсем не то, что мы привыкли ассоциировать с новогодней сказкой Гофмана. А подпись «от создателей „Терминатора“» и вовсе заводит в тупик.

Это кино Андрея Кончаловского точно не для маленьких детей. Зато вертолеты, механические собаки и даже дядя Альберт с аллюзией на Эйнштейна, поющий песню про относительность мира, точно вдохновят подростков и их родителей.

Несмотря на такую суровость, это кино — настоящая рождественская сказка с прекрасными костюмами, снежными пейзажами, волшебством и чудесным перевоплощением, возможным только в канун Рождества. Еще один бонус — актерский состав: в главной роли совсем маленькая Эль Фаннинг, Крысиная королева — Фрэнсис де ла Тур, а в роли того самого дяди Альберта — Нейтан Лайн.

Оценить масштаб можно в трейлере фильма:

«Щелкунчик и четыре королевства», 2018

В фильме 2018 года «Щелкунчик и четыре королевства» тоже много эпатажа, машин и битв. Даже главная героиня Клара умна не по годам и вместо пустых детских игр постоянно возится с шестеренками. У ее увлечения есть цель: Клара хочет открыть оставленную покойной матерью шкатулку. Оказалось, это дверь в волшебный мир четырех королевств.

В этой истории от сказки Гофмана остались только герои. Но огромный бюджет подарил картине великолепную анимацию и звездный актерский состав — Кира Найтли в роли королевы страны Сладостей и Морган Фриман в роли крестного Дроссельмейера. В картине были задействованы даже профессиональные артисты балета.

А еще в образах на экране можно отыскать десятки отсылок к русской культуре. Например, сказочный дворец маковками похож на собор Василия Блаженного, а главный злодей управляет гигантской механической матрешкой.

Хотите увидеть детскую новогоднюю сказку или историю борьбы с мышиным злодеем? Выбирайте сами. Но «Щелкунчик» в канун праздника — это почти как оливье на новогоднем столе: точно должен быть. И не забывайте про классическую балетную версию: сейчас увидеть постановки можно не только в Большом и Мариинском театре, но и, например, в РАМТе. Банк ВТБ поддерживает эти театры и помогает развивать культурные проекты страны.