Найти тему
Natali_Sim

СЕРГЕЙ ДОВЛАТОВ ОБ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Оглавление

Сергей Донатович хочет, в конце концов, разобраться, что же это за зверь такой – интеллигент:

Интеллигентами себя называют все. Человек готов сознаться в тягчайших грехах. Он готов признать себя неаккуратным, злым, ленивым, чёрствым и жестоким. Он даже готов признать себя неумным. Но где вы слышали, чтобы кто-то заявил:"Я человек неинтеллигентный!"

В лагере особого режима карманник чалый повторял: Я интеллигентный вор. Мокрыми делами не занимаюсь.

В Канавине, где я снимал жилье на лето, хозяин дома уважительно твердил:

Серега у нас интеллигент. Политуры и одеколона не употребляет. Только красное, белое и пиво.

Следователь эстонского КГБ тов. Зверев говорил мне: Вы должны нам помочь. Вы же интеллигентный человек. Вот карандаш и бумага.

Короче, все интеллигенты. И царит в этом деле невероятная путаница.

Интеллигентность путают с культурой. С эрудицией. С высшим образованием или хорошими манерами. Даже с еврейским происхождением — Скажите, вы — еврей? — Нет, просто у меня интеллигентное лицо… В эмиграции дело запутывается еще больше. Интеллигенты вынуждены менять свои профессии. Музыковеды становятся бухгалтерами. Кинорежиссеры — агентами по недвижимости. Художники — лифтерами и охранниками. Многие интеллигенты работают в такси. Некоторые занимаются физическим трудом. Интеллигентные люди открывают магазины, рестораны, прачечные. Так кто же интеллигент? Интеллигентен ли бизнесмен, обманывающий своего партнера? Вот и разберись! Если человек сел за руль, то продолжает ли он быть интеллигентом? Не абсурдно ли такое выражение — бывший интеллигент? Не звучит ли оно так же глупо, как бывший еврей? Бывший отец? Или — бывший автор «Капитанской дочки»? Интеллигент за баранкой остается интеллигентом. Хам остается хамом. Но все-таки — кто же интеллигент? Спорное, но выразительное определение интеллигентности дал Борис Меттер: — Интеллигент — это тот, кто выписывает газету «Новый американец»!». Он был президентом компании, создавшей газету.

Молодец Борис Меттер ! (это от меня)

А Я ЕЩЁ О СЕРГЕЕ ДОВЛАТОВЕ

Сергей Довлатов был не только хороший писатель – он был хороший человек. А это не всегда совпадает. А вернее, почти никогда не совпадает. Его книги, его жизнь сказали о нём всё. И я повторяю: он был хороший писатель и хороший человек. А вот эти его фразы – из моих любимых. Главное, что это не просто фразы – они определяли его жизнь:

Я думаю, у любви вообще нет размеров. Есть только — да или нет.

Я не буду менять линолеум, я передумал, ибо мир обречен. (Это the best, по-моему)

Чего другого, а вот одиночества хватает. Деньги, скажем, у меня быстро кончаются, одиночество — никогда…

Я предпочитаю быть один, но рядом с кем-то…

Мир охвачен безумием. Безумие становится нормой. Норма вызывает ощущение чуда.

В любой ситуации необходима какая-то доля абсурда.

О некоторых высказываниях я сожалею. Иные готов вытатуировать у себя на груди…

Вот Сергея Довлатова я как раз считаю интеллигентом. На мой взгляд, интеллигент – это человек, помимо образованности, интеллекта, нравственности и пр. высоких чувств, качеств и достоинств, обладает ещё особо развитым чувством сострадания, жалости к человеку. Интеллигент особенно чувствует боль за человека, за его лишения и унижения. Это сострадающий человек. Всем этим обладал Сергей Довлатов. Ещё интеллигент склонен преуменьшать свои достоинства и способности. Довлатов никогда не называл себя писателем – просто рассказчиком. Т.е. он рассказывал, как люди живут. А писатели, по его мнению, показывают, как надо жить и учат во имя чего жить. Это уже будет лектор какой-то, а не писатель. Да, хороший писатель хорошо умеет рассказывать, как люди живут, а хороший (чуткий) читатель, читая хороший рассказ, вдруг понимает, что он живёт не так, что-то у него не так. И душа его просыпается, он начинает думать, что, наверное, возможна и какая-то другая жизнь. Для этого не надо поучать в книге – надо так рассказать, показать, что читатель сам проснётся. Сергей Довлатов это умел.