Найти тему

Про возбуждение через реле

Перезаряд является частой проблемой системы электрооборудования автомобилей с генераторами, опорное напряжение которых, берется от замка зажигания. Т.е. речь пойдет о генераторах Г221, Г250 и их современных модификаций как с выносными так и с встроенными реле-регуляторами.

Дело в том, что по пути от источника тока до 15 клеммы замка зажигания происходят потери напряжения. Это связано с наличием различных соединений, через которых проходит электрический ток. Со временем контакт через эти соединения ухудшается. Конечно всё это должно чиститься и смазываться.

Подключение источников тока на автомобиле Москвич 412-2140
Подключение источников тока на автомобиле Москвич 412-2140

Опорное напряжение это своего рода сигнал для регулятора напряжения, если оно низкое, транзистор регулятора начинает сокращать частоту прерываний цепи обмотки возбуждения с массой. Ток в обмотки возбуждения повышается, следовательно по правилу работы трансформаторов, увеличивается напряжение в обмотке статора.

Подключение источников тока на автомобиле ВАЗ 2101-2103
Подключение источников тока на автомобиле ВАЗ 2101-2103

Если опорное напряжение будет больше нормативного, транзистор наоборот увеличит частоту прерываний и так далее. Напряжение бортовой системы понизится.

А как быть если опорное напряжение ниже того, что на плюсовой клемме акуммулятора/генератора. Как в нашем случае. Тогда регулятор, как честный труженик будет повышать напряжение до тех пор, пока опорное напряжение нормализуется. А вот на плюсовой клемме генератора и аккумулятора значение напряжения будет повышенным. От перезаряда будет происходить кипение аккумулятора.

В регуляторах напряжения генераторов автомобилей ВАЗ 2108-2109 нового образца опорное напряжение соединено с плюсовым выводом генератора на прямую и напряжение бортовой сети более стабильное.

Вывод опорного напряжения Б, соединен с плюсовым выводом генератора
Вывод опорного напряжения Б, соединен с плюсовым выводом генератора

А как же можно модернизировать системы электрооборудования со старыми типами генераторов?

Можно подавать питание на реле регулятор не от замка зажигания, а от плюса генератора на прямую через реле. Таким образом мы соединим опорное напряжение с плюсом генератора. В этом случае наш старый регулятор будет получать более достоверную информацию о значении напряжения в бортовой сети автомобиля.

Обмотка реле (контакты 85 и 86) зарабатывает при включении зажигания.В сети много схем подключения возбуждения через реле.

Возбуждение через реле для ВАЗ 2101
Возбуждение через реле для ВАЗ 2101

Возбуждение через реле для Я112А на автомобиле Москвич
Возбуждение через реле для Я112А на автомобиле Москвич

Однако у этого пути есть один существенный минус. Любое реле может отказать. Силовые контакты могут заклинить в замкнутом состоянии. При этом обмотка возбуждения будет питаться током от плюса генератора даже при выключенном зажигании. Что может привести к полной разрядке аккумуляторной батареи.

Поэтому при таком пути модернизации системы электрооборудования необходимо продумать индикацию замкнутого состояния силовых контактов реле, а следовательно и работы реле-регулятора (см. рисунок выше). Тогда мы точно не прогадаем.

Это один из альтернативных методов модернизации старых систем. Однако нужно понимать, что если в системы большие потери тока, то нужно в первую очередь их устранить. Проверить состояние всех соединений на путик тока к замку зажигания и сам замок. А потом уже думать об установки реле. Иногда легче восстановить систему до рабочего состояния, нежели проводить модернизацию.

Всем спасибо за просмотр. Всего доброго!