В Москве на ул.Тверской находится музей-квартира балерины Майи Плисецкой. Ни один раз я слышала от туристов, приезжающих в столицу, нотки разочарования: ожидали увидеть одно, а увидели совсем другое.
"Никакой роскоши!" - удивленно восклицают люди.
Оно и понятно: на невидимых весах Плисецкая весит больше, чем Басков и Михайлов вместе взятые. Но у тех золотые ручки в дверях, а у балерины, которой рукоплескал весь мир, самые обычные. И мрамора нет на полу. И стулья обычные, деревянные, и шкафы.
В голове не укладывается...
Не каждый способен разглядеть за видимой простотой глубокое внутреннее содержание.
В квартире много картин, фотографий, книг и сувениров, которые артистка привозила из зарубежных гастролей. Она никогда не гналась за эпатажем, обожала посещать ярмарки местных умельцев и говорила: "Я хочу заплатить мастеру, который это сделал".
Квартира, в которой проживала балерина, не была ей подарена государством. Она была куплена в 1963 году на гонорары ее мужа - композитора Родиона Щедрина, который писал музыку для кинофильмов.
Обитатели Рублевки коллекционируют шубы, автомобили и редкие бриллианты. А у Майи Плисецкой был блокнотик, который она везде возила с собой и записывала в него редкие, забавные фамилии.
Дамочкин-Визжачих, Потаскушкин, Непейпиво
А как же всем известное заявление Майи Михайловны о том, что ее любимый модельер - Пьер Карден?
Дело в том, что она не набивала свой гардероб его нарядами, а танцевала в его костюмах. Дизайнеру запретили упоминать свое имя, ассоциироваться с русским балетом, но он шил костюмы, так как восхищался пластикой и грацией женщиной. А она искренне восхищалась его мастерством.
Современные звезды хвастаются в интервью, что покупают себе квартиры в ОАЭ. Советские звезды дарили друг другу в качестве подарков... спектакли.
Родион Щедрин в 1085 году написал балет "Дама с собачкой", в котором его жена исполнила главную роль. Это был подарок на ее 60-летие. Балет был показан 31 раз.
Это было - событие. Событие, которым можно поделиться с другими. В которое можно вложить свою душу.
А колье в футляре - всего лишь вещь.
Своей музой Плисецкую считали Морис Бежар, Марк Шагал и Ролан Пети. Они дарили ей свои картины.
Но не пресыщенностью объясняется лаконичный стиль жизни Майи.
В свою нору жадно несет зернышки только тот, у кого бедная душа. Тот, кому нечего дать другим.
"Тяга к дорогим вещам — комплексы, которые пришли к нам от бедности советской жизни. Не было ничего, поэтому хочется иметь ВСЕ. А люди, которые могут позволить себе ВСЕ, — теряют к этому интерес. Главное — предназначение."
В.Токарева
Богат не тот, кому хватает. А тот, кто может поделиться.
Плисецкая щедро делилась с людьми своим даром, своим стилем, своим танцем. Она купалась в овациях и не нуждалась в дорогих вещах, которыми можно побаловать себя.
Ей не нужно было покупать дорогие вещи, чтобы признаться себе в любви.