63 подписчика

Учить грамматику или нет. Вот в чем вопрос!

Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо копнуть в саму суть грамматики и языка. Разберем всё по порядку.

Нужно ли учить грамматику
Нужно ли учить грамматику

Что такое грамматика

Прежде всего обозначу простыми словами, что это такое. Грамматика - это правила языка. Как преобразовать существительное во множественное число или в каком порядке ставить слова в предложениях. Всё это относится к грамматике.

Что первично

Теперь нужно понять, что появилось первым: английский язык или грамматика английского языка. Остановитесь и прямо сейчас дайте себе ответ на вопрос, что из них первично! Как появился английский язык? От куда взялась грамматика английского языка?

Кратко об истории английского языка

Английский язык условно делят на древнеанглийский, среднеанглийский и новоанглийский. Древнеанглийский появился примерно в 450х годах нашей эры и сильно отличается от современного, среднеанглийский - в 1070х и уже немного похож на современный, а новоанглийский - от Шекспира, это начало 1600 годов, и до наших дней. В начале 1600х английский язык уже был максимально похож на современный.

А вот отрывок из статьи "История английского языка буквально на пальцах".

Процесс лингвистической стандартизации языка начался уже в XVII веке. Во многом этому способствовал рост популярности поэзии и прозы на английском. Именно в это время полностью закрепился английский алфавит, состоящий из 26 букв, который мы используем и сегодня. Именно в это время начала создаваться грамматика и орфография, многие элементы из которой мы изучаем и сейчас.
В 1604 году был создан первый словарь английского языка, в который вошло чуть больше 2500 слов. С него и началась стандартизация правописания слов. А одной из первых глобальных работ стал словарь «Dictionary of the English Language» Сэмюэля Джонсона, состоящий из 43 000 слов.
Уже к 1800 годам английский язык приобрел ту форму, в которой мы знаем его сегодня.

Из этого выходит, что грамматика английского языка появилась гораздо позже самого языка, но благодаря грамматике английский наконец-то стал стандартизированным.

И самая главная цитата из той же статьи:

Английский как и любой другой естественный язык — это живая система, которая постоянно развивается под влиянием носителей.

Развивается под влиянием носителей!

Теперь становится понятно, что язык является первичным, а грамматика - вторична. Уже это подсказывает нам, на что обратить свое внимание при изучении иностранного языка. Однако стоит закрыть еще несколько вопросов для большей ясности.

Живые и мёртвые языки

К живым языкам относят все существующие языки, на которых люди общаются и по сей день. Это активные, постоянно меняющиеся и развивающиеся языки. Например, английский, немецкий, испанский, китайский, русский и так далее.

А к мёртвым языкам относят несуществующие в живом употреблении языки, известные лишь по письменным памятникам или созданные искусственно. Есть языки созданные кем-то специально, например наиболее популярным среди таких языков является эсперанто. Его создал один лингвист в 1887 году и создавал он его на протяжении 10 лет. В этом случае конечно более вероятно, что первичным была грамматика, и только потом придумывались слова, отвечающие определенным требованиям. Эсперанто используется очень узким кругом лиц и число таких людей достоверно неизвестно.

Смею предположить, что при изучении планового, т.е. искусственного, языка стоит уделять максимальное внимание грамматике, поскольку грамматика там по идее хорошо продумана и без исключений в правилах в отличии от любого живого языка, где куча разных исключений. По идее, освоить грамматику планового языка гораздо легче и быстрее, чем живого. С легкостью и довольно быстро можно будет в уме поменять форму существительного или глагола, или создать существительное из глагола. Достаточно будет выучить грамматику, слова и какое-то время попрактиковаться, чтобы закрепить изученное. В случае же с живым языком грамматика имеет второстепенное значение.

Правила и законы

Наверняка некоторые из вас знают, что международные законы и законы государства не успевают меняться под нужды развивающегося общества. Законы всегда отстают. Точно так же и правила языка постоянно отстают от меняющегося, развивающегося языка и культуры, ведь культура напрямую влияет на язык, на направление его развития. Это одна из причин, почему грамматикой стоит в некотором смысле пренебрегать.

Выводы

Для любого, кто изучает живой иностранный язык, это означает, что мы большее количество времени должны уделять изучению текстов, аудио и видео материалов. А вот грамматике языка уделять гораздо меньшее внимание, тем более, что для подавляющего большинства изучение грамматики - довольно скучное занятие. А интерес к языку должен постоянно чем-то подогреваться: сюжетом или какой-то новой информацией, которую вы и на русском не знали до прочтения текста на английском.

Справедливости ради, стоит отметить, что совсем отказываться от изучения грамматики не стоит, поскольку в этом случае, а именно в случае полного игнорирования грамматики, изучающий чужой язык не сможет понять, как тот функционирует. Он будет допускать больше ошибок в своей речи, чем тот, кто всё таки изучал хотя бы базовые правила языка. А если уйти в другую крайность - изучать по большей части только грамматику и только слова в отрыве от контекста - то достичь беглой речи вообще не получится. Придется слишком долго думать, прежде чем сформулировать хотя бы одно правильное предложение. А как-только вы решите ускориться, тут же придёт и обилие ошибок.

Поэтому правильным решением будет в начале изучения языка не трогать грамматику и лишь потом, когда появится внутреннее желание и интерес, начать осваивать базовые правила языка, не забывая и про контекстную информацию (тексты, аудио, видео). Вы начнете замечать какие-то правила в тексте, научитесь обращать на них внимание. А после научитесь обращать внимание на те особенности языка, правила к которым Вы еще не учили. Будете задаваться вопросом, почему так, а не иначе. И когда встретитесь с этим же правилом уже в грамматическом учебнике - поймете и выучите его гораздо быстрее, чем другой среднестатистический ученик английского.

Бонус

Существует как минимум одно исследование, которое подтверждает один интересный факт. В независимости от того, кто учит английский язык - японец, итальянец или даже годовалый ребенок в англоязычной семье - и в независимости от того, в каком порядке представлена грамматика в их учебнике, все без исключения осваивают грамматику в определенном одном и том же порядке. Этот порядок как бы запрограммирован самим языком, его структурой и особенностями нашего мозга. Нельзя взять сразу Present Simple и выучить его, вернее выучить-то его можно, но полноценно освоить не получится. Он просто забудется и ошибки будут продолжать проявляться в речи и на письме, хоть сколько угодно итальянец или японец будет его учить. И это будет до тех пор, пока ученик в общем не перейдет на новый уровень освоения языка и только тогда можно будет учить Present Simple и он действительно освоится. Хотя Present Simple считает легкой одной из первых грамматических тем, перед ним еще достаточно длинный путь.

Я множество раз замечал это раньше на своих учениках, мы изучали Present Simple, они уже понимали его, уже правильно выполняли все упражнения. Затем переходили на новую тему, прошло 2-3 недели и почти весь Present Simple словно ветром сдуло. Оставались лишь его отголоски. Но всё это было раньше, как учитель несколько лет назад я полностью поменял свой подход и результаты меня приятно удивили. Например, за год репетиторства, девочка ныне 7 класса из полного нуля теперь совершенно спокойно получает твёрдые 5ки в школе. Она не знала ни одного грамматического правила, ни одного слова и единственное, что могла - худо-бедно читать по-английски с ошибками в каждом слове. Вот прям в каждом! О понимании на слух речь вообще не шла. По способностям она совершенно обычный среднестатистический ребенок с некоторыми проблемами в обучении по ряду предметов, а ведь есть дети, которые гораздо быстрее и эффективнее усваивают школьные предметы. За год у нас получилось провести 44 занятия, это примерно по одному занятию каждые 8 дней. Конечно я и ее мама способствовали тому, чтобы она выполняла домашние задания от меня. Без Д/З таких результатов не было бы.

Послесловие

К сожалению я не могу в рамках одного поста объяснить сразу всё, материал и так получился достаточно объемным, поэтому остальной пласт информации я покрою в других своих постах.

А пока поделитесь своими мыслями в комментариях. Что нового Вы узнали из этого поста? С какими трудностями изучения иностранного языка Вы сталкивались? Какие выводы лично Вы делали для себя об эффективном изучении языка?