На днях узнал, что более 70% всех самолётов гражданской авиации России Airbus и Boeing были зарегистрированы на Бермудских островах. Сейчас уже гораздо меньше, но сам факт показался мне забавным. Решил разобраться в этом вопросе.
*****
Почему вообще стоит вопрос, где регистрировать самолёты
Логично предположить, что если авиакомпания российская, то и регистрировать самолёты надо в России. Но если посмотреть на бортовые коды, то индекс RA (Российский регистр) на самолётах Airbus и Boeing встречается редко.
В основном там написано VQ, что означает Бермудские острова, или EI – Ирландия.
Дело в том, что подавляющее большинство самолетов взяты в лизинг. А лизингодатель опасается регистрировать свои самолёты в России. Это первая часть проблемы. Вторая, более важная – уход от налогов. Что странно, легальный уход. Государство не мешает регистрировать самолёты в других странах, хотя и не поощряет такие действия. Но каких-либо санкций не предусмотрено.
Почему именно Бермуды
Налог при ввозе иностранного самолёта в Россию составляет 22%, плюс НДС 18%. Но если зарегистрировать самолет в другом государстве, и только потом ввезти в Россию, то никакие налоги и пошлины платить не надо.
Из европейских стран самые дешевые налоги на Бермудах. Бермуды являются заморской территорией Великобритании, и представляют собой оффшор с почти нулевыми налогами.
В результате Бермуды занимают 5-е место в мире по числу тоннажу морских судов, не имея при этом ни одного корабля. Тоже самое и с самолётами — бизнесмены регистрируют самолёты либо на Бермудах, либо в Ирландии.
После 24 февраля Бермуды и Ирландия запретили России регистрировать самолёты на острое. Появился термин “бермудированные самолёты”. То есть самолёты, на которых нельзя летать, ведь их правовой статус повис в воздухе – они уже не зарегистрированы на Бермудах, но еще не переведены в российский регистра RA.
А поскольку почти все самолёты в лизинге, то и вряд будут переведены. Ну или только с прямым нарушением международного законодательства.
Почему в России до сих пор летают самолёты Airbus и Boeing
По данным Минтранса РФ, в России в феврале эксплуатировалось 1367 самолётов, из них 731 самолёт был зарегистрирован на Бермудах. Сейчас уже меньше — свыше 250 самолетов удалось, как бы это правильно сказать, ну не “украсть”, а “решить проблему двойной регистрации”. Ведь после 24 февраля все авиакомпании бросились регистрировать самолёты в РФ, и возникал проблема двойной регистрации.
В результате на таких самолетах нельзя летать за рубеж. А вот по территории России можно.
Ну а в наш лексикон вошло странное словосочетание “бермудированные самолёты”....