70,8K подписчиков

Потрясающая книга современного классика Амели Нотомб «Аэростаты. Первая кровь». Литература как школа жизни

1,2K прочитали

В декабре эта книга мой фаворит, претендент на топ-5 лучшего прочитанного месяца.

Смущала меня обложка. И имя — Амели Нотомб — ничего не говорило. Но поборола свою дремучесть и открыла новое (для меня новое; для других очень даже известное) имя. На обложке, кстати, фотография автора.

В декабре эта книга мой фаворит, претендент на топ-5 лучшего прочитанного месяца. Смущала меня обложка. И имя — Амели Нотомб — ничего не говорило.

Амели Нотомб — бельгийская писательница, пишет на французском языке. Современный классик. Произведения Нотомб изучают в школах Франции, Бельгии и Квебека.

Год назад удостоена премии Ренодо* за роман «Первая кровь».

*Премия Ренодо — французская литературная премия, дополнение Гонкуровской премии, обе вручаются в один день и в одном месте. Существует с 1926 года.

«Первая кровь» входит в сборник, который выпустил Corpus. Идёт вторым по счёту. Первый роман — «Аэростаты».

Мне понравились оба. Но «Аэростаты» меня потряс. В «Первой крови» просто не было такого мощного финала.

Но давайте по порядку.

«Аэростаты»

Брюссель. Анж девятнадцать. Она учится в университете, увлекается филологией и литературой. Снимает комнату у занудной Донаты и чувствует себя совершенно одинокой в большом чужом городе.

Денег страшно не хватает. Поэтому однажды она решает опубликовать объявление о том, что даёт уроки французского языка и литературы. И довольно быстро получает предложение заниматься литературой с 16-летним юношей, страдающим дислексией.

Пий Руссер оказывается ерепенистым юношей, который вообще сначала отказывался читать. Куда более неприятным был отец, подглядывающий за сыном и пытающийся ставить условия. Но и Анж проявила характер. Она нашла общий язык с парнем; поставила на место грубого отца. И довольно быстро занятия дали эффект. Парень начал читать. «Красное и чёрное» Стендаля, «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Превращение» Франца Кафки, «Дьявол во плоти» и «Бал у графа д'Оржеля» Реймона Радиге, «Принцесса Клевская» Мари Мадлен де Лафайет. Их занятия превратились в активное обсуждение произведений, обмен мнениями о книгах и о себе.

Очень быстро девушка поняла, что учительница Пию не нужна. Он читал, отлично справлялся со сложными произведениями, анализировал их. Но мальчик привязывается к Анж. Да и Анж нужен был собеседник.

Умная, симпатичная девушка, она совершенно не находила общий язык с однокурсниками, была скована, искала себя. Анж получилась у автора столь убедительной, потому что она писала её с себя. На презентации книги Нотомб так и говорила: «Анж — это я в девятнадцать лет».

Пий и Анж — оба как те аэростаты, мечтающие вырваться в свободный полёт. Возможно, это их и сблизило.

У романа шокирующий конец. Но самое страшное — понимание, что он закономерен.

«Аэростаты» мне невероятно понравились. Это книга о юности, о времени, о литературе, об отношениях отцов и детей, о детских травмах и подростковых проблемах, о непохожести на других и умении быть самим собой, о странных семьях и тиранстве родителей. Это глубоко психологичное и ярко литературное произведение. Эмоциональное, динамичное. Диалоги великолепные! Характеры живые!

А ещё здесь много хорошей литературы, развивающей в главном герое вкус к чтению и способность понимать реальность. Школа жизни. И много правильных мыслей. Например, «Литература не есть искусство приводить всех к единому мнению».

«Аэростаты» я прочитала жадно. Как мало что вообще так читаю.

«Первая кровь»

Про этот роман я скажу меньше. Да, он более заслуженный. Да, он тоже великолепно написан. Аплодисменты Амели Нотомб, её лёгкому, воздушному, летящему языку. Но он оказался более предсказуемым, что ли.

«Первая кровь» — история отца писательницы, начиная с рождения и до трагического момента в его жизни.

28-летнего Патрика Нотомба, дипломата, террористы ведут на расстрел и он вспоминает свою жизнь. В 8-месячном возрасте он остался без отца и, можно сказать, без матери, которая поглощённая своим горем (гибелью любимого мужа), совсем потеряла к сыну интерес.

Растили мальчика бабушка и дедушка, родители матери, состоятельные люди. А на каникулы он ездил к другому дедушке, отцу отца. У деда была большая семья, младший сын — ровесник Патрика. Совсем другой мир, где жили бедно, ели скудно, но вида при этом не показывали. Два таких разных мира и сформировали мальчика. Он умел держаться в трудных обстоятельствах и находить общий язык со всеми. И стал дипломатом, который однажды, уже будучи отцом двоих детей, попал в заложники в чужой стране.

«Первая кровь» — ещё одна вариация на тему «отцы и дети», роман взросления и становления.

Замечательный роман, но мне чего-то не хватило. Хотя по отзывам, кому-то он нравится больше, чем «Аэростаты». Но, как сказано в «Аэростатах»: «Литература не есть искусство приводить всех к единому мнению». У всех оно своё. И это замечательно.

ℹ️ О КНИГЕ

  • Автор: Амели Нотомб
  • Название: «Аэростаты. Первая кровь» (Les Aerostats. Premier sang)
  • Издательство: «Corpus»
  • Серия: roman
  • Жанр: современная зарубежная проза
  • Переплет/бумага: твердый/газетная
  • Количество страниц: 224
  • Масса: 250 г

Читали книгу? Возникло желание прочитать?

Спасибо за лайк и комментарий! Подписывайтесь на канал, уже завтра вас ждут новые отзывы о книгах, обзоры и другие материалы.

Мои каналы в ТЕЛЕГРАМЕ