Конспирологический сай-фай от режиссеров «Весны» и «Паранормального» Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда.
Где-то в Лос-Анджелесе бармен Ливай (Джастин Бенсон) просыпается на полу съемной квартиры. Он лениво спускается на улицу, где знакомится с соседом, фотографом Джоном (Аарон Мурхед). Вскоре двое приятелей сталкиваются с гравитационной аномалией в доме, и чем упорнее они копаются в причинах необъяснимых явлений, тем глубже увязают в масштабной теории заговора.
Новая работа Бенсона и Мурхеда снималась небольшой съемочной группой (всего 12 человек) во время пандемии коронавируса и получила премьеру на «Сандэнсе» в январе этого года. Зарубежные критики встретили «Сверхъестественное. Знаки» с почти единодушным восторгом, и реакция их понятна. Бенсон и Мурхед, работая с крошечным бюджетом и минимальными спецэффектами, сняли на удивление амбициозный по своей концепции фильм. Здесь нумерология, розенкрейцеры и пифагорейцы соседствуют с легендой об основании Лос-Анджелеса, теориями подсознания и математическими парадоксами.
Своей многослойностью фильм порой напоминает культовый хоррор «Пи» (здесь даже упоминаются числа Фибоначчи) Даррена Аронофски, однако Бенсон и Мурхед больше внимания уделяют не столько нарастающей паранойе, сколько динамике отношений между героями. Как и в «Ломке» (дебютном проекте режиссеров), здесь головоломный сюжет раскрывается прежде всего в диалогах. Во многом именно болтовня Ливая и Джона на вроде бы отвлеченные темы погружает в насыщенную тайнами атмосферу.
При этом авторы неплохо обыгрывают стилистику «найденных пленок» — хотя фильм и снят не от первого лица, визуальный ряд насыщен разнообразными перебивками-флешфорвардами (вроде интервью с учеными, обсуждающими обнаруженный в доме феномен) и вставками из видеоархивов, которые иллюстрируют озвученные героями мысли. Работает эта идея, правда, не так хорошо, как могла бы. Да, нарезки из кадров и фотографий отчасти помогают избежать монотонности в подаче сюжета, но фильм идет почти два часа, и для такого хронометража в нем все-таки мало что происходит. Под финал, правда, действие ощутимо разгоняется, но громогласной кульминации ждать не стоит: Бенсон и Мурхед ставят больше вопросов, чем дают ответов.
Так что тем, кто любит неторопливую «разговорную» фантастику, новая работа Бенсона и Мурхеда может понравиться. Она стремится захватить зрителей не чередой ярких событий, а россыпью любопытных идей. Главное — помнить, что перед вами минималистичное кино, требующее не только внимания к деталям, но и напряжения фантазии.