С вами рубрика "Что это они тут делают?" - сюжеты наиболее известных картин (шедевров) из коллекции музея Изобразительных искусств им. Пушкина.
Сегодня рассматриваем полотно французского классициста Никола Пуссена «Ринальдо и Армида», (1630) ГМИИ.
Над молодым спящим мужчиной склонилась прекрасная девушка. Она одета в белое платье с золотыми рукавами, ее волосы уложены в греческий узел, на голове диадема. Рукой она прикасается к плечу юноши, словно пытаясь его разбудить.
Что это? «Спящая красавица» наоборот?
Милые малыши-купидоны наблюдают за этой сценой, еще один малыш с интересом рассматривает щит и шлем с перьями.
Все говорит в пользу того, что это любовная сцена.
Но нет! Ринальдо и Армида - заклятые враги.
Ринальдо – рыцарь-христианин, который участвует в первом крестовом походе к гробу Господню в Иерусалим.
Армида – колдунья, подосланная силами тьмы в стан христиан, чтобы убить храброго героя Ринальдо. Она преисполнилась жаждой мести и пристально вглядывается в черты своего врага.
Никола Пуссен иллюстрирует одну из сцен поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Этот рыцарский роман в стихах был написан в 1570-80х. Он рассказывал о взятии Иерусалима рыцарями-христианами в 1099 году. Фабула романа очень далека от исторической правды и сильно похожа на сказку. Тут действуют герои-рыцари, прекрасные дамы, колдуньи, демоны и чародеи.
Спустя примерно 50 лет роман был все так же невероятно популярен. Видимо, Пуссен реально «подсел» на это легкое чтиво и написал несколько полотен на сюжет «Освобожденного Иерусалима».
Ринальдо – величайший их христианских рыцарей, совершает подвиг за подвигом, борется с мусульманами, спасает своих товарищей. При этом, его воинская дисциплина хромает на обе ноги, он часто не исполняет приказы короля Готфрида Бульонского. И король вынужден его изгнать из армии. Ничуть не жалея, Ринальдо уходит восвояси.
Добравшись до края земли, Ринальдо видит колонну. Эта колонна изображена на картине на втором плане у правого края. На колонне надпись, что впереди его ждет самое чудесное наслаждение. В предвкушении Ринальдо решил немного отдохнуть на своем красном плаще. И он засыпает под сладкоголосое пение Армиды. Оказывается, что неверные решили погубить славного рыцаря, пока он бродит один, и наслали на него коварную колдунью. Она примчалась в золотой колеснице. Мы видим, как на втором плане картины служанки Армиды сдерживают лошадей.
Армида коварна и безжалостна. Тем более, что Ринальдо уже однажды посрамил ее, освободив из плена Армиды своих товарищей рыцарей. Она полна мести. На другой картине Николя Пусссен изображает ее с ножом в руке. Так эта сцена выглядит более зловещей.
Но юноша так красив, что Армида передумала его убивать.
Вместо этого она решает дискредитировать славного рыцаря. Она похищает Ринальдо и на своей золотой колеснице переносит его в райский сад наслаждений. Этот сад описан в поэме на нескольких страницах, вероятно, для того, чтобы оправдать падение Ринальдо. В объятиях коварной красавицы он полностью забывает о товарищах, короле Готфриде, рыцарском долге, Иерусалиме и предается наслаждениям.
А в это время товарищи отправляются на его поиски.
Добрые друзья обязательно разыщут Ринальдо и напомнят ему о «свежих венках побед».
Покинутая Армида разрушит подвластный ей Эдем.
Здесь, надо сказать, конец истории приобретает некоторое сходство с «Смертью Дидоны», которая, однако, пошла еще дальше, чтобы отомстить бросившему ее любовнику ;)
Про смерть Дидоны читайте тут
Подписывайтесь на канал, картин в ГМИИ еще много!