Просто о сложном: что такое хорошо и что такое плохо.
Этим вопросом озадачивается каждый. По большому счету - вся наша жизнь и есть процесс познания именно этого. Мы с самого детства разбираемся в этих понятиях и лишь единицам удается осознать, что "хорошо" и "плохо" в наше время - понятия сугубо моральные и определяются именно той моралью, которая действует в конкретном обществе.
Вчера коммунистическая идея была самой лучшей в нашей стране, а сегодня это главное из зол, из-за которого развалилась огромная страна, и люди прошли через ад, а население России сократилось чуть ли не на десять процентов.
Вчера спекулировать, то есть продавать с наценкой, было плохо. Спекулянтов подвергали наказанию, а сегодня это уважаемые граждане - торговцы, предприниматели и на них держится благосостояние страны.
Вчера доносить друг на друга, ради великой идеи, было почётно, а сегодня это презренно и осуждаемо.
Мы можем размышлять о любом понятии, и оно непременно будет являться и плохим и хорошим, в зависимости от времени, места и правил, которые установлены в том или ином обществе.
Считаете, что я заблуждаюсь? Мне бы тоже хотелось так думать, но увы! Я не ошибаюсь.
Убийство человека это хорошо? Каждый знает, что это плохо. Но как же тогда относиться к военным и палачам? Где та грань за, которой убийство превращается в благо без которого не обойтись. Почему величайшие завоеватели (они же массовые убийцы) сегодня в почете, и их личности прописаны большими буквами во славу истории? Александр Македонский, Юлий Цезарь, Чингисхан; чем они лучше, чем Гитлер и Наполеон? Так почему Александр - великий, а Адольф - презираемый? Откуда вообще мог взяться термин "великий завоеватель"... Что здесь великого?
За подобные рассуждения сегодня можно угодить в неприятности и даже стать изгоем в обществе, но если разобраться... Разве Македонский ради благой цели завоёвывал страны и уничтожал население? Разве он это делал не ради собственного величия? А может вы думаете, что мирное население не гибло при его "великих" походах? Так в чем же разница?... А разница лишь в трактовке событий тех, кто определяет правила. Вот и вся разница, между этими понятиями "хорошо" и "плохо".
Вы скажете, что есть совершенно очевидные вещи, которые нельзя назвать хорошими, возможно и есть, но я о таких не знаю. Вы знаете? Подскажите?
Может быть, вы считаете, что воровать - плохо? Возможно и так, но что вы скажете о Робин Гуде? А как объяснить положительное отношение жителей европы и США к воровству наших активов, хранящихся в их банках? Скажете, что это не воровство, а мера наказания... Но как тогда отнестись к гражданам, которые желают наказать банки за их грабительские проценты? Выходит, что присваивать чужое не всегда плохо - иногда это благо, для того, чтобы... Ну и так далее. Оправдание можно придумать всему.
Так неужели между этими понятиями нет никакой разницы? Неужели "хорошо" и "плохо" это всего лишь одобрение и неодобрение каких-либо действий теми, кто имеет права одобрять? Вчера было плохо жить однополыми браками, и тем более втягивать в это детей, а сегодня это благо. Вчера педофилы были изгоями, а сегодня становятся несчастными людьми, которым многие сочувствуют.
Может быть, нам просто пудрят мозг этими терминами, используя их как команды.
"Знайте, что это хорошо, а это плохо, а кто сомневается - будет наказан!"
Может быть, так это работает?
А ложь, по-вашему это хорошо? А разве демагогия и политика не одна из форм лжи? А реклама... Разве реклама не привирает? Безусловно привирает, но это же двигатель прогресса, а значит сегодня это хорошо.
А предательство? Хорошо ли это? А что вы скажете о Снуодене и о тех агентах, которые работают на нашу страну? Ну... это же наши! Они хорошие, а те не наши - значит плохие.
Вот такой винегрет!
Но, несмотря на всё это массовое заблуждение, человечество давным-давно разобралось в разнице, вот только это не всех устраивает: кому нужна знающая и умная толпа? Управлять и манипулировать удобнее толпой глупой и не думающей!
А тем временем... В любой религии мира, есть точное объяснение, что такое хорошо и что такое плохо.
Берите хоть ислам, хоть йогу с ямами и неямамаи, хоть буддизм. Любая религия отвечает на эти вопросы, вот только ответы открываются тем, кто вдумчив и пытлив.
Возьмём к примеру христианство. Там четко прописаны добродетели, которые считаются хорошим и грехи как синоним слова "плохо".
Плохо это: гордыня, жадность, гнев, зависть, прелюбодеяние, обжорство и уныние.
Хорошо это: целомудрие, умеренность, любовь, усердие, терпение, доброта, смирение.
Но того, кто приколотил Мессию к кресту гвоздями, подобное учение не устраивало. И добродетели превратились в грехи, а грехи в добродетели.
Целомудрие превратилось в робость и невостребованность, умеренность в глупость и нежелание развиваться, любовь в секс и похоть, усердие в упертую придурковатость, терпение в бездумное мученичество, доброта в глупость и сумасшествие, смирение в рабство.
Зато грехи стали звучать гордо и почётно.
Гордыня превратилась в гордость, жадность в правильное управление своими активами, гнев в праведность, зависть в стремление к собственному росту, прелюбодеяние в наивысшее наслаждение, обжорство в наслаждение вкусом, а уныние в проблему которая нуждается в сочувствии и помощи окружающих.
И как, простите различить, где ложь, а где истина? Как разобраться что хорошо, а что плохо, коль даже религиозные доктрины перевернули с ног на голову.
Но никто этим голову забивать не хочет, ведь нам давно объяснили, что есть те кто устанавливает правила, а есть те кто их выполняет, а значит без нас разберутся, что и как, после чего всё "правильно" растолкуют. Задумываться над верным значением грехов и добродетелей - глупость несусветная. Есть более важные дела: ходить на работу, смотреть телевизор, совершать покупки, обсуждать наряды звёзд и их семейные дрязги.
Разве не так сегодня рассуждают?
Но вы спросите: к чему я обо всем этом? Есть ли у тебя, автор, ответ на вопрос который ты поднял в своем сочинении.
И я отвечу: да, у меня этот ответ есть, и я руководствуюсь банальной логикой, которая плохой быть не может ибо она есть и это хорошо.
Давайте подумаем, что для нас самое важное? Ответ очевиден - жизнь, а что для нас самое нежеланное - конечно смерть. Так вот... Жизнь - это хорошо, а смерть - это плохо. Из этого логичного вывода следует, что действия направленные на сохранение жизни вашей и жизни окружающих - хорошо (добродетели), а все что направлено на сокращение жизни (грехи) - плохо.
Если вы считаете, что смерть - это не плохо, то мои выводы покажутся вам не логичными, но в этом случае... Зачем вообще жить и рассуждать - все бессмысленно!
Ну и как же, спросите вы разобраться, что жизнь продлевает, а что сокращает, коль не все так очевидно. Но разве не всё?
Подсказкой вам будут именно грехи и именно добродетели. Если сказано, что терпение - добродетель, значит это хорошо, а если вы считаете, что это не так, то знайте - вы неверно трактуете слово терпение. Терпение это не желание страдать и мучится, а умение стойко, без стрессов и нервотрёпки уметь ждать, не тратя силы и здоровье на бесполезные переживания и суету. Умение ждать - это крепкие и здоровые нервы, а коль ждать вы не умеете, это хорошим быть не может - знайте это. Беспокойство и нервотрёпка ведёт к болезням смерти и мешает принятию верных решений, что тоже жизни не способствует.
Если в добродетелях есть слово "смирение", то знайте, что это хорошо, а если кто-то скажет, что смирение это для глупых овец, а настоящий человек должен иметь принципы и позицию, то знайте - он заблуждается и вас туда же тащит. Смирение это не робость и угодливость, а выдержка и достоинство. Смирение произошло от слова "мир" и означает - жить с миром в гармонии и не писать против ветра - бессмысленно. Жить с миром в сердце означает быть миролюбивым и уравновешенным, не трусливый и робким, а спокойным и рассудительным. А когда спокойствие и рассудительность сокращали жизнь?.. Верно - никогда! А бессмысленная погоня за ветряными мельницами?.. Читали Сервантеса?
Стоит ли говорить про умеренность? На мой взгляд здесь всё очевидно. Умеренность освобождает нас от излишней усталости, излишнего переедания, излишней нервотрепки. Умеренность освобождает от всего лишнего, а лишнее не может быть хорошим исходя из своего определения. Лишнее - это лишнее, а значит не нужное.
Целомудрие - трактуется в словарях, как полное воздержание от половой жизни, но это ложь. Рождение детей без полового контакта произойти не может, а зачатие детей плохим делом не назовешь, в то время как жизнь ради погони за сексом, ради удовольствия приводит к проблемам и растрате энергии. Чего уж говорить о болезнях при неразборчивой половой связи и о проблемах в семье, связанных с изменой; и все это ведет к переживаниям и как следствие нервотрепке, депрессии и болезням. Размышляя о цломудрии, можно вспомнить об умеренности и руководствоваться хотя бы этим.
Усердие это то, что у самого сердца. Только то, что идёт от сердца, приносит полное удовлетворение, вопреки ложному мнению об усердии как фанатичной работе на износ. Любимое дело, кроме удовлетворения и радости ничего принести не может, тогда как не любимое дело (не от сердца) всегда будет травмировать вашу душу и приведет все к той же депрессивной задумчивости о никчемности вашего существования.
Любовь... Здесь главное не путать это великое созидательное чувство с похотью и сексом. Любовь не равна сексу! Подробно об этом здесь
А теперь - грехи, подалкивающие к краю и это плохо!
Уныние - это самое противное чувство тянущее нас в моральный ад. И происходит это от того, что действия наши необдуманы и произведены не от сердца, а по недоразумению, не понятно для чего. Многие ли из вас учились на того кем мечтали стать и работают там где всю жизнь мечтали? И как вам? А еще... Еще уныние это нежелание видеть красоту этого мира, а умение видеть гадость во всем - не то к чему надо стремиться.
Гордыня - чистый эгоизм. Мерзкое чувство превосходства над остальными, заставляющее постоянно париться по поводу своей исключительности. Гордыня толкает вас к удивительным глупостям и здесь вы не только сокращаете свою жизнь, но можете запросто сократить жизнь окружающих, лишь бы остаться самым "великим" и самым "обожаемым". Если вам скажут, что гордыня это хорошо, то это ложь и каждый поступок возбужденный этим греховным помыслом нечем хорошим не сулит. Считаете иначе? Приведите пример.
И так же со всем остальным.
Подведу итог.
С моей стороны было самонадеянно растолковать то, что растолковать почти невозможно, но я попробовал и считаю, что это хорошо, ибо может продлить жизнь людям, хотя... Если я был не убедителен, то многих могу привести в замешательство, а это плохо. Простите меня за это! Простите за гордыню и излишнюю самоуверенность, но я такой же человек как все, а человеку свойственно ошибаться.
В рассуждениях я руководствовался логикой и очевидным: жизнь - это хорошо, а смерть - это плохо.
Грехи и добродетели - это верное направление, которым нужно руководствоваться, проявляя умеренность и усердие.
Отойдя от морали, толкуемой победителями и заинтересованными, обращаемся к безусловным ценностям человечества, не поддающимся оспариванию. Только это поможет раскрыть глаза на истину, которая в отличии от правды не перестает существовать, даже когда в нее не верят или забывают. Жизнь - это добро и благо, а смерть это не то, к чему надо стремиться и приближать. Жизнь - это хорошо. И если это будет понятно и осознанно, то на вопрос, "что такое хорошо, а что такое плохо", мы будем знать точный ответ, как бы не старались нас ввести в заблуждение, те кому это выгодно.
Да, не так просто разобраться в хитросплетениях жизни, но зная верное направление, путь к свету будет очевиднее и немного проще.
p.s. Можно отметить, что самое вкусное и самое привлекательное зачастую бывает самым вредным и самым опасным - так устроена жизнь и сделано это для того, чтобы разобравшись в заблуждении раз никогда больше не ошибаться.