Найти тему

История грязелечения в России: Как в Саках людей в "могилы" закапывали!

Оглавление

Изучение Сакской целебной грязи началось в 1807, а первое описание, как тогда осуществляли грязелечение на Сакском озере сделал Павел Иванович Сумароков в 1799 году. Читаешь его рассказ и пытаешься сравнить с тем, как сейчас это делают.

-2

„Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году“

В 20 верстах от Кезлова (Евпатории) по Акмечетской (Симферопольской) дороге находится озеро Сак близ деревни сего же имени, которое достойно, чтобы о нём здесь сообщить. Оно имеет чудесное действие подавать скорое исцеление от многих болезней. Стекающая и солнцем испаряемая вода оставляет у берегов род ила или грязи, в котором выкапывают глубокие ямы наподобие могил, и в них зарывают недугующих по самую шею так, что лежащие в них не могут иметь никакого движения, над головой делают из ветвей род шатра, дабы охранить ее от раскаленных лучей; сидят в яме по часу и более, переменяя грязь свежею; и сила-то оной приносит облегчение страждущим. Удобное для закапывания себя в грязи время начинается от 20 июля и продолжается до 1 сентября; главным же наблюдением притом поставляют то, чтоб не простудиться, для чего и выбирают самые тихие и ясные дни. Обитающие в здешних окрестностях крымцы стекались издавна толпами к сему спасательному месту, и, возвращаясь здравыми в дома свои, прославляли премудрость Провидения; ныне же многие из чиновных российских не по слышанным преданиям, или ложным увеличиваниям, но по опытам над самими ими произошедшими, удостоверились в истине сего чудотворения. Были примеры, что единожды и дважды употребленное сие средство освобождало от жестоких и продолжительных болезней без всяких потом следствий. Вот, кажется, довольно надёжные свидетельства простого и естественного врачевания; но сожалительно, что оное остаётся мало известным, а важность оного заслуживает всяких над ним изысканий и утверждений.
-3

В примечании Павел Сумароков приводит в подтверждение своих слов реальные случаи людей, излечившихся после посещения сакских грязей с адресами и именами-отчествами. Правда случаи там удивительные! Хватало даже одного раза, чтобы полностью излечиться от заболеваний от ревматизма и боли в боку и груди.

В первое посещение Павел Сумароков не рискнул попробовать это лечебное средство. Он вернулся в Крым в 1802 году в составе Крымской комиссии. Описание своего второго путешествия по Крыму он опубликовал в книге «Досуги крымского судьи, или второе путешествие в Тавриду Павла Сумарокова».

Именно тогда он погрузился в могилу, чтобы получить исцеление:

«Досуги крымского судьи, или второе путешествие в Тавриду Павла Сумарокова»

Лечебная грязь
Расстроенное здоровье предписало мне прибегнуть к прославленной многими опытами целительной здешней грязи. Время ещё то позволяло, расстояние не велико и я, приискав товарища, отправился при лунном свете туда на почтовых. В деревне Сак татарин, отправляющий должность аптекаря при той чудесной врачебнице, встретил нас у своего дома, отворил свою хату, устроил из подушек диван, сам пошел делать приготовления, а мы во ожидании того сняли с себя одежды. Часа через полтора явился наш эскулап, подвезли арбу, мы накинули на себя плащи, влезли в тот подвижной чулан, положили тазы, бельё и поехали к озеру, в версте от селения отстоящему. Прибыв к берегу, мы босоногие шествовали по вязкой тине сажен пятьдесят и достигли выкопанных в грязи могил, с устроенными от северной стороны, для защиты, шалашами. Я вижу, что читатель хочет позабавиться на наш счет; пусть же он вообразит себе каждого из нас, лежащего всею длиною тела в особой могиле, под бугром накинутой грязи, который, оставляя одни только головы на свободе, лишал нас всякого движения. Пусть вообразит он увязшего по колено моего слугу с распущенным надо мною, к предохранению от солнечных лучей, зонтиком. Пусть прибавит он к сей картине татарина, сидящего на цыпочках подле меня, который, накидывая свежей грязи, поливал водою, как будто по пашне, покрывающее меня вещество. Теперь пусть он представит затейливого моего товарища с приткнутою молодым татарином к его губам трубкою, и в сем положении испускающего табачный дым. Ты насмехаешься читатель; но я не стыдлив, взгляни на рисунок (в начале статьи): вот тебе точное изображение того зрелища. Мы уподоблялись тогда мертвецам, прислуживающие нам походили на родственников, творящих поминовение, недоставало только надгробных камней и эпитафий...
Наконец, через полтора часа последовало наше возстание, и мы воскресли во угождение преселению душ Пифагора, в виде уже негров, но лекарь татарин, желая непременно удержать общую систему, посадил нас на камень и посредством вылитых на нас нескольких вёдер воды, поставил нас набело и чрез то опровергнул заблуждение философа.
-4

Вот таким было лечение в далёком 1802 году, когда о чудесных свойствах озера Саки знали совсем немногие, когда его изучение ещё даже не началось.

А сейчас всё по другому, но это уже другая история.

Продолжение истории грязелечение в России на озере Саки:

#лечениегрязями #бальнеология #саки #крым #грязелечение