В гостях у Мосгордумы: княжеский дворец, который в 19 веке превратили в больницу

4,5K прочитали

У дворца князей Гагариных на Страстном бульваре преинтересная история. Его построил один из самых известных московских архитекторов Матвей Казаков. В нём устраивали обед в честь Багратиона, тот самый, что потом описал Лев Толстой в своем знаменитом романе. О нём оставил воспоминания французский писатель Стендаль. Как же так получилось, что в 19 веке великолепный дворец превратили в больницу? Давайте зайдем внутрь и узнаем его историю.

Адрес: Страстной бульвар, 15/29, стр.1
Адрес: Страстной бульвар, 15/29, стр.1

Князь Сергей Гагарин решил перещеголять всю Москву и заказал у именитого архитектора Матвея Казакова дом с самым длинным портиком, то есть колоннадой у входа. Только представьте, там 12 колонн! Громадный трехэтажный дворец с центральным Овальным залом возвели в 1790 году. Через восемь лет князь умер. Его старшему сыну Николаю тогда было всего 12 лет, а младшему Сергею — 3 года, и дворец в 1802 году сдали в аренду Английскому клубу.

В объем дома Матвей Казаков включил старые каменные палаты 18 века. При этом реставраторы обнаружили в кладке кирпичи с клеймами 1690-1710 годов
В объем дома Матвей Казаков включил старые каменные палаты 18 века. При этом реставраторы обнаружили в кладке кирпичи с клеймами 1690-1710 годов

Здесь собирались аристократы из высшего общества — отдыхали, обсуждали новости, играли в карты, давали обеды, в том числе и в честь Багратиона. Любопытно, что дедушка наследников дворца был одним из основателей Английского клуба во времена Екатерины II. "Клуб убран во французском вкусе, вид у него величественный и закоптелый", — писал в своём дневнике участник наполеоновского похода Анри-Мари Бейль, известный под псевдонимом Стендаль.

Бывший Овальный зал и парадная лестница
Бывший Овальный зал и парадная лестница

Дворец сильно пострадал от пожара 1812 года, Английский клуб съехал, и только спустя 8 лет Николай Гагарин пригласил ученика Матвея Казакова, архитектора Осипа Бове, восстанавливать дом. Но потом наследники решили всё-таки продать отцовский дворец. И к Осипу Бове обратились уже московские власти — он переделывал дом под Ново-Екатерининскую больницу. Её открыли в 1835 году. Архитектор построил парадную чугунную лестницу, а некогда Овальный зал превратил в домовую церковь.

Лепнина одного из залов и коридор на месте бывшей парадной анфилады
Лепнина одного из залов и коридор на месте бывшей парадной анфилады

Больница занимала дворец до 2009 года, правда, уже в наше время называлась по-другому, городской клинической №24. От исторических интерьеров практически ничего не осталось — реставраторам пришлось восстанавливать не только росписи и лепнину, но и даже пролеты чугунных лестниц. Реставрация закончилась в 2015 году, и бывший гагаринский дворец передали Московской городской Думе. Любители истории и архитектуры могут посетить его только на Дни культурного наследия.

Как вам перестроенный шедевр Матвея Казакова?

Вышла моя книга "Потайные двери Москвы" о старинных особняках. Найти её можно в «Лабиринте», в «Читай-городе», а также на «Озоне» и «Вайлдберрис».