Найти в Дзене
НАРОДНАЯ ДУША (18+)

Что такое экономика и кто должен иметь право заниматься психотерапией?

Фестиваль в Сан Исидро, Гойя
Фестиваль в Сан Исидро, Гойя

Что такое экономика с точки зрения психоанализа? Как они влияют друг на друга? Ведь в бизнесе психоанализ уже применяют полным ходом. Без всякого Божьего благословения! К чему это может привести?

То, что у нас и в мире ещё по инерции называют экономикой, не наука. Ведь сейчас она занимается не экономией людских и материальных ресурсов, а их безудержным уничтожением. А для чего? Якобы для создания расширенного спроса, то есть, искусственных массовых потребностей. А также опасных для здоровья универсальных способов их удовлетворения.

А с какой целью? С целью получения прибыли, естественно. Вот и всё, вопрос закрыт. В законах и уставах написано, что серьёзный убыток требует немедленной приостановки работы любого предприятия или банка. Что при этом происходит с людьми, их здоровьем, психикой, никого не волнует.

А откуда рождается этот спрос? Например, на те же автомобили. Когда-то автомобиль был способом передвижения и предметом роскоши. Сейчас он должен удовлетворять целый сонм инстинктов и вытесненных желаний: это способ подачи сигнала (истерия), это идентификация с объектом подражания, это иллюзия, сон, самолюбование и агрессия. А ещё для одних это могила, а для других бегство в тёплую и ласковую утробу. И многое другое.

Политэкономия считает, что все страны во все эпохи имели «базис» (производительные силы, промышленность, сельское хозяйство) и «надстройку» (производственные отношения,

организацию трудовых процессов, права собственности на орудия и результаты труда). Наука, культура, искусство, развлечения, — всё это тоже было надстройкой. Менялся базис, менялась и надстройка. Вместе с культурой, политикой, общественным строем. А если надстройка сопротивлялась — её сметали революционным путём.

А как на самом деле обстояли дела? На самом деле, всё было наоборот. Менялась наука, культура, запросы и потребности людей, их мировоззрение, образование и медицина, — приспосабливалось под них и производство. А в нашем постиндустриальном обществе скоро работать уже смогут сами машины. Под управлением роботов. И производить сами для себя орудия труда.

Так что базис, производительные силы общества — и раньше и сейчас — это его познавательные способности, идеологические принципы, знание психологии, творчество, способность делать открытия, создавать ценности и генерировать гениальные идеи на благо всей планеты Земля.

А пока мы пожинаем плоды работы всей прежней «экономики» и связанной с ней идеологии: бесконтрольное развитие и удовлетворение искусственных физических и психических потребностей. Говоря на нашем языке: переход их в сферу фантазмов и вытесненных бессознательных влечений. Которые, если их не удовлетворять, переходят в болезни.

Например, имея мощный автомобиль, слабый человек становится агрессивным, но «задавить» кого-нибудь всё-таки не может, опасаясь сурового наказания. Поэтому у него портится характер, он становится вспыльчивым и грубым, от чего страдают окружающие, а потом и он сам. У всех у нас перед глазами пример Михаила Ефремова: сначала безудержное пьянство, пошлость, цинизм, потом — автомобильная авария и заключение под стражу.

Проводя большую часть жизни в комфортном офисе, квартире, ресторане и за рулём, человек постепенно «зарабатывает» лишний вес, болезни сосудов, суставов, позвоночника и так далее. А женщины на приёме у психоаналитика прямо говорят: я еду иногда, и у меня непреодолимое желание, чтобы кто-то мне в «жопу» въехал. Или самой какой-нибудь твари туда «въехать».

……………….

Мы уже говорили о деньгах. Якобы — это особый товар, универсальный эквивалент стоимости и инструмент управления экономикой. В них выражена некая абстрактная стоимость труда, потребительская и меновая стоимость. Деньги бывают самые разные, они могут и сами иметь стоимость (если, например, это благородные металлы), но их главное достоинство заключается в том, что без них невозможен учёт, расчёты, торговля, кредит, взимание налогов и создание финансовых фондов, резервов, капитала, производства, распределение материальных благ. Государство также может существовать только благодаря исключительной привилегии создавать фиатные деньги из ничего. Это, конечно, не совсем деньги, а особый, «всеобщий товар договорных обязательств», как назвал их Маркс.

Деньги делают нас всех заложниками мировой финансовой системы и политики тех государств, которые имеют право выпускать в обращение мировые валюты и создавать неэквивалентный обмен сырья, товаров и услуг в свою пользу. Деньги также рождают спекуляции и создают все условия для обогащения одних людей за счёт других. При этом меняется восприятие реальности, психология поведения, теряется свобода личности и возникает целый набор скрытых умственных расстройств.

Да, деньги, также как богатство и прибавочная стоимость, в идеале создаются трудом, но ведь работая, человек тратит не только свою энергию, ум и здоровье, в конечном счёте он тратит всю свою жизнь. Поэтому деньги, прежде всего, это эквивалент жизни людей. Это наш главный национальный актив, который присваивает себе вначале государство, а за ним олигархи и прочие владельцы административных ресурсов, технологий, орудий труда и природных богатств, который они сначала кладут в обслуживающие их банки, а потом вывозят за границу. Вдумайтесь: наши овеществлённые жизни отрывают от родной земли и вывозят в неизвестном направлении в угоду чьим-то извращённым фантазиям, причудам и искусственным потребностям.

Если будущее человечества — это достижение всеобщей справедливости, то мы движемся прямо в противоположном направлении.

……………….

А ведь врачи во все времена знали и предупреждали, что любое извращённое удовлетворение потребностей опасно и грозит симптомами. Хотя самих болезней долгое время может и не наблюдаться.

Как это происходит? Если у вас сильная положительная конструктивность (чувство созидания, инстинкт жизни), а вы вместо неё используете отрицательную шизоидность (обречённость, безверие, абсурд), рано или поздно вы начнёте делать ошибки и приступите к «извращению» своих природных потребностей и способностей. Например, вместо семьи и детей вы заведёте библиотеку, днём и ночью будете скачивать в Интернете и читать мудрёные книги, писать свои. Выступать в блогах, пытаясь доказать свою значимость; обогащаться; с помощью каких-то гениальных идей решать собственные маленькие проблемы и даже замахиваться на проблемы вселенского масштаба.

Или, мешающую вам жить чрезмерную обсессивность (накопление и отторжение), заменяете физиологической депрессивностью (поедание и заглатывание внутрь), а потом фобией или истерией.

Или, культивируя природную маниакальность в себе самом (сексуальность и доминирование), в других людях пытаетесь заменить её на миролюбие, эмпатию, послушание, порядочность и целомудрие. Даже если они этому активно сопротивляются.

Конечно, ваш психоаналитик в этом разберётся. Для психоаналитика вопрос только в том, где эта скрытая болезнь в недалёком будущем «выскочит», будет ли это артроз третьей степени или ранняя деменция, инсульт или инфаркт. Или, когда это касается политиков и военных, она перерастёт в военный психоз и открытую агрессию.

……………………

Психоаналитику надо ещё уметь различать реальные потребности и стоящие на грани патологии защитные механизмы (это простые и сложные защиты, связанные с уходом от реальности для получения временного облегчения, например реакции, связанные с аффектом обречённости и аффектом иллюзии), бессознательные влечения, искусственные желания и фантазмы. Истинная потребность — это потребность в здоровом состоянии души, которая есть результат взаимодействия заданных природой тенденций и образуемых ими психосоматических циклов. Можете добавить «и влечений», но тогда надо обязательно расшифровать, каких именно? Вытесненных, не вытесненных, эротических, инстинктивных, сознательных, бессознательных и так далее. Каждое из которых может быть связано с жизнью (Тимосом) или смертью (Лахосом, Судьбой).

А вот это умение даётся не каждому.

……………….

Человечество научилось хорошо распознавать лишь так называемые базисные потребности, долгое неудовлетворение которых может привести к гибели или отказу от несправедливых условий существования. Например, толпа всегда хочет иметь «хлеб и зрелища». Поэтому экономика возникла как наука о правильном исследовании и удовлетворении базовых потребностей.

Имея уникальное финансовое и экономическое образование (МГИМО МИД СССР, кафедра международных валютных и кредитных отношений), зная три европейских языка и пройдя университетский курс по психологии, я этим очень заинтересовался. Начал активно читать, писать, консультировать клиентов и их терапевтов. По сути, я был первый в России экономист-психоаналитик, задумавшийся о создании всеобщей теории человеческих потребностей, связанных с сознательными и бессознательными психическими возможностями.

Потом я защитил диссертацию по философии и много лет проработал финансовым советником, директором акционерного общества за рубежом, советником президента и членом правления двух крупных иностранных банков, участвовал в работе правительственных делегаций. Продолжая работать над созданием своей собственной социально-аналитической теории потребностей.

Почему я это делал? Да потому, что количество потребностей современного человека всё растёт и растёт, их давно уже никто не исследует. Современная наука на это закрывает глаза, изучают только уровень доходов и уровень удовлетворённости своим существованием, так что теперь никто даже не знает, сколько у человека реальных потребностей и сколько искусственных. И к чему приведёт их безудержное удовлетворение.

Одних товаров широкого потребления насчитываются десятки тысяч наименований. Включая презервативы с запахом бананов и крем для отбеливания ануса. А ведь человеку нужно ещё уважение окружающих, смех и улыбки, возможность следовать своим убеждениям, сделать что-то важное в жизни, а также всегда иметь право выбора в сложных ситуациях (семейная жизнь, профессия, отдых, лечение и так далее). Не говоря уже о климате, экологии, перенаселённости, военных конфликтах и тому подобном.

Получается, что даже у среднего человека набор потребностей и наличие воли к их удовлетворению могут быть безграничными, а пути их достижения почти полностью отсутствовать. В таких случаях даже самые мудрые политические лидеры и работодатели часто не знают, что им делать. Высокой зарплаты оказывается мало для вознаграждения творческого и продуктивного труда, а если человек плохо трудится и ещё, к тому же, чувствует себя несчастным и больным, под угрозой оказывается весь производственный процесс. Горят леса, разбиваются воздушные лайнеры и взрываются атомные станции, вирусы выбираются из пробирок и сами по себе запускаются ракеты.

Так что, давно назрел вопрос, какими истинными (не патологическими) потребностями каждый из нас обладает, какие способности у нас есть для их достижения, и что надо сделать уже сейчас, пока человечество не скатилось в бездну безразличия, экономического и социального неравенства, войн и катастроф.

Но вместо этого, люди идут на приём к клиническому психологу или психоаналитику с докторской степенью по медицине и просят им помочь. И доктора начинают искать некие патологии в подавленной сексуальности или чувстве вины от запретных мыслей и желаний.

А ведь причины потери психического здоровья в наше время всё больше экономические и финансовые. Они могут вовсе не зависеть от аморальных влечений, бессознательных идентификаций и дремлющих инстинктов разрушения и смерти, а происходить от непонимания себя самого, смысла жизни, отсутствия божественных озарений и психологически правильных способов достижения целей.

Врач ждёт признаний о переживании детских травм, а у пациента, вместо трансформации плохих желаний в хорошие и личностного роста, наступает разрыв с реальностью, паника и депрессия. И ему выписывают нейролептики, обезболивающие, снотворные, витамины, микроэлементы, физиотерапию. А потом и химиотерапию.

Рискну предположить, что давно пора терапевтов и аналитиков готовить не только из врачей, но и из опытных финансистов, имеющих опыт управления бизнес-процессами, компаниями, банками, государственными учреждениями. Наверное, неплохие консультанты могли бы также получаться из поэтов, писателей, людей творческих профессий.

Их видение жизни, их интуиция, способность к нестандартным решениям могут быть гораздо более ценны для пациентов, чем разговоры об актуализации творческого потенциала, возврате к самому себе, любви к ближнему, мудрости и всепрощению. Ведь такие разговоры могут быть даже опасными, если люди страдают от несправедливости, унижения, безработицы, не имеют необходимых навыков, компетенций и чувствуют себя лишними в этом мире.

Прежде чем соглашаться на любой вид когнитивной, поведенческой, гуманистической или глубинной динамической терапии, я бы посоветовал таким пациентам показать своим психотерапевтам годовой баланс, отчёт о прибылях и убытках, и заключение аудиторов о своей компании с тем, чтобы они могли более аргументированно высказать своё мнение о реальном положении их дел, перспективах и жизненных сценариях.

Ведь если картина мира изобилует белыми пятнами и искажена не только у пациентов, но и у самих терапевтов, у мировых политиков, руководителей крупных компаний, чиновников, биржевых спекулянтов, банкиров и инвесторов, то рано или поздно наступит неминуемая хаотизация всей экономики и социальной жизни, возникнут кризисы, глобальные конфликты, закрытие предприятий, во многих районах начнёт преобладать бедность, безысходность, миграция населения и прочие несчастья.

И никакой искусственный интеллект, никакие нейросети, технологии и накопленные базы данных не смогут ими управлять. Ибо не законы правят миром, а тенденции. It's not laws that rule the world, but trends.

# экономика # мировоззрение # психотерапия #онтологические тенденции